Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа
В данной курсовой работе автор изучает значение менеджмента, а так же узнаёт об особенностях его развития в нашей стране. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности. Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
В в е д е н и е……………………………………………………………….….3-ст.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Причины возникновения теории менеджмента…………………………5-ст.
1.2. Этапы развития теории менеджмента…… ………………………….…6-ст.
ГЛАВА 2. ШКОЛЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Школа научного управления…………………………………………...8-ст.
2.1.1.Классическая (административная) школа в управлении……………..9-ст.
2.1.2.Школа психологии и человеческих отношений…………..………....10ст.
2.1.3.Школа науки управления……………………………………………...11-ст.
2.2.Разнообразие моделей менеджмента.
2.2.1.Особенности Американской модели……………………………….12-ст.
2.2.2.Характеристика Японской модели…………………………………....13-ст.
2.2.3.Заподноевропейская модель менеджмента…………………………..14-ст.
2.3. Отечественная система менеджмента особенности и различия…..…16-ст.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е……………………………………………… 19-ст.
Список литературы…………………………………………………………..20-ст
Качественные изменения в самих организациях - их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирования современного менеджмента в его нынешнем понимании.
Более полно подходы управления представлены и описаны в Приложение 1. Развитие теории и практики менеджмента в XXом веке.
.
ГЛАВА 2. ШКОЛЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1.Школа научного управления
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Форда. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «"научно»", опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.[ 9-С.93]
Этот метод исследования
впервые был применен к отдельно
взятому предприятию
Целью Тейлора было
создание системы научной
Основной задачей
Другой ложный принцип
системы Тейлора заключался в
провозглашении единства экономических
интересов рабочих и
Значительный вклад в
развитие системы Тейлора внес Г.
Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы
трудовой деятельности применительно
к любому производству независимо от
рода его деятельности. Генри Форд
продолжил идеи Тейлора в области
организации производства. В системе
Тейлора центральное место
2.1.1 Классическая (административная) школа в управлении
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджерпрактик, один из основоположников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч[5-С.68]. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
- четкое функциональное разделение труда;
- передача команд и распоряжений сверху вниз;
- единство распорядительства ("никто не работает более чем на одного босса");
- соблюдение "диапазона контроля" (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных);
Все вышеуказанные принципы
построения организации справедливы
и для настоящего времени, несмотря
на то, что достижения НТП наложили
на них определенный отпечаток. Так,
широкое использование в
2.1.2.Школа психологии и человеческих отношений
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «"человеческих отношений»" обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.[15-С.39]
Одним из главных
отличий школы психологии и
человеческих отношений
К недостаткам школы психологии
и человеческих отношений можно
отнести игнорирование вопросов
самоуправления и самоорганизации
рабочих в производстве, учеными
был явно завышен уровень воздействия
на рабочих с помощью социально-
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации.
К числу исследователей,
уделивших этим проблемам
Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
2.1.3. Школа науки управления
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.[ 7-С.59]
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно
связан с системным и процессным
подходами и расширяет их применение
на практике. Сущность его заключается
в определении понятия
Второе направление школы
науки управления связано с развитием
точных наук и, прежде всего, математики.
В современных условиях многие ученые
называют это направление новой
школой. Начало применения математических
методов в экономических
2.2. Разнообразие моделей менеджмента
2.2.1.Особенности Американской модели
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы.
Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист
Роберт Хейлбронер указал на три основных
исторически сложившихся
Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды. Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций.
Информация о работе Современные теории менеджмента: их особенности и различия