Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении организации системы управления персоналом и направления ее совершенствования на примере сельскохозяйственного предприятия ООО «Уральский».
Исходя из цели курсовой работы, определяются его конкретные задачи:
изучить общую характеристику ООО «Уральский» , за 2009-20011 годы;
провести оценку системы управления трудовым коллективом и мотивации работников в ООО «Уральский»;
изучить совершенствование методики управления персоналом;
предложить рекомендации по повышению эффективности совершенствования системы управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ……………………………………………….....7
1.1 Сущность и функции системы управления персоналом……………………...7
1.2 Методика системы управления персоналом……………………………….....13
1.3 Кадровое обеспечение АПК…………………………………………………...15
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «УРАЛЬСКИЙ»……………………………………………………………20
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...29
3.1 Основные направления повышения эффективности системы управления персоналом………………………………………………………………………….29
3.2 Мероприятия по совершенствованию профессиональной адаптации новых работников…………………………………………………………………………..31
3.3 Мероприятия по совершенствованию аттестации персонала на
предприятии...............................................................................................................32
3.4 Направления по повышению квалификации и переподготовки кадров на предприятии…………………………………………………………………….......35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42
В общей форме можно сказать так: эффективность управления персоналом - это достижение организационных (применительно к коммерческим организациям - прибыльности и стабильности предприятия и его адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных затратах на персонал) и индивидуальных (удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии) целей [7, 42] .
Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия. Существует несколько методов определения функций управления персоналом, их значимости и удельного веса в управлении. Один из них - анализ соответствующей литературы и выделение описываемого в ней перечня задач по управлению сотрудниками. После осуществления такой процедуры список задач передается менеджерам для их ранжирования по степени важности, и на этой основе устанавливаются важнейшие функции управления персоналом и их значимость.
Другой, более точный, но и более дорогостоящий метод определения функций и задач в области управления персоналом - фиксация их перечня и затрагиваемого времени посредством наблюдения за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально подготовленных профессионалов-наблюдателей и изучение деятельности многих менеджеров; он требует больших финансовых и временных затрат. Поэтому данный метод используется достаточно редко и обычно в целях уточнения отдельных функций.
В современной литературе выделяется достаточно много функций управления трудовым коллективом. На основе обобщения имеющейся информации по теме исследования можно выделить следующие функции управления трудовым коллективом:
9. Кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т. д. Эта, так сказать, техническая функция необходима для эффективного использования персонала. Сегодня ее значительно упрощает использование компьютерных систем и технологий.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако уже перечисленные функции дают представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности [18,43].
Функции управления трудовым коллективом осуществляются его субъектами - должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления трудовым коллективом являются: руководители всех уровней, службы персонала (отделы кадров), органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов, кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации рационализаторов, ветеранов и т. п., действующие на предприятии.
К внешним регуляторам деятельности по управлению трудовым коллективом относятся: государство и, прежде всего, те его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в т. ч. управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь, профсоюзы; собственники предприятия (как частные лица, так и ассоциации), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом. Так, на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям, принципы управления персоналом и взаимоотношений между сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права, значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских организаций .
1.2 Методы системы управления трудовым коллективом
Управление трудовым коллективом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников.
Методы управления трудовым коллективом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Современная литература располагает множеством классификаций таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:
Так, например, А. Я. Кибанов предлагает их объединить в три группы:
3. Социально-психологические
методы: социальный анализ в
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Данные методы отличаются прямым воздействием: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Они не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономическим и социально-психологическим
методам присущи косвенный
Социально-психологические
методы управления основаны на использовании
социального механизма
Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе .
1.3 Кадровое обеспечение АПК
Реформирование аграрного сектора экономики со всей остротой обнажило несоответствие образовательного и профессионального уровня руководителей и специалистов АПК сложности решаемых задач. В основном эти люди получили образование в других политических и экономических условиях, сегодня их знания оказались недостаточными и не могут отвечать современным требованиям.
Сейчас, когда рынок диктует другие условия, руководитель должен самостоятельно, без указки сверху, рассчитывая только на свои, организовать экономически эффективное производство, уметь находить исходя из возможностей хозяйств новые пути и способы увеличения прибыли, встраиваться в рынок, знать его законы и работать в соответствии с ними.
Умение правильно и быстро ориентироваться в стремительно меняющихся в условиях нестабильного переходного периода с его неизбежными проблемами, просчетами и ошибками выработали пока только некоторые руководители сельскохозяйственных предприятий, лишь немногие из них владеют новыми знаниями [8, 42].
Для реализации «Основных
направлений
За прошедшие десять лет
в силу различных причин - падения
объемов производства, ухудшения
социально-экономических
По сравнению с 1991 годом число занятых в сельском хозяйстве сократилось на 3 млн. человек, в том числе механизаторов - на 1/3, животноводов - почти в 2 раза. Число специалистов в сельскохозяйственном производстве уменьшилось на 1/3, или на 340 тыс. человек. За этот период доля руководителей сельскохозяйственных предприятий, имеющих высшее образование, снизилась с 86 до 73 %. В целом по России каждый 20-й руководитель вообще не имеет профессионального образования. Среди главных специалистов хозяйств высшее образование имеют 55,5 , что на 8,5 меньше, чем в 1991 году. На должностях руководителей среднего звена работают 50 тыс. человек (36 % их общего числа), не имеющих даже среднего специального образования.
Ежегодная сменяемость руководителей
сельскохозяйственных предприятий
за последние 12 лет возросла по России
с 10 до 17 %. Причем во многих случаях
на должности руководителей
Низкий уровень многих
руководителей, специалистов, недостаточная
восприимчивость к рыночным преобразованиям
не позволили им своевременно адаптироваться
к новым условиям хозяйствования,
что привело к серьезным
Подъем экономики сельского
хозяйства попросту невозможен без
создания слоя современно мыслящих предпринимателей,
подготовленных организаторов производства,
высокообразованных специалистов. Лишь
они способны изменить стратегию
в агропромышленном комплексе, лишь
они могут на деле, а не на словах
реформировать