Современные теории менеджмента: их особенности и различия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе автор изучает значение менеджмента, а так же узнаёт об особенностях его развития в нашей стране. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности. Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………….….3-ст.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.Причины возникновения теории менеджмента…………………………5-ст.

1.2. Этапы развития теории менеджмента…… ………………………….…6-ст.

ГЛАВА 2. ШКОЛЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Школа научного управления…………………………………………...8-ст.

2.1.1.Классическая (административная) школа в управлении……………..9-ст.

2.1.2.Школа психологии и человеческих отношений…………..………....10ст.

2.1.3.Школа науки управления……………………………………………...11-ст.

2.2.Разнообразие моделей менеджмента.

2.2.1.Особенности Американской модели……………………………….12-ст.

2.2.2.Характеристика Японской модели…………………………………....13-ст.

2.2.3.Заподноевропейская модель менеджмента…………………………..14-ст.

2.3. Отечественная система менеджмента особенности и различия…..…16-ст.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е……………………………………………… 19-ст.

Список литературы…………………………………………………………..20-ст

Работа содержит 1 файл

чистовик курсовой.docx

— 56.65 Кб (Скачать)

 

«Современные теории менеджмента: их особенности и различия»

 

Оглавление

 

 

В в е д е н и  е……………………………………………………………….….3-ст.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.Причины возникновения  теории менеджмента…………………………5-ст.

1.2. Этапы развития теории менеджмента…… ………………………….…6-ст.

ГЛАВА 2. ШКОЛЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Школа научного управления…………………………………………...8-ст.

2.1.1.Классическая (административная) школа в управлении……………..9-ст.

2.1.2.Школа психологии и человеческих отношений…………..………....10ст.

2.1.3.Школа науки управления……………………………………………...11-ст.

2.2.Разнообразие моделей менеджмента.

2.2.1.Особенности Американской модели……………………………….12-ст.

2.2.2.Характеристика Японской модели…………………………………....13-ст.

2.2.3.Заподноевропейская модель менеджмента…………………………..14-ст.

2.3. Отечественная система менеджмента особенности и различия…..…16-ст.

З А К Л Ю Ч Е  Н И Е……………………………………………… 19-ст.

Список литературы…………………………………………………………..20-ст. 

Приложения

 

 

 

В В Е Д Е Н И  Е

 

 В данной курсовой работе автор изучает значение менеджмента, а так же узнаёт об особенностях его развития в нашей стране. История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности. Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще. Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в  третьем тысячелетии до н.э.  На определенном этапе жрецы  отказались от приношения кровавых  жертв богам, а стали взимать  дань продуктами. Они накапливались,  обменивались и пускались в  дело.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского  правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до  н.э.), который попытался организовать  эффективную систему управления  своей огромной империей. Знаменитый  свод Хаммурапи, содержащий 285 законов  управления государством, является  определенным этапом в развитии  менеджмента. Хаммурапи, по мнению  Ходжеттса, был первым, кто стал  целенаправленно работать над  созданием своего образа «заботливого  покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне  царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до  н.э.), который значительно усовершенствовал  организацию труда на текстильных  фабриках и зернохранилищах. Однако  первое проявление настоящего  интереса к управлению как  к самостоятельному виду профессиональной  деятельности относится только  к началу двадцатого века.

В данной работе рассматривается раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента как научной дисциплины. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Менеджмент – путь в будущее. Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что эта система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли. 

     В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

     Актуальность  изучаемой темы заключается в то что современный менеджмент использует тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приемы, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход. Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д. Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. [1-С.7-8]

       Объект  исследования - особенности и различия менеджмента .

      Предметом исследования являются современные теории менеджменета.     Целью курсовой  работы является анализ истории развития современной теории менеджмента, его особенностей и различий, приминение этих теорий на практике в современных условиях в управленческой работе предприятия.

         В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

- Выявить основные причины  возникновения теории менеджмента. 

- Рассмотреть возникновение,  формирование и содержание различных  школ управления.

- Изучить разнообразие  моделей менеджмента.

В исследовании использованы научные труды таких зарубежных специалистов, как А. Адлер, М. Альберт, И. Ансофф, Д. Бодди, М. Гетман, Дж. Голдсмит, Р. Дафт, П. Друкер, Д. У. Дункан, К. Йеспер, К. Клок, М. Коултер, К. Макхэм, М. Мескон, Р. Пейтон, С. П. Роббинс, Р. Салмон, Ф. У. Тейлор, Ф. Хедоури и др.  Развитию современной теории менеджмента  и рассмотрению его аспектов посвящены  научные исследования Л. Е. Басовского, А. С. Белоусова, Т. В. Бутовой, Р. С. Гальковича, Л. А. Журавлевой, Н. И. Кабушкина, A. В. Карпова, С. В. Катрич, П. А. Кохно, А. И. Кравченко, И. И. Мазура, В. И. Набокова, Н. Г. Ольдерогге, Ю. Ю. Петрунина, А. К. Семенова, В. С, Соловьева, и др.

 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.Причины возникновения теории менеджмента

    

    Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу XX века. Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

    Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии. Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США.

       В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования.

       Второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления стала сложившаяся рыночная ситуация.[ 2-С. 52]

     Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX - начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления. Появление и оформление управления как области научных исследований было.

    Во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении.

    Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.

 

 

     В-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы. Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем. В то же время в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.

С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению: Подход к управлению с позиций выделения  различных школ, базирующихся на соответствующих  концепциях. Процессный подход. Системный  подход. Ситуационный подход. [2-С. 54]

 

                                                                                                    

1.2.Этапы развития теории менеджмента

     Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

      Рассматривая этапы развития теории менеджмента выделяют несколько основных исторических периодов.

    1.период - древний.  Это наиболее длительный период, он продолжался приблизительно  с 7-9 тысячелетия до н.э. и  до XVIII века нашей эры.

   Вся история человечества - это и история управления. Создание письменности древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты - необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже - китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции - планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривали управление как особый вид искусства. Сократ одним из первых дал характеристику управления как особой сферы деятельности, проанализировал различные формы управления на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

      Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

 Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками

  В XVI-XVII столетиях содержание управления организациями уже исследуется по ряду направлений.

   2 период - индустриальный период (1776-189гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он считается специалистом в области труда, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся в настоящее время направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации и управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

      3 период - период систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. В течении времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на учение сил управления, действующих в их окружении. Искались новые, белее систематизированные подходы к управлению.

Информация о работе Современные теории менеджмента: их особенности и различия