Современные концепции управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы рассмотреть современные концепции управления нововведениями (инновациями).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определиться, что такое инновация;
рассмотреть средства и методы стратегического управления инновациями;
рассмотреть, на что нацелена российская модель инноваций;
рассмотреть проблемы мотивации инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Определение инновации…………………………………………………..5
Стратегическое управление инновациями: средства и методы…………9
Инновации в России………………………………………………………17
Проблемы мотивации инновационной деятельности…………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 49.82 Кб (Скачать)

На данный момент невысокий  спрос промышленников на передовые  технологии удовлетворяется за счет импорта. Не секрет причина упадка российской прикладной и отраслевой науки. Система  СССР отраслевых научно-исследовательских  институтов почти полностью разрушена, новая инфраструктура создания, капитализации и внедрения инноваций находится только на этапе формирования. Проблема коммерциализации итогов интеллектуальной деятельности для разработчиков России является одной из самых актуальных.

По различным оценкам  специалистов, в промышленно развитых странах от 75 до 85% роста промпроизводства обеспечивается за счет применения инноваций. Оживление производства в странах, которые пережили кризисы в экономике, происходит через активацию инновационных процессов. Доля внедренных инноваций становятся главным стратегическим показателем любого предприятия и в целом экономики страны.

В мировом технологическом  пространстве место любой страны определяется двумя показателями –  наукоемкостью на входе и наукоотдачей (конкурентоспособностью и эффективностью) на выходе.

Наукоемкость Российской Федерации на сегодняшнее время измеряется двумя цифрами: по абсолютному количеству российских научных работников находится на третьем месте после Соединенных Штатов и Японии. К РФ по данному показателю приблизился Китай; а также доля расходов на научные разработки и исследования в валовом внутреннем продукте равняется одному проценту.

Наукоотдача Российской Федерации измеряется следующими тремя цифрами: в товарном экспорте доля высокотехнологичной продукции равняется трем процентам, это в пять раз меньше по сравнению с Китаем, и в четыре раза меньше, чем в Италии; индекс конкурентоспособности страны в прошлом году – из 133 - 74 место. Тройка лидеров данного рейтинга в мире – Швейцария, Америка и Сингапур; доля страны в мировой торговле IT-оборудованием составляет 0.04% – на уровне статистической погрешности. На данный момент рынок является одним из самых динамичных и быстрорастущих: его объем два года достиг трех триллионов долларов.

От коммерциализации инноваций  причина низкой отдачи - слабость российской инновационной системы. Не учитывается при создании инноваций реальный спрос на них; в системе наблюдается отсутствие: крупных фирм, которые способны решить стратегические технологические и финансовые задачи; четких законодательных норм, которые регулируют инновационный рынок, включая понятийный уровень, и преференции инновационным компаниям; институциональных сигналов, которые поощряют инвестиции в новые технологии и изделия. Также классические рыночные институты поддержки инновационной деятельности находятся на начальном этапе: число венчурных фондов России в десятки и сотни раз меньше по сравнению с развитыми странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы мотивации инновационной деятельности

 В настоящий момент в России правовая, экономическая и организационная база для мотивации инновационной деятельности является слабой, что привело к проявлению технологического кризиса экономики. Поэтому основной проблемой является мотивация инновационной деятельности. 
           Перед российской экономикой стоит основная стратегическая задача - выйти из технологического кризиса путем формирования постиндустриального технологического способа производства. Среди таких ключевых направлений выделяются технологии и товары в области космоса, авиации, биотехнологии, электроники и информации, транспорта.  
Для поддержки инновационного предпринимательства необходимо, разработать государственную политику в области инновационной деятельности и обеспечить ее выполнение. Для этого государство должно стимулировать приток капитала в инновационную сферу через государственные гарантии, создание патентных фондов, долевое финансирование, страхование проектов, систем информационной поддержки. Это является тактической целью государственной политики в области инновационной деятельности. 
          Стратегическая цель государственной политики в области инновационной деятельности - это осуществление прорыва в базовых инновациях, которые формируют структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в. Главный инструмент технологического прорыва - это поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, и для этого следует направить средства  и использовать имеющиеся в руках государства возможности. 
По имеющимся оценкам, сегодня примерно 90% субъектов инновационной деятельности находятся в негосударственном секторе. В связи с этим необходимо стимулировать развитие малого инновационного предпринимательства. Поэтому актуальной проблемой является разработка эффективных механизмов государственного регулирования их деятельности. При этом государство не может взять на себя бремя инвестиционного обеспечения инновационной деятельности, но может создать условия для мобилизации инвестиционных ресурсов негосударственных инвестиционных банков, которые можно использовать для  реализации наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности. 
          Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что условия для формирования инновационной деятельности российского предпринимательства  являются не самыми благоприятными. К одному из ключевых факторов, наравне с продолжением либеральных экономических реформ, относится система образования, которая способна дать российским предпринимателям современные управленческие знания, привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику. Возможности для этого имеются - весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых кадров, развитая система образования. К решениям проблемы развития инновационной деятельности предпринимательских структур можно отнести внедрение современной системы управления и расширение экономической демократии, формирования новой культуры отношений между работниками, ведь многие из них стали одновременно и собственниками, и управляющими. 
          Для развития инновационной деятельности необходимо отметить следующие моменты: 
     - создание системы правовой охраны интеллектуальной собственности  в России не завершено;  
    - правительственное постановление «Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам» не обеспечивает реализации конституционного права граждан РФ на решение спорных вопросов в судебном порядке;  
    - отсутствие четких притязаний государства на владение объектами интеллектуальной собственности, которые создаются за счет средств федерального бюджета, и связанными с ней технологиями, тормозит развитие промышленных инноваций;  
    - до сих пор не созданы организационно-правовые механизмы стимулирования использования передовых технологий на базе изобретений в бизнесе, практически полное отсутствие государственной политики поощрения изобретательства и развития творческой активности граждан России применительно к интеллектуальной собственности;  
     - слабость и непоследовательность государственной политики в области охраны авторских и смежных прав.  
          К наиболее эффективным способам развития  инновационной деятельности предпринимательских структур можно отнести:  
     - предоставление налоговых льгот со стороны государства;  
     - прямая финансовая помощь государства; 
     - специальные государственные кредиты; 
     - бюджетное финансирование посредством безвозвратного субсидирования;  
     - частичное финансирование заработной платы работников фирм, занимающихся научными и техническими исследованиями;  
     - создание центров развитой технологии на коммерческой основе с частично финансовой помощью государства, предоставляющих оборудование или лаборатории;  
     - создание венчурных предприятий или других организационных форм, которые создаются в составе компаний, на период выполнения инновационных этапов; 
     - создание сети консультационных центров, предоставляющих консультации в правовой, налоговой, финансовой, экспортных сферах и в области маркетинга. 

Поддержка инновационного предпринимательства  является одним из приоритетных направлений  государственной научно-технической  и экономической политики государства. Нововведения нужно начинать с малого, то есть так, чтобы на начальном этапе  не требовалось бы больших вложений финансовых и людских ресурсов, при  этом следует ориентироваться на небольшой рынок. Если не учесть этот момент, может возникнуть проблема нехватки времени, которое необходимо для внесения оперативных изменений. Одной из причин снижения эффективности  инноваций является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства  и недостаточный уровень государственной  поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки  и стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для ускорения процесса утверждения  в России инновационной модели развития экономики необходимо усиление государственного влияния на развитие инновационной деятельности. Прикладное применение указанных мероприятий находится в руках государства, которое может реально обеспечить эффективное развитие инноваций и обеспечить поддержку их развития малыми и средними предприятиями. Реализация мероприятий, направленных на стимулирование инновационной деятельности, требует некоторых корректировок в законодательстве относительно налогообложения предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, для чего нужно время. Особенно необходимо развитие инновационного мышления и инновационной толерантности элит и представителей делового мира.

Инновация - это технико-экономический  процесс, который через практическое использование идей и изобретений  приводит к созданию лучших по свойствам  изделий и технологий,  охватывающий весь спектр видов деятельности от исследований и разработок до маркетинга. Именно в связи с этим и возникают проблемы инновационного бизнеса. В настоящий момент в России правовая, экономическая и организационная база для мотивации инновационной деятельности является слабой, что привело к проявлению технологического кризиса экономики. Поэтому основной проблемой является мотивация инновационной деятельности. Для поддержки инновационного предпринимательства необходимо разработать государственную политику в области инновационной деятельности и обеспечить ее выполнение. В данной работе также отражены эффективные способы мотивации  инновационной деятельности предпринимательских структур.

 

 

 

Список литературы

  1. Р.А. Фатхутдинов Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010.
  2. Инновационный менелжмент: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 2005.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. 2009г
  4. И.Т. Балабанов. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов – СПб.: Питер, гл.1
  5. Вертакова Ю. В. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие/ Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко. – М.: Эксмо, 2008. – 429с.
  6. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 2008г.
  7. Афонин И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ И. В. Афонин. – М.: Гардарика, 2005. – 223с.
  8. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. 2009г
  9. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник/ С. Д. Ильенкова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 335с.
  10. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом. 2009г
  11. Пригожан А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). 2007г
  12. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник/ В. Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295с.
  13. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ А.М. Мухамедьяров. – М.: ИНФРА, 2004. – 125с.
  14. Бизнес и менеджер /Сост. И.С. Драховский, И.П. Черноиванов, Т. В. 2009г
  15. Бляхман Л.С. и др. Введение в менеджмент: Учеб. пособие / Л.С. Бляхман, В.П. Галенко, А.В. Минкин-2009г.
  16. Вейлл П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен: Пер. с англ. - 2007г
  17. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. - М. : Высш. школа, 2009г
  18. http://www.innoros.ru
  19. http://www.vfmgiu.ru

 

 

1 Р.А. Фатхутдинов Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд - СПб.: Питер, 2010. с.15

2 Инновационный менелжмент: Учебное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 2005. с. 10

3 И.Т. Балабанов. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов – СПб.: Питер, гл.1

4 Р.А. Фатхутдинов Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд - СПб.: Питер, 2010. с.301

5 Основы инновационного менеджмета. Теория и практика: Учебник / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели – М.: Экономика, 2004. с. 159

 


Информация о работе Современные концепции управления инновациями