Современные методы управления качеством TQM

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

TQM — это всеобщий менеджмент качества, это стратегия, которая будет определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4

1.Современные методы управления качеством…………...5

2.Понятие “TQM”…………………………………………………………..9

2.1. Всеобщее управление качеством…………………………9

2.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM………………………………………..10

3. МЕТОДОЛОГИЯ «ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»....16

3.1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИЙ КАЧЕСТВА (QFD- QUALITY FUNCTION DEPLOYNENT)……………………..16

3.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО - СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ (ФСА)………...17

3.3. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS)…...18
3.4. ФУНКЦИОНАЛЬНО – ФИЗИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ФФА)………….22

4. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ TQM………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая УКП.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

4. Процессный подход.          Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.   Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.     Про бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:

  • основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;
  • обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

      Бизнес-процессы реализуются посредством осуществления  бизнес-функций. При применении процессного  подхода структура управления предприятием включает два уровня:         ---управление в рамках каждого бизнес-процесса;      ---управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации.

      Основой управления отдельным бизнес-процессом и группой бизнес-процессов являются показатели эффективности, среди которых можно выделить:

  • затраты на осуществление бизнес-процесса
  • расчет времени на осуществление бизнес-процесса
  • показатели качества бизнес-процесса.

      На  основе этого принципа организация  должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Также ИСО 9001 предлагает внедрить и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т.д.)           Следующим этапом на пути к TQM является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.

5. Системный подход  к управлению.        Результативность и эффективность деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.     Только при системном подходе к управлению станет возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству.

6. Постоянное улучшение.          В этой области организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.            Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.

7. Подход к принятию  решений, основанный  на фактах.     Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.

8. Отношения с поставщиками.          Так как организация тесно связана со своими поставщиками, целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой.    Минимизация потерь, связанных с некачественной работой, обеспечивает возможность предлагать продукцию за меньшую цену при прочих равных условиях. Стандартом работы является отсутствие дефектов, или - "делай правильно с первого раза".  
 
 
 
 
 

3. МЕТОДОЛОГИЯ «ВСЕОБЩЕГО  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ».  3.1. ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИЙ КАЧЕСТВА    (QFD- QUALITY FUNCTION DEPLOYNENT).

      Данный  метод представляет собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания  потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов  их производств.             Метод QFD - это экспертный метод, использующий табличный способ представления данных, причем со специфической формой таблиц, которые получили название "домиков качества".         Основная идея технологии QFD заключается в понимании того, что между потребительскими свойствами («фактическими показателями качества») и установленными в стандартах параметрами продукта («вспомогательными показателями качества») существует большое различие.  Вспомогательные показатели качества важны для производителя, но не всегда существенны для потребителя. Идеальным случаем был бы такой, когда производитель мог проконтролировать качество продукции непосредственно по фактическим показателям, но это, как правило, невозможно, поэтому он пользуется вспомогательными показателями.   Технология QFD - это последовательность действий производителя по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования к продукции, процессам и оборудованию.   Применение метода QFD позволяет учитывать требования потребителя на всех стадиях производства готовой продукции, для всех элементов системы качества организации и, таким образом, повысить степень удовлетворенности потребителя, снизить затраты на процессы проектирования и подготовки изделий к производству.  
 

3.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО - СТОИМОСТНОЙ  АНАЛИЗ (ФСА).

      Метод ФСА представляет собой технологию анализа затрат на выполнение изделием его функций.  ФСА проводится для  существующих продуктов и процессов  с целью снижения затрат, а также для разрабатываемых продуктов с целью снижения их себестоимости.    Метод ФСА начал активно применяться в промышленности с 60-х годов, прежде всего в США. Его использование позволило снизить себестоимость многих видов продукции без снижения ее качества и оптимизировать затраты на изготовление. Сейчас ФСА является одним из самых популярных видов анализа изделий и процессов. ФСА - один из методов функционального анализа технических объектов и систем, к этой же группе методов относятся ФФА (функционально-физический анализ) и FMEA-анализ.   При проведении функционально-стоимостного анализа определяют функции элементов технического объекта или системы и проводят оценку затрат на реализацию этих функций с тем, чтобы эти затраты снизить.

      Проведение  ФСА включает следующие основные этапы:

1. Последовательное  построение моделей объекта ФСА  (компонентной, структурной, функциональной); модели строят обычно в табличной  (матричной) форме; 

2. Исследование  моделей и разработка предложений  по совершенствованию объекта анализа.

      Эти же этапы характерны и для других методов функционального анализа - ФФА и FMEA.

3.3. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS).

      FMEA-анализ  представляет собой технологию  анализа возможности возникновения  дефектов и их влияния на потребителя. FMEA-анализ проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.      FMEA-анализ в настоящее время является одной из стандартных технологий анализа качества изделий и процессов, поэтому в процессе его развития выработаны типовые формы представления результатов анализа и правила его проведения.         Данный вид функционального анализа используется как в комбинации с функционально-стоимостным и функционально-физическим анализом, так и самостоятельно. Он позволяет снизить затраты и уменьшить риск возникновения дефектов.         FMEA-анализ, в отличие от ФСА, не анализирует экономические показатели, в том числе затраты на недостаточно высокое качество, а позволяет выявить именно те дефекты, которые обуславливают наибольший риск потребителя, определить их потенциальные причины и выработать корректирующие действия по их устранению еще до того, как эти дефекты проявятся и, таким образом, предупредить затраты на их исправление.   Обычно FMEA-анализ проводится для новой продукции или процесса. FMEA-анализ процессов может проводиться для:

  • процесса производства продукции;
  • процесса эксплуатации изделия потребителем.

      FMEA-анализ  процесса производства обычно  производится у изготовителя  ответственными службами планирования  производства, обеспечения качества  или производства с участием  соответствующих специализированных  отделов изготовителя и, при  необходимости, потребителя. Проведение FMEA-анализа процесса производства начинается на стадии технической подготовки производства и заканчивается своевременно до монтажа производственного оборудования. Целью FMEA-анализа процесса производства является обеспечение выполнения всех требований по качеству процесса производства и сборки путем внесения изменений в план процесса для технологических действий с повышенным риском.             FMEA-анализ бизнес-процессов обычно производится в подразделениях, выполняющих данный бизнес-процесс. В проведении анализа, кроме представителей этих подразделений, обычно принимают участие представители службы обеспечения качества, представители подразделений, являющихся внутренними потребителями результатов бизнес-процесса и подразделений, участвующих в выполнении этапов бизнес-процесса. Целью этого вида анализа является обеспечение качества выполнения запланированного бизнес-процесса. Выявленные в ходе анализа потенциальные причины дефектов и несоответствий позволят определить причину неустойчивости системы. Выработанные корректирующие мероприятия должны обязательно предусматривать внедрение статистических методов, в первую очередь для тех операций, где выявлен повышенный риск.

Этапы проведения FMEA-анализа:

1. Построение  компонентной, структурной, функциональной и потоковой моделей объекта анализа;

      Если FMEA-анализ проводится совместно с  функционально-стоимостным и функционально-физическим анализом, используются ранее построенные  модели.

2. Исследование  моделей. 

В ходе исследования моделей определяются:

  • Потенциальные дефекты для каждого из элементов компонентной модели объекта.

     Такие дефекты обычно связаны или с  отказом функционального элемента (его разрушением, поломкой и т.д.), с неправильным выполнением элементом  его полезных функций (отказом по точности, производительности и т.д.) или с вредными функциями элемента.

     В качестве первого шага рекомендуется  перепроверка предыдущего FMEA-анализа  или анализ проблем, возникших за время гарантийного срока. Необходимо также рассматривать потенциальные дефекты, которые могут возникнуть при транспортировке, хранении, а также при изменении внешних условий (влажность, давление, температура).

  • Потенциальные причины дефектов.

     Для их выявления могут быть использованы диаграммы Ишикавы, которые строятся для каждой из функций объекта, связанных с появлением дефектов.

  • Потенциальные последствия дефектов для потребителя.

     Поскольку каждый из рассматриваемых дефектов может вызвать цепочку отказов  в объекте, при анализе последствий  используются структурная и потоковая модели объекта.

  • Возможности контроля появления дефектов.

      Определяется, может ли дефект быть выявленным до наступления последствий в результате предусмотренных в объекте мер  по контролю, диагностике и др.

  • Определяются следующие параметры:

     а) параметр тяжести последствий для потребителя (проставляется обычно по 10-ти балльной шкале; наивысший балл проставляется для случаев, когда последствия дефекта влекут юридическую ответственность);

     б) параметр частоты возникновения  дефекта (проставляется по 10-ти балльной шкале; наивысший балл проставляется, когда оценка частоты возникновения составляет 1/4 и выше);

     в) параметр вероятности не обнаружения  дефекта (является 10-ти балльной экспертной оценкой; наивысший балл проставляется  для "скрытых" дефектов, которые не могут быть выявлены до наступления последствий);

     г) параметр риска потребителя (показывает, в каких отношениях друг к другу  в настоящее время находятся  причины возникновения дефектов; дефекты с наибольшим коэффициентом  приоритета риска подлежат устранению в первую очередь).

     Результаты  анализа заносятся в специальную  таблицу. Выявленные «узкие места» подвергаются изменениям, то есть разрабатываются корректирующие мероприятия.         Часто разработанные мероприятия заносятся в последующую графу таблицы FMEA-анализа. Затем пересчитывается потенциальный риск после проведения корректировочных мероприятий. Если не удалось его снизить до приемлемых приделов, разрабатываются дополнительные корректирующие мероприятия и повторяются предыдущие шаги.      По результатам анализа для разработанных корректирующих мероприятий составляется план их внедрения. Для этого определяется:

Информация о работе Современные методы управления качеством TQM