Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть содержание культуры и этики государственного управления. Управленческая культура рассматривается как профессионально необходимое качество, приобретаемое личностью в процессе подготовки и практической деятельности в сфере управления.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач:
- раскрыть сущность современной управленческой культуры;
-рассмотреть категорию управленческая профессиональная компетентность.
Введение…………………………………………………………………. 3 стр.
Глава 1. Сущность современной управленческой культуры…………. 6 стр.
1.1. Основные элементы культуры управленческого труда…………. 6 стр.
1.2. Стили управления трудовым коллективом………………………. 12стр.
1.3. Профессиональные качества руководителя……………………… 18стр.
1.4. Социально-психологические качества руководителя…………….. 26 стр.
Глава 2. Управленческая профессиональная компетентность………… 30 стр.
2.1. Понятие управленческой профессиональной компетентности…… 30 стр.
2.2. Критерии компетентности руководителя на государственной и
муниципальной службе……………………………………………… 32 стр.
Заключение………………………………………………………………... 35 стр.
Список литературы……………………………………………………….. 36 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТОБОЛЬСКЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕМА: СОВРЕМЕННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Выполнил: Студентка 1 курса Белова Ю.В.
№ зачетной книжки: 33
№ группы: 2610
Домашний адрес: г.Тобольск 7а микр. д.7 кв.12
Проверил: Кандидат педагогических наук, доцент Исмагилова Л.И.
Тобольск, 2011
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность современной управленческой культуры…………. 6 стр.
1.1. Основные элементы культуры управленческого труда…………. 6 стр.
1.2. Стили управления трудовым коллективом………………………. 12стр.
1.3. Профессиональные качества руководителя……………………… 18стр.
1.4. Социально-психологические качества руководителя…………….. 26 стр.
Глава 2. Управленческая профессиональная компетентность………… 30 стр.
2.1. Понятие управленческой профессиональной компетентности…… 30 стр.
2.2. Критерии компетентности руководителя на государственной и
муниципальной службе……………………………………………… 32 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в век информатизации, современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления, давно известная Западу, ценится как важнейшая составляющая успешного экономического развития, достойной и благополучной жизни.
Отношения «начальник – подчинённый», имеющие место в любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы. Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная дело, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.
Актуальность темы. Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры и в ее антропологическом измерении. Приоритет развития управленческой культуры руководителя более конкретно определяется следующими обстоятельствами:
во-первых, в настоящее время социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяются в числе приоритетных. За решением любой задачи стоят профессионально подготовленные кадры. Сегодня востребованы специалисты в области управления, не только способные вскрыть острые противоречия, но и профессионально, заинтересовано, результативно их разрешать. В этой связи управленческая культура личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений, обеспечивая поступательное, прогрессивное развитие России, реализацию жизненно важных задач;
во-вторых, на сегодняшний день сложившаяся система подготовки специалистов-руководителей не обеспечивает должного уровня формирования их управленческой культуры, а российские условия хозяйствования не способствуют созданию необходимых предпосылок к ее развитию. Вместе с тем, игнорирование потенциала управленческой культуры в решении профессиональных задач значительно снижает эффективность деятельности, приводит к утрате преемственности в сфере управления, процессе воспроизводства человеческой культуры в целом.
Кроме того, слабо разработан механизм стимулирования профессионального роста руководителя в плане духовного развития, совершенствования его общей и профессиональной культуры.
Оценивая общее состояние разработанности проблемы управленческой культуры руководителя, следует отметить, что важной теоретической предпосылкой ее решения явилось значительное число работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных рассмотрению культуры как формы общественного сознания, социального явления и духовно-практического отношения к действительности.
Управленческая культура - это, прежде всего, осмысленная деятельность, поставленная проблема которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это шеф, сельский бригадир, глава администрации области или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках пребывает успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить отношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.
Общие требования, нормы и принципы общественной и индивидуальной культуры включают особенности, которые определяют характер деятельности современного руководителя: ее особую социальную значимость, повышенную нравственно-правовую требовательность, жесткую регламентацию жизнедеятельности, особенные условия и способы выполнения профессиональных обязанностей.
Актуальность темы, предпосылки ее научного и практического решения определяют объект, предмет, цели и задачи курсовой работы.
Объектом исследования являются управленческие процессы, которые обеспечивают управленческие отношения.
Предметом исследования выступает управленческая культура современного руководителя.
Цель курсовой работы: рассмотреть содержание культуры и этики государственного управления. Управленческая культура рассматривается как профессионально необходимое качество, приобретаемое личностью в процессе подготовки и практической деятельности в сфере управления.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач:
- раскрыть сущность современной управленческой культуры;
-рассмотреть категорию управленческая профессиональная компетентность.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность современной управленческой культуры.
1.1 Основные элементы культуры управленческого труда.
В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.
Управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости руководителей дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем. Наиболее важные из них:
1) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура управленца в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;
2) моральные нормы — регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали;
3) организационные нормы — устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;
4) экономические нормы — регулируют экономическую деятельность организации.
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, характеризующих деятельность руководителя в рамках культуры управленческого труда:
Личная культура включает в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным и т.п.
Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:
- работа с документами;
- работа с кадрами;
- решение социально-экономических вопросов;
- решение коммерческих вопросов;
- совещания, переговоры;
- непроизводительные затраты времени;
- неуточненное время.
Руководителю, в то же время, следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать».
Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.
Следует считать идеальным такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь нужные для работы документы. Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменять вышедшую из строя мебель.
Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.
Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.
Наиболее распространена практика приема посетителей в определенные дни и часы.
Культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.
Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми, поэтому умение говорить является важной составной частью культуры труда руководителя.
Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.
К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и другие.
В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и, поэтому, имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности, приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
- детерминированность элементов системы;
- динамичность системы;
- наличие в системе управляющего параметра;