Современные экономические и неэкономические методы стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет, как правило не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой заработной платой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3

Мотивирование в деятельности руководителя…………………………………4
Сущность процессного подхода мотивации…………………………………..11
Характеристика некоторых процессных теорий мотивации…………...…….14
Теория ожиданий В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера……………….......14
Теория справедливости Д. Адамса…………………………………….......17
Комплексная теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера……………….18
Современные экономические и неэкономические методы стимулирования………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….……..3

  1. Мотивирование в деятельности руководителя…………………………………4
  2. Сущность процессного подхода мотивации…………………………………..11
  3. Характеристика некоторых процессных теорий мотивации…………...…….14
    1. Теория ожиданий В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера……………….......14
    2. Теория справедливости Д. Адамса…………………………………….......17
    3. Комплексная теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера……………….18
  4. Современные экономические и неэкономические методы стимулирования………………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………...30

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Понятие мотивации обычно очень  тесно связано с проблемой  управления      персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным  периодом,  выдвигают  все  новые  требования  к персоналу. Это не только подбор,  обучение и  расстановка кадров, но  и  формирование  нового  сознания, менталитета,  а следовательно, и методов мотивации.                                

    В настоящее  время, при  переходе к рыночным отношениям, основным   мотивирующим   фактором  работников   является желание иметь гарантированную  заработную  плату.  При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет, как правило не берутся, преобладает  желание  иметь  спокойную  работу с небольшим,  но гарантированным  заработком,  нежели   интенсивную  работу  с  высокой заработной платой.                                                

      В тоже время,  на рынке   труда появляются  работники,  обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди  с хорошей  нравственной основой  и пониманием  труда.  Однако  шансов  найти  хорошую  работу  у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствие рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

      Таким образом, и потребности,  и мотивация большинства работников  нуждаются  в  дальнейшем  изучении и систематизации.

 

  1. МОТИВИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
 

    Истинные  побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Они чрезвычайно сложны. Упрощенно, в теории менеджмента выделяют такие основания, необходимые для участия человека в трудовой деятельности:

     · наличие необходимости трудиться,

     · объективные (физиологические) возможности,

     · наличие профессиональной квалификации и способностей,

     · наличие мотивации.

    При рассмотрении мотивации работника  предполагается, что у него уже  в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в  трудовой деятельности, так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться.

    В самом общем виде мотивацию человека к деятельности можно представить в виде  совокупности внутренних и внешних по отношению к человеку сил, которые, непрерывно воздействуя на него, побуждают к совершению тех или иных действий. При этом связь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретного человека зависит от многих факторов и индивидуально.

    Понимая вышесказанное, можно дать более  детализированное определение мотивации.

    Мотивация ¾ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы, формы, степень интенсивности деятельности, уровень затраты усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающие ей направленность, ориентацию на достижение определенных целей. [6; 41]

    Мотивация не является реально наблюдаемым  фактом, это сконструированное понятие, то есть ее нельзя непосредственно наблюдать или измерить эмпирическим путем.

    Изучение  мотивации необходимо для решения  многих практических задач. Знания о мотивационном процессе, потребностях человека, стимулировании и т.п. многие годы широко применяются на практике. И, прежде всего, эти вопросы интересуют менеджеров, занятых в управлении персоналом фирмы, которым очень важно знать мотивы поведения людей и их групп с тем, чтобы активно применить эти знания в повседневной работе для активизации деятельности персонала фирмы, для повышения эффективности труда коллектива.

    Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и  основу управления человеком. Эффективность управления в очень  большой  степени  зависит  от  того,  насколько  успешно  осуществляется процесс мотивирования.

    В зависимости от того что преследует мотивирование, какие, задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека   вызываются   к   действию  определенные   мотивы,  которые побуждают  человека  осуществлять  определенные   действия,  приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй  тип  мотивирования своей основной  задачей имеет формирование   определенной   мотивационной   структуры   человека.  В этом  случае основное внимание  обращается на  то, чтобы  развить и усилить  желательные  для  субъекта  мотивирования  мотивы  действии человека,  и наоборот,  ослабить те  мотивы, которые  мешают эффективном  управлению  человеком.  Этот  тип мотивирования  носит характер воспитательной и образовательной работы  и часто  не связан с  какими-то  конкретными  действиями  или   результатами,  которые ожидается получить от человека в виде итога его  деятельности. Второй  тип  мотивирования  требует гораздо больших усилий,  знаний и способностей  для  его  осуществления.  Однако  и его  результаты в целом  существенно  превосходят  результаты  первого  типа мотивирования. Организации, освоившие  его и использующие в  своей практике, могут гораздо  успешнее и  результативнее управлять  своими членами.                                                             

      Первый  и  второй типы  мотивирования  не  следует противопоставлять,  так как в современной  практике  управления  прогрессивно управляемыми  организации  стремятся сочетать  оба эти  типа мотивирования.                                                            

      Если посмотреть, на что в   деятельности человека  оказывает  воздействие мотивация то выяснится что это следующие характеристики деятельности:                                                    

  • усилие;                                    
  • старание;                                                     
  • настойчивость;                                                 
  • добросовестность;                                              
  • направленность.
  1. Усилие. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая различные усилия. Он может действовать в полную силу, затрачивая все свои возможности, а может и вполсилы. Так же он может стремиться выполнять работу полегче, а может браться за более сложную работу. И зависит это от степени его мотивации на затрату усилий при выполнении работы.
  1. Старание. Одному работнику может быть безразлично качество его труда, а другой может стремиться выполнить все наилучшим образом, не пытается избежать разрешения сложностей в работе, стремится к повышению квалификации.
  2. Настойчивость проявляется в стремлении продолжать и развивать начатое дело. Часто встречаются люди, которые очень быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости приведут к тому, что они неоправданно сократят прилагаемые усилия и старание, выполняя работу на существенно более низком уровне по сравнению с их реальными возможностями.
  3. Инициатива подразумевает, что работник способен самостоятельно принимать и реализовывать решения для достижения стоящих перед ним целей, не дожидаясь указания руководства по любому поводу. 
  4. Добросовестность при исполнении работы подразумевает следование работником необходимым требованиям и регулирующим нормам, и для многих видов работ это является очень существенным условием их успешного выполнения.
  5. Направленность на достижение определенной цели (личной и корпоративной) выступает как важнейшая характеристика трудовой деятельности человека. Значение этого компонента уже затрагивалось выше. Мотивация, стимулируя человека к действиям, обязательно задает им конкретную направленность, иначе они бесполезны. С помощью методов мотивирования менеджер должен уметь задавать направленность действий подчиненных на реализацию определенных целей.

     Активная  деятельность работников подразумевает, что работа ими выполняется старательно, с затратой необходимых усилий, настойчиво и с проявлением инициативы. Понятие «активизация деятельности», как повышение ее интенсивности, подразумевает развитие в деятельности персонала четырех первых компонентов, характеризующих деятельность работника: усилия, старания, настойчивости и инициативы. Все они могут быть сформированы приемами и методами мотивационного менеджмента, что еще раз доказывает тесную взаимосвязь мотивирования деятельности с активностью персонала фирмы.

     Если  рассматривать активизацию деятельности персонала как простое повышение  активности (интенсивности) труда работников, то возникает вопрос о соотношении активности деятельности и ее эффективности.

     Разносторонние  исследования и накопленный практический опыт показывают, что соотношение степени активности деятельности человека к степени эффективности этой деятельности (к результатам его работы) характеризуется кривой линией (рис. 1.1.). [5;326]

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вначале, по мере роста активности работника, результаты его труда повышаются. Позже в определенном диапазоне активности результаты сохраняются на стабильном (достаточно высоком) уровне. Этот этап именуется оптимальным диапазоном активности, когда достигаются наилучшие из возможных результаты. При чрезмерной активности труда, когда она начинает превышать границы оптимального диапазона, итоги работы начинают постепенно ухудшаться.

     Это объясняется многими причинами, наиболее очевидными из которых являются следующие:

  • интенсивность труда превысила предельно поддерживаемую имеющимися в наличии оборудованием и технологиями,
  • уровень физических и моральных затрат работников уже не компенсируется существующей в организации системой восстановления работоспособности,
  • накапливается неизбежная физиологическая усталость работников.

     В менеджменте большое значение уделяется  также учету степеней активности персонала.

     На  уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают такой степени активности и эффективности трудовой деятельности, которая является минимально приемлемой с точки зрения руководства. Некоторая часть персонала здесь успешно балансирует между желанием сократить рабочую активность и в то же время избежать неприятностей. Некоторые менеджеры предпочитают мотивировать персонал к работе именно на таком уровне. Если же степень активности персонала характеризуется уровнем отличного поведения (представляет собой верхнюю градацию степеней активности), работа для людей является желанной частью жизни, что приносит достижение поставленных целей и удовлетворение от труда. В этом случае для работников имеет ценность не только материальное поощрение, но и во многом ¾ моральное. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их трудовых потребностей в обмен на их энергию и отдачу, оптимальную активность трудовой деятельности. 

Информация о работе Современные экономические и неэкономические методы стимулирования