Современные теории менеджмента: их особенности и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе автор изучает значение менеджмента, а так же узнаёт об особенностях его развития в нашей стране. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности. Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………….….3-ст.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.Причины возникновения теории менеджмента…………………………5-ст.

1.2. Этапы развития теории менеджмента…… ………………………….…6-ст.

ГЛАВА 2. ШКОЛЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Школа научного управления…………………………………………...8-ст.

2.1.1.Классическая (административная) школа в управлении……………..9-ст.

2.1.2.Школа психологии и человеческих отношений…………..………....10ст.

2.1.3.Школа науки управления……………………………………………...11-ст.

2.2.Разнообразие моделей менеджмента.

2.2.1.Особенности Американской модели……………………………….12-ст.

2.2.2.Характеристика Японской модели…………………………………....13-ст.

2.2.3.Заподноевропейская модель менеджмента…………………………..14-ст.

2.3. Отечественная система менеджмента особенности и различия…..…16-ст.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е……………………………………………… 19-ст.

Список литературы…………………………………………………………..20-ст

Работа содержит 1 файл

чистовик курсовой.docx

— 56.65 Кб (Скачать)

    Качественные изменения в самих организациях - их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирования современного менеджмента в его нынешнем понимании.

  Более полно подходы управления представлены  и описаны в Приложение 1. Развитие теории и практики менеджмента в XXом веке.

.

 

ГЛАВА 2. ШКОЛЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1.Школа научного управления

 

     Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Форда. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «"научно»", опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.[ 9-С.93]

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует  считать основоположником научного управления производством. Термин «"научное управление»" впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей.

 Целью Тейлора было  создание системы научной организации  труда, базирующейся на основе  экспериментальных данных и анализе  процессов физического труда  и его организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению - это определенная специальность.

 Основной задачей предложенной  им системы Тейлор считал сближение  интересов всего персонала предприятия. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда.

Другой ложный принцип  системы Тейлора заключался в  провозглашении единства экономических  интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда [7-С.30].

Значительный вклад в  развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно  к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области  организации производства. В системе  Тейлора центральное место занимал  ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг  в развитии системы Тейлора.

 

2.1.1 Классическая (административная) школа в управлении

 

     Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджерпрактик, один из основоположников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому  часто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается  в том, что он разделил все функции  управления на общие, относящиеся к  любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к  управлению промышленным предприятием.Последователями  Файоля, развившими и углубившими  основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч[5-С.68]. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

- четкое функциональное  разделение труда; 

- передача команд и  распоряжений сверху вниз;

- единство распорядительства  ("никто не работает более чем на одного босса");

- соблюдение "диапазона  контроля" (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных);

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

 

2.1.2.Школа психологии и человеческих отношений

 

     Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

   Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «"человеческих отношений»" обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.[15-С.39]

 Одним из главных  отличий школы психологии и  человеческих отношений является  внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого  поведения. Одним из основателей  школы психологии и человеческих  отношений является профессор  Школы бизнеса Гарвардского университета  Элтон Мэйо. Представители школы  «"человеческих отношений»" рекомендовали  уделять серьезное внимание изменению  неформальной структуры при перестройке  формальной структуры организации.  Формальный менеджер должен стремиться  к тому, чтобы стать и неформальным  лидером, завоевав «"привязанности  людей»". Это - не простая задача, а «"социальное искусство»".[11-С.70]        

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно  отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации  рабочих в производстве, учеными  был явно завышен уровень воздействия  на рабочих с помощью социально-психологических  методов.

Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных  и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации.

 К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное  внимание, следует отнести: А.  Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда,  К. Альдерфера.[9-С.168]

Наиболее последовательно  концепция мотивации развита  видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

 

2.1.3. Школа науки управления

 

     Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.[ 7-С.59]

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует  и в настоящее время. В школе  науки управления различают два  главных направления:

  Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно  связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается  в определении понятия ситуации, под которой подразумевается  конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию  в определенное время. Заслуга школы  науки управления заключается в  том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы  науки управления связано с развитием  точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой  школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях  в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877). Возможность  использования математики для решения  экономических проблем вызвала  большой интерес в России.

 

2.2. Разнообразие моделей менеджмента

2.2.1.Особенности Американской модели

 

     Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы.

   Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20-30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

      Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ  организации производства.

3. Корпорация как основная  форма предпринимательства.

Американский экономист  Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода  к распределению ресурсов общества. Это - традиции, приказы и рынок.

Традиционный подход имеет  в виду распределение экономических  ресурсов общества посредством сложившихся  традиций, от одного поколения к  другому. Командный подход подразумевает  распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение  ресурсов с помощью рынка, без  какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

 Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Основой стратегического  управления является системный и  ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная  культура и пр.) среды. Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций.

Информация о работе Современные теории менеджмента: их особенности и различия