Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:50, курсовая работа
Цель нашей работы рассмотреть современные концепции управления нововведениями (инновациями).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определиться, что такое инновация;
рассмотреть средства и методы стратегического управления инновациями;
рассмотреть, на что нацелена российская модель инноваций;
рассмотреть проблемы мотивации инновационной деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
Определение инновации…………………………………………………..5
Стратегическое управление инновациями: средства и методы…………9
Инновации в России………………………………………………………17
Проблемы мотивации инновационной деятельности…………………..21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….26
По мере углубления рыночных
отношений для российской экономики
наиболее актуальной станет проблема
ускорения инновационных
1) обеспечении постоянной долговременной готовности и способности предприятия к восприятию, трансформации, взаимоадаптации и рутинизации нововведений во всех сферах деятельности;
2) создании механизмов для осуществления фронтальных качественных рывков в инновационной сфере.
Система позволяет:
Существование объективной
потребности в комплексном
Особенность этого подхода
состоит в возможности
В зависимости от принятого стиля работы в фирме или масштаба реализуемой инновационной идеи в практике стратегического менеджмента применяются различные приемы (способы) достижения поставленных целей.
Например, методы согласования целей позволяют обеспечить четкую ориентацию исполнителей на главные целевые установки фирмы.
Методы делегирования направлены на активизацию творческого потенциала менеджмента.
Метод системного моделирования позволяет взаимоувязать отдельные компоненты менеджмента в единый динамический процесс. На развитых инновационных предприятиях эту функцию выполняет система контроллинга.
Контроллинг — это механизм обеспечения повышенной отдачи от введенных в действие активов (ресурсов) за счет специальных приемов контрольного сопровождения регулируемых процессов. Инструментарий контроллинга включает элементы нормативного стратегического и оперативного планирования, методы и аппарат контроля, коммуникационные связи.
Контроллинг может быть применен лишь в тех фирмах, где сложилась четкая система целеполагания (наличие ясных, обязательных для исполнения и достижения целей). Процесс контроллинга начинается с установления плановых нормативных показателей, которые систематически сопоставляются с фактическим состоянием регулируемого процесса.
В плановое задание при необходимости вносятся те или иные коррективы. Главная стадия — выполнение контроллингом консультирующей, «лоцманской» функции в регулируемом процессе и разработка мер по преодолению возникающих отклонений.
Различие между контролем и контроллингом заключается в следующем:
задача контроля — находить ошибки, искать виновных;
задача контроллинга — планировать, регулировать, помогать идти к цели.
Успешная реализация стратегических инновационных задач зависит от уровня постановки менеджмента в фирме в целом, от качеств команды менеджеров. В этой связи необходимо также сосредоточить внимание на неформальной стороне поведения менеджера, на средствах и способах, с помощью которых руководителю удается побудить подчиненных к эффективному действию. Следует изучить принципы поведения управляющего, знать основные типы стиля управления, а также условия и ограничения в реализации стилей управления.
Нужно обратить внимание на объективно существующий диапазон возможного поведения управляющих: от авторитарного, технобюрократического (в сотрудниках видят только «немых» исполнителей) до поведения по принципу свободной игры сил (полный отказ от властных воздействий).
Уровень зрелости персонала в значительной мере определяет применение того или иного стиля управления.
Деятельность инновационного предприятия неизбежно сопряжена с возникновением конфликтных ситуаций как внутреннего, так и внешнего характера. Необходимо прежде всего выяснить природу конфликта. Конфликт возникает в том случае, когда индивидуум должен определиться в своем решении при наличии несогласуемых, взаимоисключающих альтернатив. При этом возможен так называемый конфликт согласия, когда субъект стоит перед необходимостью выбора одной из равноценных и, с его точки зрения, желательных альтернатив, или конфликт неприятия, когда необходимо сделать выбор между двумя альтернативами, в принципе воспринимаемыми им как нежелательные. Нужно знать зоны возникновения конфликтов, методы устранения или ослабления их последствий. Для обеспечения успешной жизнедеятельности фирмы необходимо располагать средствами сглаживания как внутренних конфликтов (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые), так и внешних конфликтов (потребители, поставщики, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, государственные институты).
Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в деятельности на инновационном предприятии, могут быть применены следующие наиболее характерные проявления стилей:
Проблема взаимодействия
субъектов инновационной
фазы развития характерной
становится тенденция трансформации
действующих организационных
Взаимодействие обеспечивается внедрением информационных технологий в процессы проектирования и кооперированного производства инновационного продукта. Возникают так называемые пустотелые фирмы, в которых определенный состав специализированных функций научно-технического, проектно-конструкторского и производственного характера передается сторонним подрядчикам, а управление ими осуществляется дистанционно через информационные сети.
По своей сущности эти сетевые организации относятся к разряду виртуальных. В них благодаря использованию современных информационных технологий возникает и развивается новый тип управленческого мышления, обеспечивающий творческую свободу и мобильность действий независимых исполнителей. Будучи соединенными компьютерными сетями, участники инновационного процесса способны активно взаимодействовать, на каком бы расстоянии друг от друга они не находились.
Сетевые организации всегда
пребывают в состоянии
В последнее время, за период
2009 - 2012 годы, слова «модернизация» и
«инновации» стали важной частью
делового лексикона РФ, в стране
до настоящего момента отсутствует
комплексное регулирование
Если Россия строит инновационную экономику, нужно создать законодательные нормы, которые будут регламентировать деятельность в данной области.
Приведем несколько цифр, которые покажут, насколько малы возможности построения со стороны государственного аппарата инновационного общества без дополнительных стимулов.
По данным Федеральной службы государственной статистики, количество работоспособного населения страны к концу сентября прошлого года равнялась 70.9 миллионов человек, либо примерно 50% от общего населения.
По данным статистики развитых стран, лишь 5% работоспособного населения склонно к открытию своего бизнеса, и только 5% из общего числа бизнесменов занимаются именно инновационным технологическим предпринимательством. Если две этих цифры перенести на Россию, получим цифру в 175 тысяч человек, или 0. 125 процента от всех жителей РФ. Вот такой существует возможный человеческий потенциал для реализации в экономике технологического прорыва. На деле ситуация обстоит еще плачевней. Несмотря на ежегодное повышение количества ассигнований из федерального бюджета на научные разработки и исследования гражданского назначения, динамика доли компаний, которые заняты в научной и исследовательской областях, является отрицательной. Если в 2004 году они составляли 2.5% от числа субъектов среднего и малого предпринимательства (22.5 тысяч человек), то в 2009 году их доля упала до 0.75% занятых человек (12.3 тысяч человек).
Только 9.6% российских предприятий в 2009 году внедряли инновации, это в пять-семь раз меньше по сравнению с Германией, Великобританией или Норвегией. В промышленном производстве России доля инновационной продукции сохраняется на уровне 5.5%, в Соединенных Штатах она равняется 70%, в Китае - 40%.
Сейчас проблема формирования эффективного рынка инноваций достаточно актуальна. В настоящее время участие в данной работе государство почти не принимает.
Проблема низкого спроса
экономики на инновационную продукцию
связана с состоянием конкуренции
в России. Избыточные административные
барьеры, высокий уровень
Важную роль играет и социальная
политика. Курс власти на сохранение и
приумножение количества рабочих мест
на действующих промышленных предприятиях,
которые зачастую имеют устаревшее
оборудование, снижает мотивацию
промышленников к внедрению инноваций
и обновлению. Целью новой индустриализации
является увеличение производительности
труда, на высвобождение работников.
И властям регионов нужно задумываться
о создании эффективных систем управления
человеческими ресурсами и
Информация о работе Современные концепции управления инновациями