Совершенствование системы управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать сущность и значение лидерства и основные теории в современном управлении.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе исследования лидерства и руководства в организации

Содержание

Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА 3
1.1 Сущность и определение понятия лидерства 3
1.2. Типология лидерства 9
1.3 Стили управления 14
Глава 2. Значение лидера в управлении организацией ООО «Аудиотрейд» компания «Техно-сервис» 23
2.1 Организационно-правовая характеристика 23
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии 25
2.3. Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер 26
Глава 3 Совершенствование системы управления организацией 29
3.1 Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) и харизматического лидерства 29
3.2. Эффект разработанных предложений 32
Заключение 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Руководитель  достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности  и хорошего морального настроя. Эта  позиция характеризует тот тип  руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой тип считает, что компромисс во всех случаях- лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

     2.3. Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер

 

     Различие  между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

     Менеджер  – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

     Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

     Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

     Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

     Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

     Лидеры  строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

     Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, менеджеры концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы.

     Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки  разработки новых и неоднозначных  решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в таких случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

     Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений  управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в жизни реже.

     Таблица3.

     Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим целям
План  – основа действий Видение – основа действий
Полагается  на систему Полагается  на людей
Использует  только доводы Использует  как доводы, так и эмоции
Контролирует  Доверяет
Поддерживает  движение Дает импульс  движению
Профессионален Энтузиаст
Уважаем Обожаем
Делает  дело правильно Делает правильное дело

     Глава 3 Совершенствование  системы управления организацией

     3.1 Концепция атрибутивного  лидерства (причинно-следственный  подход к изучению лидерства) и харизматического лидерства

 

     Данная  концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к  лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

     Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение  или обстоятельства.

     В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлениях данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом.

     На  описанный выше процесс определения  лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем  поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.

     В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер читает, что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

     Приводимые  ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

     - подчиненные склонны видеть причины  их плохой работы вне, а руководители - в подчиненных;

     - руководители, склонные отдавать  предпочтение внутренним причинам  при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;

     - плохая работы подчиненного в  прошлом, согласно всем трем  типам информации, скорее всего  приведет к выявлению руководителем  внутренних причин;

     - серьезность сложившейся ситуации  приводит руководителя скорее  всего к выявлению внутренних  причин и к высокой степени  пунктуальности в ответных мерах;

     - уклонение «с объяснением» подчиненного  от ответственности или его  извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;

     - неизменный уровень выполнения  работы переключает внимание  руководителя с причин, связанных  со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение  к количеству прилагаемых усилий.

     Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

     Имеются две противоположные позиции  формирования имиджа лидера. Одна отрицает какое-либо влияние лидера на организационную  эффективность, а другая- ведет к  лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

     Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что обеспечивает ее обладателю власть над последователями. Некоторые определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

     Харизматическим считается тот лидер, который  в силу своих личностных качеств  способен оказывать глубокое воздействие  на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность  во власти, имеют сильную потребность  в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами.

     Исследования  свидетельствуют, что у харизмы  есть негативная сторона, связанная  с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная- связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию част ее последователям. В целом харазматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, ведения решения проблемы за пределами статус- кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

     Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера- преобразователя или лидера реформатора8.

     3.2. Эффект разработанных предложений

 

     Лидер- реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей необходимости саморазвития.

     Модель  имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым  для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию  в управлении, быть самому частью группы \ организации , а не «стоять над  ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных.

Информация о работе Совершенствование системы управления организацией