Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:32, курсовая работа
Цель работы - проанализировать сущность и значение лидерства и основные теории в современном управлении.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе исследования лидерства и руководства в организации
Введение 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА 3
1.1 Сущность и определение понятия лидерства 3
1.2. Типология лидерства 9
1.3 Стили управления 14
Глава 2. Значение лидера в управлении организацией ООО «Аудиотрейд» компания «Техно-сервис» 23
2.1 Организационно-правовая характеристика 23
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии 25
2.3. Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер 26
Глава 3 Совершенствование системы управления организацией 29
3.1 Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) и харизматического лидерства 29
3.2. Эффект разработанных предложений 32
Заключение 38
Руководитель
Рис 2. Место расположения руководителя-автократа при проведении деловых переговоров.
Демократический стиль руководства
Представление демократичного руководителя Мак Грегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:
Руководитель,
использующий преимущественно
Руководитель
Рис. 3 Место расположения руководителя-демократа при проведении деловых переговоров.
Либеральный стиль руководства.
Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности (таблица 1).
Таблица 1.
Содержание трех стилей руководства
Стиль управления | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в руках
лидера Личное
установление целей и выбор средств
их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера Принятие
решений разделено по уровням на основе
участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие
лидером с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Влияние
стилей управления на эффективность
работы групп в течение
Модель Лайкерта:
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях.
Они
считали, что разницу в
Рис
4. Стили лидерства
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Менеджеры, которые поддерживают подобный стиль поведения, требуют строгого подчинения рабочим распорядкам, четкого выполнения задач, стоящих перед всем коллективом. Они зачастую автократичны в своих решениях, превыше всего ставят правила, инструкции, процедуры.
В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений: делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда.
На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда.
Четыре системы Лайкерта.
Как
продолжение своих
Таблица 2. Четыре системы Лайкерта
|
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений.
Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.6
Управленческая решетка Блейка и Мутона:
В
современных условиях успех дела
предопределяется не только характером
отношений между руководителем и подчиненными
и степенью свободы, которая им предоставляется,
но и рядом других обстоятельств. Отражением
этого является «многомерные» стили управления,
представляющие собой комплекс взаимодополняющих,
переплетающихся подходов, каждый из которых
независим от других, поэтому может реализовываться
наряду с ними.7
В практической части данной курсовой работы для исследования влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией рассматривается ООО «Аудиотрейд» компания «Техно-сервис».
Миссией
предприятия является реализация компьютерной
техники и комплектующих, периферийных
устройств и расходных
Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволит сделать компанию устойчивой, прибыльной и конкурентоспособной, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности компании используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.
Организационная структура данного предприятия линейно-функциональная рис. 5. Она имеет ряд достоинств: высокая надежность и гарантия исполнения, т.к. осуществляется одновременный контроль со стороны нескольких руководящих лиц.
Децентрализация управления в рамках линейно-функциональной структуры приводит к тому, что разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими работами, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т.п. Наиболее типичен такой процесс для предприятия, где устойчиво выпускается большое количество однородных продуктов. Одним из условий децентрализации структуры может служить ситуация, когда на рынок представляет собой единое целое и отличается высокой степенью концентрации потребления.
Рис.5.
Организационная структура ООО «Техно-сервис»
При данной организации существует непосредственная связь, исключающая вышестоящее руководство, между подразделениями. Например, отдел маркетинга может напрямую взаимодействовать с отделом закупок, разрабатывая определенные маркетинговые программы.
При
такой структуре управления у
каждого функционального
Компетентный
менеджер способен организовать эффективную
деятельность формальных групп и
управлять ею. Неформальный лидер может
создать и управлять неформальной группой.
И только формальный лидер, владеющий
искусством эффективного лидерства, может
оптимально управлять как формальными,
так и неформальными группами.
Для определения стиля руководства, применяемого директором на предприятии воспользуемся концепцией Блэйка и Мутона.
Из опроса работников можно сделать следующие выводы: руководитель уделяет много внимания сплочению коллектива путем организации отдыха и корпоративных культурных мероприятий. При этом организационно-технические условия не остаются в стороне. Однако большее внимание уделяется организационным условиям, таким как проведению собраний коллектива, тренингов, семинаров.
Директор внимательно выслушивает мнение каждого работника относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение.
Пользуясь «управленческой решеткой» из этого следует, что стиль руководства генерального директора относится к типу организация (производственно-социальное управление).
Информация о работе Совершенствование системы управления организацией