Современные концепции управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы рассмотреть современные концепции управления нововведениями (инновациями).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определиться, что такое инновация;
рассмотреть средства и методы стратегического управления инновациями;
рассмотреть, на что нацелена российская модель инноваций;
рассмотреть проблемы мотивации инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Определение инновации…………………………………………………..5
Стратегическое управление инновациями: средства и методы…………9
Инновации в России………………………………………………………17
Проблемы мотивации инновационной деятельности…………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 49.82 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Рязанский государственный  радиотехнический университет»

Кафедра ЭМОП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Современные концепции  управления нововведениями»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы П-130

Фигасова Ю.А.

Научный руководитель:

Торицына Т.А.

 

Рязань, 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Определение инновации…………………………………………………..5
  2. Стратегическое управление инновациями: средства и методы…………9
  3. Инновации в России………………………………………………………17
  4. Проблемы мотивации инновационной деятельности…………………..21

Заключение………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах  и новой технике являются основой  экономического развития.  Современные  инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа  закономерностей их развития.

Важной составной частью государственной социально- экономической  политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии  и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов Актуальны в настоящее время  проблемы повышения эффективности использования научных разработок и внедрения в производство результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Быстрое сокращение производственного  потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели к коренным изменениям в состоянии производственного  аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровни.

Инновационная активность снижается  под воздействием низкого платежеспособного  спроса на научно-техническую продукцию  со стороны как государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая  позволит в кратчайшие сроки и  с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационная политика - мощный рычаг,  с помощью которого предстоит  преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и  насытить рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией.

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего  продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции  и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных  товаров.

С учетом сегодняшнего состояния  экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию инновационной деятельности.

Цель нашей работы рассмотреть  современные концепции управления нововведениями (инновациями).

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определиться, что такое инновация;
  • рассмотреть средства и методы стратегического управления инновациями;
  • рассмотреть, на что нацелена российская модель инноваций;
  • рассмотреть проблемы мотивации инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение  инновации

В соответствие с Руководством Фраскати, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

В словаре «Научно-технический  прогресс» слово «инновация» (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов  изделий, технологий, внедрение новых  организационных форм и т.д.1

П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и другие авторы учебника «Инновационный менеджмент» считают, что инновация – это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.2

Инновация базируется на новшестве, или нововведении, называемом новацией. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение - это перманентная (то есть постоянная) сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и  прогресса в целом.

Любой новый объект представляет собой материализованную информацию, т. е. информацию, превращенную в осязаемую  вещь. Новое как материализованная  информация возникает на переходе от низшей ступени дикости к его  средней ступени. И процесс появления  нового идет постоянно.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем "инвестицию в новацию".

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация.

Инновация представляет собой  материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику  или технологию, в новые формы  организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы  контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.

Инновацию можно назвать  также инновационным продуктом. С понятием "инновация" тесно  связаны понятия "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные  человеком.

Открытие есть процесс  получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение,  делаются, как правило, на фундаментальном  уровне, а инновация производится  на уровне технологического (прикладного)  порядка. 

2. Открытие может быть  сделано изобретателем-одиночкой,  а инновация разрабатывается  коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в  форме инновационного проекта. 

3. Открытие не преследует  целью получить выгоду. Инновация  же всегда ставит своей целью  получить больший приток денег,  большую сумму прибыли, повысить  производительность труда и снизить  себестоимость производства за  счет применения какого-то нововведения  в технике и технологии, а также  получить любую другую осязаемую  выгоду.

4. Открытие может произойти  случайно, а инновация всегда  является результатом поиска. Ее  случайно не производят. Она требует  определенной четкой цели выпуска  и технико-экономического обоснования. 

Термин "инновация" как  новая экономическая категория  ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф  Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой  техники, технологических процессов,  или нового рыночного обеспечения  производства;

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья; 

4) изменения в организации  производства и его материально-техническом  обеспечении; 

5) появление новых рынков  сбыта.3

Таким образом, инновация (нововведение) - конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также  связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Рассматривая данное определение инновационной  деятельности следует указать на отсутствие в нем понятия разработки инновации. Инновационная деятельность означает весь без исключения инновационный процесс, начиная появлением идеи и заканчивая диффузией продукта. Более точное определение инновационной деятельности следующее.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов  законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также  связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

 

  1. Стратегическое управление инновациями: средства и методы

Стратегическое управление – основа современного менеджмента  в условиях постоянных изменений  окружающей среды.

При этом наиболее сложны в  управлении инновационные стратегии.4

Стратегическое управление инновациями основано на следующих  принципах:

  • приверженность качеству и высокому уровню в масштабах всей организации;
  • поиск новых возможностей и более инновационных подходов;
  • создание и использование инновационных команд;
  • гибкая организация работы (например, предпринимательский подход, «матричная» организация, разбиение на специальные команды и свободная форма организационной структуры);
  • организационное обучение, мониторинг различных источников знаний, технологический прогресс и идеи;
  • видение лидеров и лидерство на примере;
  • поддерживающая творчество организационная культура, признание и вознаграждение инноваций.

Стратегические управленческие решения в значительной мере определяются принятыми на инновационном предприятии  принципами управления, перспективами  его развития, сложившейся практикой  планирования. В практике получили применение:

  • управление на основе экстраполяции, при котором предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде;
  • в этих целях применяется составление текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование;
  • управление на основе разработки принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления);
  • управление на основе принятия оперативных решений, применяемое при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.

Для целей стратегического  управления крупномасштабными инновациями  разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные  и логически взаимосвязанные  предположения и описания путей  развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов внешней среды. Для анализа  потенциала инновационного предприятия  используются портфельные матрицы, сканирование, форкастинг, бенчмаркинг, эссе-смент, модель взаимосвязи стратегических факторов успеха и др.

Набор методов позволяет  варьировать их с учетом местных  условий и возможностей.

В основе большинства из них лежит идеология системного подхода,

согласно которой инновационное  предприятие  при постановке целей, выборе основных направлений деятельности и распределении ресурсов рассматривается  как сложная  система, имеющая  определенную свободу действий в  выборе направлений своего перспективного развития.

Информация о работе Современные концепции управления инновациями