Современные концепции управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы рассмотреть современные концепции управления нововведениями (инновациями).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определиться, что такое инновация;
рассмотреть средства и методы стратегического управления инновациями;
рассмотреть, на что нацелена российская модель инноваций;
рассмотреть проблемы мотивации инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Определение инновации…………………………………………………..5
Стратегическое управление инновациями: средства и методы…………9
Инновации в России………………………………………………………17
Проблемы мотивации инновационной деятельности…………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 49.82 Кб (Скачать)

По мере углубления рыночных отношений для российской экономики  наиболее актуальной станет проблема ускорения инновационных процессов  и их фронтального охвата. В этих условиях задача заключается в разработке целостной стратегии целевого управления, позволяющей перейти от эпизодических  мер к созданию стабильного механизма  целевой ориентации всех элементов (участников) производства для осуществления  фронтальной инновационной политики на инновационном предприятии. Решение  этой задачи возможно в рамках построения системы стратегического управления на принципах проблемно- ориентированного подхода. Его сущность заключается в:

1) обеспечении постоянной долговременной готовности и способности предприятия к восприятию, трансформации, взаимоадаптации и рутинизации нововведений во всех сферах деятельности;

2) создании механизмов для осуществления фронтальных качественных рывков в инновационной сфере.

Система позволяет:

  • сосредоточить усилия на решении ключевых инновационных
  • проблем, вытекающих из философии, предпринимательской политики и долгосрочных намерений инновационного предприятия;
  • обеспечить организационную интеграцию на системной основе механизмов и участников инновационного процесса;
  • создать стратегическую систему управления инновациями, обеспечивающую переход от «реактивного» к «активному» управлению, построенному на принципах опережения возникающих противоречий и проблем в хозяйственной практике.

Существование объективной  потребности в комплексном программном  обеспечении инновационных процессов  и, следовательно, в реализующих  его программах (проектах) уже вызвало  реакцию в форме повсеместных интенсивных проработок организационно-экономического обеспечения системы проблемно-ориентированного управления. Исследования подтверждают наличие трудностей, а часто невозможность  самостоятельной разработки отдельным  инновационным предприятием фронтальных  инновационных программ (проектов), рассчитанных на длительную перспективу. В современных условиях эту функцию  берут на себя специализированные консалтинговые фирмы, обеспечивающие комплексное  программное обслуживание инновационного процесса на конкретном объекте исходя из принятой данным инновационным предприятием философии, предпринимательской политики и его долгосрочных намерений (миссии).

Особенность этого подхода  состоит в возможности многократного  тиражирования инновационных программ (проектов) и их использования с  определенной «подгонкой» к условиям данного инновационного предприятия. Это входит в прерогативу консалтинговых фирм. Важным элементом деятельности этих фирм является обеспечение постоянного  методического пополнения уже имеющегося программного задела, а также предоставление широких информационных услуг в  форме выставок, издания каталогов  и других мер, входящих в диапазон методов и средств обеспечения  инновационной деятельности.

В зависимости от принятого  стиля работы в фирме или масштаба реализуемой инновационной идеи в практике стратегического менеджмента  применяются различные приемы (способы) достижения поставленных целей.

Например, методы согласования целей позволяют обеспечить четкую ориентацию исполнителей на главные  целевые установки фирмы.

Методы делегирования  направлены на активизацию творческого  потенциала менеджмента.

Метод системного моделирования  позволяет взаимоувязать отдельные компоненты менеджмента в единый динамический процесс. На развитых инновационных предприятиях эту функцию выполняет система контроллинга.

Контроллинг — это механизм обеспечения повышенной отдачи от введенных в действие активов (ресурсов) за счет специальных приемов контрольного сопровождения регулируемых процессов. Инструментарий контроллинга включает элементы нормативного стратегического и оперативного планирования, методы и аппарат контроля, коммуникационные связи.

Контроллинг может быть применен лишь в тех фирмах, где сложилась четкая система целеполагания (наличие ясных, обязательных для исполнения и достижения целей). Процесс контроллинга начинается с установления плановых нормативных показателей, которые систематически сопоставляются с фактическим состоянием регулируемого процесса.

В плановое задание при  необходимости вносятся те или иные коррективы. Главная стадия — выполнение контроллингом консультирующей, «лоцманской» функции в регулируемом процессе и разработка мер по преодолению возникающих отклонений.

Различие между контролем  и контроллингом заключается в следующем:

задача контроля — находить ошибки, искать виновных;

задача контроллинга — планировать, регулировать, помогать идти к цели.

Успешная реализация стратегических инновационных задач зависит  от уровня постановки менеджмента в  фирме в целом, от качеств команды  менеджеров. В этой связи необходимо также сосредоточить внимание на неформальной стороне поведения  менеджера, на средствах и способах, с помощью которых руководителю удается побудить подчиненных к  эффективному действию. Следует изучить  принципы поведения управляющего, знать  основные типы стиля управления, а  также условия и ограничения  в реализации стилей управления.

Нужно обратить внимание на объективно существующий диапазон возможного поведения управляющих: от авторитарного, технобюрократического (в сотрудниках видят только «немых» исполнителей) до поведения по принципу свободной игры сил (полный отказ от властных воздействий).

Уровень зрелости персонала  в значительной мере определяет применение того или иного стиля управления.

Деятельность инновационного предприятия  неизбежно сопряжена  с возникновением конфликтных ситуаций как внутреннего, так и внешнего характера. Необходимо прежде всего выяснить природу конфликта. Конфликт возникает в том случае, когда индивидуум должен определиться в своем решении при наличии несогласуемых, взаимоисключающих альтернатив. При этом возможен так называемый конфликт согласия, когда субъект стоит перед необходимостью выбора одной из равноценных и, с его точки зрения, желательных альтернатив, или конфликт неприятия, когда необходимо сделать выбор между двумя альтернативами, в принципе воспринимаемыми им как нежелательные. Нужно знать зоны возникновения конфликтов, методы устранения или ослабления их последствий. Для обеспечения успешной жизнедеятельности фирмы необходимо располагать средствами сглаживания как внутренних конфликтов (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые), так и внешних конфликтов (потребители, поставщики, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, государственные институты).

Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в деятельности на инновационном предприятии, могут  быть применены следующие наиболее характерные проявления стилей:

  • конкурентный стиль (упор на силу, настойчивость, утверждение своих прав);
  • стиль самоустранения (низкая настойчивость, отсутствие стремления к поиску путей сотрудничества с несогласными членами коллектива);
  • стиль компромисса (умеренное настаивание на поиске пути разрешения конфликта, умеренное стремление к кооперации с сопротивляющимися);
  • стиль приспособления (стремление к установлению сотрудничества в
  • разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии предлагаемых решений);
  • стиль сотрудничества (стремление реализовать свои подходы к проведению изменения в той же мере, как и к установлению отношения кооперации с несогласными элементами коллектива).

Проблема взаимодействия субъектов инновационной деятельности решается не только внутрифирменными усилиями. Для постиндустриальной

фазы развития характерной  становится тенденция трансформации  действующих организационных форм инновационного предприятия в сетевые  структуры. Сетевая организация  инновационной деятельности представляет собой особую форму сотрудничества независимых инновационных фирм или индивидуальных исполнителей, координируемых с помощью рыночных механизмов и  взаимосвязанных цепочкой заказов  и договорных отношений. Инновационные  предприятия этого типа имеют  деловые соглашения с исследовательскими, технологическими институтами, консультационными  фирмами, центрами разработки новых  изделий или осуществления технических  инноваций.

Взаимодействие обеспечивается внедрением информационных технологий в процессы проектирования и кооперированного производства инновационного продукта. Возникают так называемые пустотелые фирмы, в которых определенный состав специализированных функций научно-технического, проектно-конструкторского и производственного  характера передается сторонним  подрядчикам, а управление ими осуществляется дистанционно через информационные сети.

По своей сущности эти  сетевые организации относятся  к разряду виртуальных. В них благодаря использованию современных информационных технологий возникает и развивается новый тип управленческого мышления, обеспечивающий творческую свободу и мобильность действий независимых исполнителей. Будучи соединенными компьютерными сетями, участники инновационного процесса способны активно взаимодействовать, на каком бы расстоянии друг от друга они не находились.

Сетевые организации всегда пребывают в состоянии обновления, а их основные компоненты оперативно корректируются по мере изменений в  инновационных потребностях заказчика  и появления новых инновационных  технологий. Стратегическая ориентация инновационного предприятия этого  типа заключается в том, чтобы  путем использования творческого  потенциала одновременно многих независимых  соисполнителей инновационного процесса интенсифицировать создание новых  или принципиально новых образцов инновационного продукта.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновации в России

В последнее время, за период 2009 - 2012 годы, слова «модернизация» и  «инновации» стали важной частью делового лексикона РФ, в стране до настоящего момента отсутствует  комплексное регулирование инновационной  работы и госполитики в области права. Законодательно не определены институты инновационной деятельности, инновационная инфраструктура экономики, механизмы их взаимодействия по территориальному и отраслевому принципам. В регионах проводятся отдельные программы поддержки инновационного сектора, которые не создают единого рыночного пространства в области производства и оборота технологий и инновационной продукции.

Если Россия строит инновационную  экономику, нужно создать законодательные  нормы, которые будут регламентировать деятельность в данной области.

Приведем несколько цифр, которые покажут, насколько малы возможности построения со стороны  государственного аппарата инновационного общества без дополнительных стимулов.

По данным Федеральной  службы государственной статистики, количество работоспособного населения  страны к концу сентября прошлого года равнялась 70.9 миллионов человек, либо примерно 50% от общего населения.

По данным статистики развитых стран, лишь 5% работоспособного населения  склонно к открытию своего бизнеса, и только 5% из общего числа бизнесменов  занимаются именно инновационным технологическим  предпринимательством. Если две этих цифры перенести на Россию, получим  цифру в 175 тысяч человек, или 0. 125 процента от всех жителей РФ. Вот  такой существует возможный человеческий потенциал для реализации в экономике  технологического прорыва. На деле ситуация обстоит еще плачевней. Несмотря на ежегодное повышение количества ассигнований из федерального бюджета на научные разработки и исследования гражданского назначения, динамика доли компаний, которые заняты в научной и исследовательской областях, является отрицательной. Если в 2004 году они составляли 2.5% от числа субъектов среднего и малого предпринимательства (22.5 тысяч человек), то в 2009 году их доля упала до 0.75% занятых человек (12.3 тысяч человек).

Только 9.6% российских предприятий  в 2009 году внедряли инновации, это в  пять-семь раз меньше по сравнению  с Германией, Великобританией или  Норвегией. В промышленном производстве России доля инновационной продукции  сохраняется на уровне 5.5%, в Соединенных  Штатах она равняется 70%, в Китае - 40%.

Сейчас проблема формирования эффективного рынка инноваций достаточно актуальна. В настоящее время  участие в данной работе государство  почти не принимает.

Проблема низкого спроса экономики на инновационную продукцию  связана с состоянием конкуренции  в России. Избыточные административные барьеры, высокий уровень монополизированности отраслей являются главными проблемами, которые снижают мотивацию промышленников РФ к внедрению инноваций. Именно административный ресурс, а не технопреобразования, становится самой востребованной «промышленной инновацией», которая способна максимально эффективно и быстро повлиять на состояние любого предприятия. Однако никакой естественный процесс невозможно развить лишь административными методами.

Важную роль играет и социальная политика. Курс власти на сохранение и  приумножение количества рабочих мест на действующих промышленных предприятиях, которые зачастую имеют устаревшее оборудование, снижает мотивацию  промышленников к внедрению инноваций  и обновлению. Целью новой индустриализации является увеличение производительности труда, на высвобождение работников. И властям регионов нужно задумываться о создании эффективных систем управления человеческими ресурсами и повышения  квалификации.

Информация о работе Современные концепции управления инновациями