Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Беркут»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи:
 раскрыть понятие стиля руководства;
 определить роль руководителя в деятельности предприятия;
 дать подробную характеристику одномерных и многомерных стилей руководства, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия……………5
1.1. Стиль руководства: понятие и факторы формирования……………………...5
1.2. Одномерные стили руководства……………………………………………...8
1.3. Многомерные стили руководства…………………………………………….14
Глава 2. Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Беркут»………………………………………………………………………27
2.1. Анализ и оценка сложившихся стилей руководства на предприятии ООО «Беркут»…………………………………………………………………………….27
2.2. Эффективность управления на предприятии ООО «Беркут»: преимущества и недостатки………………………………………………………………………...33
2.3. План мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Беркут»...35
2.4. Ожидаемый экономический эффект ООО «Беркут»………………………..36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Алеева.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

 

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

"Национальный исследовательский университет  
"Высшая школа экономики"

 

 

Факультет менеджмента
Кафедра общего и стратегического менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: «Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия»

 

 

 

 

 

Студент группы № 09-М1

Иванов Иван Иванович

Научный руководитель:

Петров Петр Петрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2012 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия……………5

1.1. Стиль руководства: понятие и факторы формирования……………………...5

1.2. Одномерные стили руководства……………………………………………...8

1.3. Многомерные стили руководства…………………………………………….14

Глава 2. Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Беркут»………………………………………………………………………27

2.1. Анализ и оценка сложившихся стилей руководства на предприятии ООО «Беркут»…………………………………………………………………………….27

2.2. Эффективность управления на предприятии ООО «Беркут»: преимущества и недостатки………………………………………………………………………...33

2.3. План мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Беркут»...35

2.4. Ожидаемый экономический эффект ООО «Беркут»………………………..36

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………………...40

Приложения…………………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире главным  звеном любой цепи является человек. Именно ему отводиться главенствующая роль в решении социальных, экологических, политических, экономических, финансовых, производственных и прочих проблем и вопросов. К сожалению, существует множество примеров, когда власть попадает в руки неграмотного в данной сфере деятельности человека, и тогда последствия этой деятельности могут быть непредсказуемыми.

Бесспорно, работа организации, достижение поставленных ею целей, морально-психологический  климат в ней во многом – результат  умелого или неумелого руководства. Именно руководитель является толчковым механизмом деятельности. От его опыта, знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное удовлетворение сотрудников. Говоря о руководителе, начальнике, директоре (у кого как принято), хочется говорить о человек, который приходит в коллектив для того, чтобы принести пользу, который открывает дверь офиса и уже ничего, кроме работы его не интересует, который умеет забыть и не показать свои личные проблемы и трудности подчиненным, иным словом о человеке, который умеет управлять собой.

Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией  или ее звеном, т.е. каждому руководителю присущ его собственный, очень часто  неповторимый, стиль руководства.

Именно о стилях руководства  будет идти речь в данной работе.

Целью курсовой работы является анализ стилей руководства,  и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.

Объект исследования данной работы – ООО «Беркут».

Основные задачи:

  • раскрыть понятие стиля руководства;
  • определить роль руководителя в деятельности предприятия;
  • дать подробную характеристику одномерных и многомерных стилей руководства, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;
  • проанализировать и оценить сложившиеся стили руководства на предприятии ООО «Беркут».
  • Рассмотреть совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Беркут».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стиль  руководства и его роль в деятельности предприятия

 

1.1. Стиль руководства: понятие и факторы формирования

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет  свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства  выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному  и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Слово “стиль” греческого происхождения.  Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а  позднее употреблялось в значении  “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.1

Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы  методов, способов, приемов воздействия  руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

Объективно, какой бы стиль не был  избран руководителем, его выбор  определяется сознательной целью, которая  характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы. 2

Любая управленческая деятельность имеет  и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

Следовательно, в стиле руководства  выделяют, с одной стороны, его  общую объективную основу, а с  другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.3

Можно выделить основные факторы, характеризующие  стиль руководства:

 Требования, предъявляемые к  руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

 Специфика системы - ее цели  и задачи, управленческие структуры  и технология управления, функции  руководителя;

 Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.

 Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем  взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается  на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация  представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.4

 

1.2. Одномерные стили руководства

Используя для анализа  различные источники можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким-то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Модель К. Левина

Изучение стиля руководства  и само возникновение этого понятия  связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный. Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).

Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил  в своих исследованиях К. Левин. 

Авторитарный стиль  руководства отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

Сотрудники относятся  к приказам руководителя безразлично  или негативно, радуются любой его  ошибке, находят в ней подтверждение  своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении  формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля  руководитель относится к подчиненным  снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.

Появление руководителя-автократа  связано с особенностями его  характера. В большинстве случаев  это властные, настойчивые и упорные  люди, с преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками.

Демократический стиль  руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

Информация о работе Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Беркут»