Современные модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы: подробно рассмотреть эти модели менеджмента.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть подробно каждую из моделей;
2. Рассмотреть конкретный пример компании (в нашем случае российской компании);
3. Сравнить российскую модель менеджмента с зарубежными.

Содержание

Введение .................................................................................................. 3
Глава 1. Современные модели менеджмента ................................... 4
1.1 Понятие и роль современных моделей менеджмента ......... 4
1.2 Известные модели менеджмента ........................................... 4
1.3 Становление и развитие менеджмента в США .................... 5
1.4 Особенности и основные черты японского менеджмента 12
Глава 2. Модели менеджмента, используемые в России .............. 25
2.1 Характеристика дальневосточного предприятия ООО ПК
“Град Сталь” .......................................................................... 25
2.2 Сравнительная характеристика российской и зарубежных
моделей (на примере предприятия ООО ПК “Град Сталь”) ... 28
2.3 Возможности использования зарубежного опыта ...............
Заключение ..............................................................................................
Список используемой литературы ......................................................

Работа содержит 1 файл

Doc1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Как и их зарубежные коллеги, американские менеджеры очень много работают: 60-часовая рабочая неделя для них - норма. Многие же из них трудятся даже по 90 ч в неделю.

На рабочем месте они уже в 6 или 7 ч утра. Менеджеры появляются на работе задолго до того, как приходит основная масса сотрудников.

После окончания рабочего дня менеджеры отправляются домой пообедать и побыть с семьей. Поздно вечером они снова за деловыми бумагами, вплоть до отхода к 5 - 6-часовому сну. Такой труд порой прихватывает у них несколько часов в субботу и воскресенье. В результате реально более половины менеджеров проводят вне дома до 70 % времени.

Интенсивный режим работы требует хорошего здоровья, физической подготовки. Как бы ни был напряжен рабочий день, большинству из менеджеров удается найти время на занятия физкультурой.

Американские менеджеры, особенно молодые, стремятся продвинуться по служебной лестнице и не скрывают этого. Редко кто из современных американских менеджеров убежден в том, что продвижение по службе происходит исключительно в силу его личных заслуг. Обычно это следствие оптимального сочетания деловых качеств и умения работать в команде.

В целом можно сказать, что современные американские менеджеры довольны своей жизнью. Интересный, напряженный труд в сочетании с достойной зарплатой делает их жизнь полноценной.

Однако не следует идеализировать американскую модель менеджмента. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности. Особое внимание уделяется нормальным рабочим отношениям.

Если на работе двое сотрудников не уживаются, то считается, что лучше уволить обоих, чем разбираться в причинах склоки. Если станет известно, что кто-то плохо отозвался о человеке другой национальности или цвета кожи, то его не только наверняка выгонят, но и сделают все для того, чтобы найти другую работу ему было очень сложно. Утрата же работы у американцев ассоциируется с потерей свободы, т.е. главной жизненной ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Особенности и основные черты японского менеджмента.

 

Экономическую модель создают люди в течение многих лет, с учетом географических, исторических, национальных, религиозных или иных особенностей. Они построили эту модель для себя, чтобы им было лучше и удобнее жить.

Одна модель может быть основана больше на коллективном хозяйстве, а другая содержит больше элементов рыночных отношений Конечно, с развитием глобализации мировой экономики люди стали больше общаться друг с другом и в национальной экономике отдельных стран появились общие элементы - рыночные отношения. Но в своей основе национальная экономика каждого государства имеет определенную специфику. Именно это дает основание экономистам Японии говорить о наличии различных моделей капитализма. Мы знаем, что японская и американская модели менеджмента имеют общий признак: рыночная экономика. Для лучшего понимания рассмотрим табл.2.

Для того чтобы понять причины "экономического чуда" и истоки высоких темпов роста послевоенной экономики Японии, важно учитывать следующее.

Во-первых, Япония имеет свою модель национальной экономики, отличную от моделей других промышленно развитых стран, хотя все они базируются на рыночной или капиталистической основе. Особая японская модель национальной экономики стала одним из решающих факторов обеспечения социально-экономических успехов в этой стране после войны.

Во-вторых, вновь созданная модель национальной экономики Японии значительно отличается и от довоенной. После поражения в войне японцы, активно используя достижения западной экономики, все же сумели сохранить свои национальные, религиозные и исторические особенности.

 

 

 

Таблица 2 - Особенности трех типов капитализма[1]

Особенности

Виды капитализма

 

 

японский

американский

История

Имеет богатую историю, поэтому религия, семья, культура, традиции и другие факторы создали особый тип национальной экономики

Является молодым капиталистическим государством, поэтому исторический фактор еще недостаточно проявляется при определении особенностей национальной экономики

Островное положение государства

Склонность к изоляции, индивидуальность и трудности в общении с другими; слабые знания иностранных языков

Склонность к изоляции, индивидуальность и трудности в общении с другими; слабые знания иностранных языков

Протестантство

Не влияет

Оказывает большое влияние

Особые черты

Долгосрочная экономическая стратегия; предпочтение занятости населения; стремление к расширению

Краткосрочная экономическая стратегия; предпочтение прибыли; стремление к расширению


 

 

В-третьих, как бы ни была привлекательна национальная экономика Японии, ни одна страна не может механически копировать ее. Даже в условиях глобализации мировой экономики каждая страна должна иметь свой, национальный путь экономического развития. Когда мы говорим о необходимости изучения японской экономики, речь идет только о возможности перенять определенный положительный опыт или об избежание ошибок и просчетов, допущенных Японией.

В-четвертых, наверное, в том и заключается сущность мировой цивилизации, что каждая страна, сохраняя свою самобытность и уникальность, должна вносить свой вклад в позитивное развитие глобализма на основе международной экономической интеграции. [5 с.131]

Многие люди рассматривают японский менеджмент в различных ракурсах. Наиболее распространенная точка зрения сводится к тому, что японский менеджмент отличается от всех остальных систем менеджмента своей уникальной культурой, которая сплачивает членов корпорации и, следовательно, способствует росту продуктивности. Согласно утверждениям сторонников данной точки зрения, двумя принципиальными фундаментальными опорами организации и управления в японском бизнесе являются гармония и семейно ориентированное управление (т.е. управление, в котором реализуются принципы взаимодействия, аналогичные семейным).

Другие подходы к японскому менеджменту включают правительственно-ориентированный аспект. Не будет преувеличением сказать, что успех японской экономики после 1945 г. во многом был обусловлен тесным сотрудничеством между корпорациями и правительством. Однако аналогичное сотрудничество было налажено и в других экономически развитых странах, включая США и Великобританию. Ученые зачастую преуменьшают роль японских корпораций в сотворении экономического чуда, чрезмерно преувеличивая при этом роль правительства. Политэкономисты утверждают, что такие правительственные институты, как ММТП (Министерство международной торговли и промышленности), сыграли решающую роль в обеспечении мощного роста японской экономики в послевоенный период. Согласно этой точке зрения, японские корпорации сыграли здесь намного менее значительную роль по сравнению с ролью государства.

Японский менеджмент обладает двумя важнейшими характеристиками.

1) он является наиболее эффективной системой с точки зрения новшеств и роста производительности. Хотя японский менеджмент сейчас испытывает трудности, он был наиболее эффективен вплоть до 1980-х гг.

2) эта система позволяет наиболее эффективно использовать труд, который мотивирован не только материальными стимулами. В рамках многих экономических теорий и теорий менеджмента ученые часто утверждают, что материальное стимулирование - это основа эффективности производства.

Японская система трудовых отношений позволяет достигать высокой производительности и налаживать мирное взаимодействие между начальниками и подчиненными без систематического повышения зарплаты работникам или существенного улучшения условий труда. Крупные японские корпорации имели высокие показатели производительности вплоть до нынешней рецессии экономики. Однако зарплата японских работников была самой низкой по сравнению со странами Большой семерки, при том что в Японии был самый продолжительный рабочий день (табл.3).

 

Таблица 3 - Сравнение производительности труда и размера оплаты труда в нескольких странах (%)

 

Производительность

Япония

 

США

 

Великобритания

 

Франция

 

Германия

 

Швеция

 

(1992= 100)

 

 

 

 

 

 

1965

21,0

48,5

35,5

27,3

39,3

38,2

1975

50,2

64,3

51,1

48,8

65,9

65,0

1985

76,5

86,0

71,1

79,8

89,1

86,2

1995

111,0

113,8

106,4

113,8

112,3

124,5

2000

135,9

142,1

120,1

143,4

126,7

181,0

Почасовая оплата

 

 

 

 

 

 

(1992= 100)

 

 

 

 

 

 

1965

2,8

17,4

6,4

7,3

5,1

7,5

1975

17,5

35,5

18,4

26,7

23,1

30,8

1985

38,5

75,1

36,5

43,4

37,2

39,7

1995

146,1

107,9

97,8

116,8

128,3

87,1

2000

133,7

131,1

118,0

90,0

101,1

85,9


 

В таблице 3 показано, что в 1995 и 2000 гг. размер почасовой оплаты труда в Японии достиг самого высокого уровня в мире, хотя эти цифры завышены вследствие инфляции других валют по сравнению с сильной иеной (поэтому они не означают, что размер реальной зарплаты в Японии действительно увеличился за этот период).

После самого популярного вопроса: "Что такое японский менеджмент?" часто спрашивают: "Отличается ли реально японский менеджмент от американской или западноевропейской модели?". Конечно, можно дать утвердительный ответ. На это есть следующая причина. Каждая коммерческая компания, действующая в условиях современного капиталистического мира, стремится быть более конкурентоспособной по сравнению с конкурентами, общественными или частными. В капиталистических странах с развитой экономикой, чтобы сохранить конкурентоспособность предприятия, его менеджеры тратят значительные ресурсы на обнаружение новых путей организации своей производственной и деятельности. Японские корпорации не являются исключением из этого правила, с успехом внедряя инновации в практику менеджмента. Однако организационные инновации в Японии и в западных странах заметно отличаются друг от друга.

Почему японский менеджмент отличается от других моделей управления?

Согласно распространенной среди многих экономистов точке зрения, существует единственно правильный и наилучший способ организации экономической деятельности, и если корпорация отказывается принять его, она будет вынуждена уйти с рынка. Очевидно, что такая позиция представляет собой навязчивую идею, которая создает у студентов ошибочное представление об экономике и управлении бизнесом. Хотя японский менеджмент был лучшей формой в 1980-е гг., нам нелегко понять, почему он не работал в 1990-е гг. Трудно объяснить, почему американские и европейские корпорации отказались воспринять японскую практику менеджмента в 1980-е гг. и позже. Удивляет тот факт, что неяпонские компании, пытавшиеся внедрить у себя знаменитую японскую практику менеджмента, такую как пожизненный наем на работу и надбавки за выслугу лет, не сумели обойти конкурентов, сохранивших традиционные для Запада методы менеджмента.

В рамках традиционных западных теорий менеджмент определяется как способ систематического управления факторов производства. Японский менеджмент также стремится управлять этими факторами. Однако определение менеджмента не делает различий между управлением факторами производства и эффективным управлением ими с целью опередить конкурентов. Верно, что всегда имеется более предпочтительный способ управления факторами производства, и все же трудно согласиться с тем, что существует только один наилучший вариант. Коммерческие организации в капиталистическом обществе сталкиваются с местными и зарубежными конкурентами. На домашнем рынке конкуренты действуют в одинаковых условиях, которые влияют на то, как обеспечиваются факторы производства и осуществляется управление ими. Таким образом, здесь важнее управление факторами производства, чем обеспечение ими. Но на международном рынке фирмы не обязательно попадают в аналогичные условия. Одни страны имеют лучшие ресурсы, чем другие. Экономисты называют это превосходство в ресурсах конкурентным преимуществом. По этой причине одни страны в определенных экономических секторах будут опережать другие, имея конкурентное преимущество в части обеспечения производственными факторами. В процессе прогресса капиталистической экономики, который наблюдался в течение нескольких веков, коммерческие фирмы осознали, что одно только конкурентное преимущество еще не гарантирует победы в конкурентной борьбе над компаниями из стран, имеющих меньше ресурсов Япония, Германия, Корея и Тайвань подтвердили правоту этого утверждения. Они доказали, что для экономического развития большое значение имеют и обеспечение, и управление факторами производства.

Информация о работе Современные модели менеджмента