Современные подходы к теориям лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей, всегда было интересно знать, что влияет на факт лидирования человека над другими. Изучение вопросов связанных с лидерами осуществляли многие ученые и философы, с развитием экономических наук, данные работы стали проводиться в их русле. В начале двадцатого столетия началось изучение менеджмента. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 – 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению лидерства 5
2. Современные тенденции изучения лидерства 9
3. Современный лидер 16
3.1. Основные качества и характеристики современного лидера 16
3.2. Современный менеджмент и авторитарное лидерство 20
Заключение. 24
Список использованной литературы. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая д.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

ФЕДРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра управления и  экономики таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Современные подходы к теориям лидерства»

 

 

 

 

 

 

Студентки экономического факультета

заочной формы обучения, группа 3.1

 

 

Проверил: д.ф.н.,

Тен Ю.П.

 

 

 

 

Ростов – на – Дону

2012 г.

 

 

Содержание

 

Введение

Интерес к лидерству  возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей, всегда было интересно знать, что влияет на факт лидирования человека над другими. Изучение вопросов связанных с лидерами осуществляли многие ученые и философы, с развитием экономических наук, данные работы стали проводиться в их русле. В начале двадцатого столетия началось изучение менеджмента. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 – 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70- х годов  интерес к изучению лидерства  начал расти еще больше, о чем  свидетельствует появление работ  Дж. Мак – Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.

Однако, во времена СССР в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, существовала система партийного выдвижения, а лидеры появлявшиеся в организациях являлись скорее исключением, чем целенаправленной работой. В те годы не было исследования проблем лидера, в связи с чем, большинство работ в данной области принадлежит западным ученым.

В настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы теорий лидерства, создаются специальные курсы, тренинги и семинары, на которых обсуждается проблема лидерства. Одним из ярчайших представителей бизнес тренеров в данном вопросе является Радислав Гандопас.

Тема данной курсовой работы является весьма актуальной, поскольку  вопросы формирования лидерства  являются очень весомыми для социализации индивида.

Изучение проблемы лидерства  необходимо для выработки методов  эффективного руководства, отбора и  формирования новых лидеров.

Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

В одном из своих интервью, Радислав Гандапас указал, что, не смотря на кризис, интерес аудитории к вопросам лидерства только возрастает. Отсюда ясно, что проблемы руководства и лидерства в организациях на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение теорий лидерства.

Цель данной курсовой работы – исследование основных теорий лидерства в современной управленческой литературе.

 

1. Теоретические подходы к изучению лидерства

В исследовании лидерства  выделяют три основных подхода –  теория личностных качеств, поведенческий  подход и ситуационный подход. Начиная  с 1920-х годов, последователи теории личностных качеств пытались выяснить, какие характеристики человека обеспечивают лидерство. Развивая эту мысль, исследователи полагали, что если бы эти «особые» качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться «воспитывать» в себе лидера.

Теория черт исходит из положений  немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. В рамках теории черт были разработаны концепции трансформационного и харизматического лидерства. [11]

Трансформационное лидерство –  процесс достижения значительных изменений в установках и представлениях членов организации и формирование приверженности значительным изменениям в целях и стратегии организации. Трансформационное лидерство предполагает оказание лидером влияния на подчиненных, но эффектом этого влияния является расширение полномочий подчиненных, которые также становятся лидерами в процессе преобразования организации.

При харизматическом  лидерстве в центре внимания находится  отдельный лидер. Харизматическое  лидерство – это лидерство, построенное  на энергетике, обаянии, умении вдохновлять, вести за собой. Хотя большинство исследователей соглашаются с тем, что харизма – это особый дар и ему нельзя научиться, существуют некоторые аспекты харизматического лидерства, которые каждый может применять на практике. [7]

Это использование личной власти, преданность общему делу, четкое видение будущего, способность брать  на себя риск и эффективно действовать  в ситуации неопределенности. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц – возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт не решаема.

Неудачные попытки в  определении универсальных личностных черт заставили ученых в начале 1950-х годов взглянуть на проблему лидерства с другой стороны. Исследователей интересовал вопрос о поведении лидеров в организации: какие роли они играют, как управляют и взаимодействуют с людьми. Поведенческий подход направлен на анализ лидерства в контексте реализуемого лидером поведения и выделение универсальных поведенческих особенностей, обеспечивающих ему успех. Сторонники поведенческого подхода предполагают, что лидерству можно обучать. Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью. [10]

Приверженцы ситуационного подхода считают, что лидерство – это продукт конкретной ситуации. Основная идея подхода заключается в том, что эффективный лидер может оценить ситуацию и адаптировать к ней свое поведение. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. [8]

В рамках данного подхода  были разработаны четыре теории: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчелла и Хауса «путь – цель», теория жизненного цикла Херси и  Бланшара и модель принятия решений  руководителем Врума-Йеттона.

Общим для всех этих теорий является признание того, что лидерство  невозможно понять в отрыве от характеристик  группы и ситуации. Таким образом, в настоящее время лидерство  предстает как сложное многоплановое  явление, определяемое целым рядом факторов.

Особо выделяются компенсаторные теории лидерств, обязанные своим происхождением психодинамической парадигме (в основном последователям неофрейдизма). Общая идея этих теорий состоит в том, что лидерство рассматривается как поведение, нейтрализующее или компенсирующее некоторые болезненные переживания и внутриличностные противоречия. Например, среди движущих мотивов лидерства называют стремление к власти, которое компенсирует чувство неполноценности, стремление к контролю ситуации, компенсирующее тревогу, связанную с фрустрированной потребностью в безопасности. [11]

Все вышеназванные теории лидерства рассматривают лидерство  как внутренний феномен, связанный  с характеристиками самого лидера —  будь то врожденными или приобретенными. Наряду с этими теориями существуют другие концепции, в которых лидерство рассматривается исключительно как результат влияния внешних, социальных (а не личностных) факторов.

Одна из них — теория лидерства как функции группы. Основатель данной теории Дж. Хоманс считает, что каждая социальная группа — это группа ведомых, нуждающихся в лидере, а лидера он определяет как человека, наиболее полно отражающего групповые ценности, способного удовлетворить потребности и ожидания группы. [5]

Следующий шаг на пути осмысления лидерства — теория ситуативного лидерства. Основатель этой теории Р. Стогдилл считал, что личность становится лидером не в силу своих особых черт и потребностей членов группы, а в силу ситуации. Экспериментально он установил, что одна и та же личность в одной и той же группе становится лидером в одной ситуации и не становится в другой. Некоторые авторы пытаются сочетать внешние факторы (фактор окружения, фактор ситуации и пр.), создавая комбинированные теории лидерства. Так, например, по мнению Ф. Фидлера, имеются три главные переменные, присутствующие в групповых процессах и оказывающие влияние на эффективность деятельности лидера и группы в целом: характер взаимоотношений между лидером и членами группы, степень структурированности задачи, позиционная власть лидера, определяемая его полномочиями. [3]

В настоящее время  многие исследователи пытаются создать интегративный подход к лидерству, в котором будут обобщены все факторы, инициирующие и поддерживающие процесс лидерства в группе. К примеру, американский социолог и психолог Дуглас Мак-Грегор создал теорию взаимосвязанных факторов; в которой выделил четыре основных фактора: характеристики личности лидера, отношения, потребности, интересы, личностные характеристики ведомых, особенности организации, ее структура, природа решаемых в ней задач, политическая, экономическая, социальная среда. [5]

 

2. Современные тенденции изучения лидерства

В последнее время  появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Проблемы лидерства на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феномена лидерства.

Если проанализировать личности руководителей, то будет установлено наличие разнообразных подходов к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя. В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности лидера (руководителя).[1]

Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень качеств для конкретной должности в конкретной организации. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств. В структуре личностных свойств руководителя выделяются четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества. Этот подход имеет свои ограничения. Представления о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик. Возможность развития личности лишь констатировалась, и предполагалось, что оно происходит как простое изменение отдельных качеств, изолированных свойств. Абстрактность понимания качеств руководителя, их неувязка с теми или иными управленческими ситуациями, субъективизм выделения и понимания профессионально важных качеств, отсутствие разграничения общих качеств от специфических, присущих руководителю как личности, тоже явились определенным недостатком. [13]

Конкурентный подход предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней. В структуре личности руководителя выделяются административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию. При анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного. Интерпретация выявленных различий может быть связана с существенными трудностями: причинами различий могут быть как специальный отбор, так и формирование личностных новообразований, обусловленных особенностями деятельности или системным окружением, профессиональная деформация. Следовательно, вместо профессиональных качеств исследователи могут выявлять особенности критериев отбора руководителей или условия их формирования. [1]

Информация о работе Современные подходы к теориям лидерства