Современные методы, принципы и порядок оценки работы персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать и предложить конкретные мероприятия по совершенствованию системы оценки работы персонала.
Для реализации поставленной цели в работе последовательно решены следующие основные задачи:
- на основе анализа учебной литературы проведено теоретическое исследование основных принципов и методов оценки работы персонала;
- сделаны конкретные предложения по совершенствованию системы оценки персонала, направленные на повышение эффективности труда в современных условиях;
- рассчитаны общие показатели эффективности системы оценки работы персонала в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы оценки персонала……………………………………4

1.1 Понятие и факторы оценки персонала………….………………………4

1.2 Критерии оценки персонала…………………….………………………..9
2. Современные методы, принципы и порядок оценки работы персонала….11
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

управление персоналом.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3 

1. Теоретические основы оценки персонала……………………………………4

 

     1.1 Понятие и факторы оценки персонала………….………………………4  

 

     1.2 Критерии оценки персонала…………………….………………………..9 

2. Современные методы, принципы и порядок оценки работы персонала….11  

Заключение……………………………………………………………………….19 

Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем и поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия. Первоочередные задачи повышения эффективности управления персоналом и оценки труда его ключевых категорий выдвигают новые требования к существующим системам оценки работы персонала с учетом повышения качества рабочей силы, роста его профессионализма, мотивации на высокопроизводительную работу. При этом разработка системы оценки работы персонала становится одной из важнейших составляющих общей системы управления. Изучение теории и практики оценки качества и эффективности работы персонала является актуальной задачей.  

     Оценка  работы персонала - это "процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают требованиям организации и руководства". Оценка работы персонала является составной частью процесса управленческого контроля, осуществляемого в отношении человеческих ресурсов организации. 

     Цель  данной работы - исследовать и предложить конкретные мероприятия по совершенствованию  системы оценки работы персонала.  

     Для реализации поставленной цели в работе последовательно решены следующие  основные задачи: 

- на  основе анализа учебной литературы  проведено теоретическое исследование  основных принципов и методов  оценки работы персонала; 

- сделаны конкретные предложения по совершенствованию системы оценки персонала, направленные на повышение эффективности труда в современных условиях; 

- рассчитаны  общие показатели эффективности  системы оценки работы персонала  в организации.  

Объектом  исследования в настоящей работе является система методов, принципов и порядок оценки персонала. 

     Предметом рассмотрения являются возможности  совершенствования работы с персоналом для повышения качества его работы.

1. Теоретические  основы оценки персонала

 

1.1 Понятие, факторы и критерии оценки персонала 

     Центральное место в теории управления персоналом занимает такая категория, как персонал организации. 

     Персонал  организации — это такая совокупность объединенных людей, на которых производится целенаправленное воздействие для достижения поставленных организацией целей и задач. 

     Персонал  организации может рассматриваться  в различных аспектах, что позволяет  наиболее полно охарактеризовать его  с точки зрения его многомерности. Неоднозначность трактовки категории  «персонал» обусловлена сложностью человека как органического так и психологического феномена. Выработка и применение различных методологий воздействия на персонал обусловлены многоаспектностью, ситуативностью и относительностью основополагающих качеств персонала вообще и конкретной личности в частности. 

     Под оценкой персонала понимается деятельность уполномоченных на ее осуществление  лиц (сотрудников службы персонала) по определению степени пригодности  того или иного человека к выполнению возложенных на него обязанностей, достигнутых успехов, степени выраженности необходимых для работы качеств.  

     Правильная  оценка качеств человека возможна в  том случае, когда четко сформулированы требования к ним. Поэтому такие  требования разрабатываются высококвалифицированными экспертами.  

     Качества  людей, подлежащие оценке, называются ее факторами, которые образовывают единую систему, т.к. объективность  оценки возможна только на основе комплексного подхода. В случае отсутствия четкости и конкретности в подходах, одни и те же качества могут трактоваться с разных позиций. 

     Степень выраженности факторов оценки характеризуется  ее показателями, а также критериями – пороговыми значениями, за которыми состояние факторов будет удовлетворять  или не удовлетворять неким требованиям (критерии являются ориентирами для оценки). Показатели оценки могут быть абсолютными и относительными, существенными и несущественными, приемлемыми и неприемлемыми, жесткими и мягкими. Жесткие показатели, в отличие от мягких, должны выражаться количественно, быть легкими для расчета и не зависеть от субъективного мнения оценщика. К показателям предъявляются такие требования, как полнота и достоверность характеристики объекта, обеспечение сопоставимости с другими лицами, соответствие цели организации и т. п. 

К основным факторам оценки относятся: 

1. Деятельность  и ее результаты: 

  • сложность, качество труда;
 
  • достижение  цели;
 
  • качественные  и количественные характеристики индивидуального  результата;
 
  • вклад в  общий итог подразделения и организации  в целом;
 
  • знание  работы, понимание ее проблем и возникающих ситуаций;
 
  • оперативность действий;
 
  • комплексность, масштабность, технологическая сложность  выполняемых заданий;
 
  • творческий  подход к делу.
 

2. Деловые  качества работников: 

  • дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;
 
  • готовность  к дополнительной работе;
 
  • умение  преодолевать трудности, доводить дело до конца;
 
  • отношение к обучению и самообучению;
 
  • инициативность;
 
  • способность принимать решения;
 
  • умение  оптимизировать деятельность, рационально  использовать свое время;
 
  • количество  ошибок;
 
  • особенности поведения в конфликтной ситуации (ориентация на сотрудничество, компромисс, соперничество, устранение конфликта  любыми способами);
 
  • организаторские способности;
 
  • потенциал профессионального и служебного роста;
 
  • общительность, коммуникабельность;
 
  • стиль руководства, подчинения, взаимодействия и т. д.
 

3. Профессионализм  (способность и склонность человека  к эффективному выполнению определенной  деятельности): 

  • уровень интеллектуального  развития (выявляется с помощью тестов на интеллект, специальных тестов дарований);
 
  • способность к анализу и обобщениям;
 
  • обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями;
 
  • логика, четкость мышления;
 
  • стремление  к поиску.
 

4. Моральные  качества: 

  • трудолюбие;
 
  • принципиальность;
 
  • честность;
 
  • ответственность, добросовестность;
 
  • обязательность;
 
  • самокритичность;
 
  • мотивы  побуждения к труду.
 

    5. Потенциал  (характеризует возможности осуществления  тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей: 

  • концентрация  и переключаемость внимания;
 
  • агрессивность;
 
  • эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;
 
  • самостоятельность, решительность;
 
  • самоконтроль, самообладание;
 
  • тревожность;
 
  • подвижность или уравновешенность нервных процессов;
 
  • быстрота  реакции и проч.
 

К дополнительным факторам оценки относятся: 

  • способности планировать деятельность и ресурсы (ставить и корректировать цели, распределять и контролировать ресурсы);
 
  • способность организовывать работу подчиненных;
 
  • способность управлять в критических ситуациях (выявлять таковые, выбирать курс действий, обнаруживать отклонения в работе подчиненных, своевременно принимать решения);
 
  • лидировать;
 
  • работать  с документами (разрабатывать, согласовывать  проекты решений контролировать их выполнение, поддерживать документооборот);
 
  • делегировать  полномочия (обеспечивать подчиненных  четкими указаниями, рационально  распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);
 
  • мотивировать (использовать материальные и нематериальные стимулы, учитывать и нейтрализовать факторы, негативно влияющие на мотивацию, воодушевлять своим примером);
 
  • развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);
 
  • оказывать внимание и уважение сотрудникам (поддерживать хорошие отношения в коллективе, демонстрировать внимание к личным проблемам подчиненных);
 
  • осуществлять  коммуникации (участвовать в обмене деловой информацией, обеспечивать работников и высшие инстанции необходимыми сведениями, поддерживать контакты с клиентами и общественностью).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современные методы, принципы и порядок оценки работы персонала