Современные стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Я попытаюсь ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на
достижение целей организации. Другими словами, цель написания этой работы есть - рассмотрение и анализ стилей руководства персоналом и их достоинства и недостатки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….1
1.Руководство и лидерство……………………………………………………..2-3
2.Стили управления…………………………………………………………….4-6
2.1. Классификация Курта Левина……………………………………….6-8
2.2. Теория Дугласа Мак Грегора……………………………………….8-12
2.3.Четыре системы Рэнсиса Лайкерта……………………………………12
2.4. «Управленческая сетка ГРИД»……………………………………12-14
3. Формирование индивидуального стиля…………………………………15-17
Заключение……………………………………………………………………….18-19
Список литературы…………………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

готовый.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Введение.

    Во  второй половине XIX века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами.

    В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

    В настоящее время существует некоторый  минимум различных характеристик  для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль управления персоналом.

    Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

    Я попытаюсь ответить на вопрос, как  должен вести себя руководитель, и  какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на

достижение  целей организации. Другими словами, цель написания этой работы есть - рассмотрение и анализ стилей руководства персоналом и их достоинства и недостатки. 
 

1.Руководство и лидерство.

    Руководство - деятельность, направленная на обеспечение упорядоченного, целенаправленного функционирования людей в коллективах и группах.

    Лидерство - способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

    В практическом, обиходном смысле можно  сказать, что это синонимы. Но так ли это на самом деле? Даже такие, казалось бы, идентичные понятия как "управление" и "руководство" нельзя полностью считать синонимичными. Так как управление может распространяться на предметы, вещи, технические системы, а руководство - только на людей. Управление поддается формализации, стандартизации, а руководство есть субъективная реальность во всей ее многообразности. Однако в аспекте рассматриваемых теорий эти понятия считаются скорее синонимами, чем антонимами.

    Так что же общего и различного в руководстве и лидерстве?

    Руководство концентрируется на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство  на том, чтобы люди делали правильные вещи.

    Иначе говоря, лидер и руководитель могут  быть совершенно разными людьми. Эффективный  руководитель (менеджер) обязательно является эффективным лидером. Особенно наглядно это показано в следующей таблице.

    Табл. 1. Отличие менеджера от лидера.

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим целям
План-основа действий Видение - основа действий
Полагается  на систему Полагается на людей
Использует  доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает  движение Даёт импульс  движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Уважаем Обожаем
Делает  дело правильно Делает правильное дело

    Очевидно, на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений  управления. Большинство менеджеров обладают как минимум задатками  лидеров. Однако все теории рассматриваются всего лишь систему, и сколько бы много факторов в ней не учитывалось в реальной жизни все гораздо сложнее. Многие авторы объединяют теории лидерства и теории руководства, так как неоспоримым фактором является и то, что стиль руководства характерен и для лидерства, и для руководителя. Однако нельзя забывать, что, несмотря на общность этих понятий между ними есть достаточно существенные различия, найти которые бывает тяжело. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              2.Стили управления.

    Слово “стиль” - греческого происхождения.  Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении

“почерк”. Отсюда можно считать, что стиль  руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.

    Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Стиль руководства проявляется и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. О нём можно судить  по тому, как организованы личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого коллектива.

    Наиболее  ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то возможно и развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

    В дальнейшем возник другой, поведенческий  подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации.

    Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

    Но  и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.

    Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:

-   личных качеств (качественный подход - Trait Approach);

- особенностей поведения человека в организации (поведенческий - Behavioral Approach);

-   конкретной ситуации(ситуативный - Situational Contingency Approach).

    Согласно  поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.

    О стиле руководства, а особенно о  стилях лидерства говорили и писали с давних пор. Однако само возникновение  этого понятия связывают с  американским исследователем Куртом Левиным, который с группой ученых в 1939 году занялся изучением этой проблемы. Следует отметить, что еще до этих исследований существовала так называемая качественная теория.

    Исследование  руководства длительное время состояло в том, чтобы найти и выделить важные критерии для отбора руководящих кадров.

    При этом основной акцент делался на определение  специфических личных качеств, которые  отличают руководителя от подчиненного. Однако единства ни в методах определения  этих качеств ни в указании этих качеств не наблюдалось. Поэтому не существует никаких научно-гарантированных качеств необходимых непосредственно руководителю.

    Классификация стилей управления обычно представляются в теориях стилей руководства, при  этом сами теории различно группируются современными авторами.

    2.1. Классификация Курта Левина.

    Под традиционным подходом понимаются возможно, самые ранние исследования эффективности стилей лидерства, проведенные Куртом Левином (Lewin) и его коллегами Липпитом (Lippitt) и Уайтом (White) в 1939 г., во время которых они изучили воздействие автократичного, демократического стилей управления и стиля невмешательства (Laissez- faire- Fuhrungsstils) на подростков. Основными критериями для разделения стилей руководства являлись: степень активности руководителей и сотрудников и степень вовлечения сотрудников в процесс принятия решения.

    По  классификации К.Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным,  демократическим или либеральным (Рис 1).

                            Рис.1. Стили руководства.                        

                             

Авторитарный               Демократический               Либеральный

    

           
         
           
       
 

    В своем знаменитом исследовании Левин  обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.

    Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

         Автократичный, демократический и попустительский стили можно охарактеризовать с двух позиций:

  1. формальная сторона,
  2. содержательная сторона.

Характеристика  стилей с точки зрения этих сторон представлена в табл. 2.

Табл. 2

Формальная  сторона Содержательная  сторона
Авторитарные (директивный) стиль
- Деловые краткие.

Распоряжения.

- Запреты без  снисхождения с угрозой

- Чёткий язык, неприветливый тон

- Похвала и  порицание субъективны

- Эмоции в  расчёт не принимаются

- Показ приёмов  - не система

- Позиция руководителя  – вне группы

- Дела в группе  планируются руководителем заранее  (во всём их объёме)

- Определяются  лишь непосредственные цели, дальние не известны.

- Голос руководителя - решающий.

Демократический (коллегиальный) стиль
- Инструкции в форме

предложений.

- Сухая речь, а товарищеский тон.

- Похвала и  порицание – с советами.

- Распоряжения  и запреты – с дискуссиями.

- Позиция руководителя – внутри группы.

- Мероприятия  планируются не заранее, а в  группе.

- За реализацию  предложений отвечают все.

- Все разделы  работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Нейтральный (попустительский) стиль
- Тон конвенциальный.

- Отсутствие похвалы и порицаний.

- Никакого сотрудничества.

- Позиция руководителя - внутри группы.

- Дела идут  сами собой.

- Руководитель  не даёт указаний.

- Разделы  работы складываются из отдельных  интересов или исходя от лидеров  подгрупп.

Информация о работе Современные стили руководства