Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:49, дипломная работа
Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.
Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников
2.3
Анализ движения
персонала банка
Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности банка персоналом – изучение ее движения: не только общего числа принятых и уволенных, но и распределения их по источникам поступления и направления выбытия.
Данные
для изучения движения рабочей силы
приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Сведения о движении персонала банка
Наименование показателей | Количество человек - всего | ||||||||||||
по отделениям | В том числе | ||||||||||||
бизнес-подразделения | из них | обеспечивающие подразделения | из них | операционно-кассовые работники отделения | из них | ||||||||
в возрасте до 30 лет | в возрасте от 30 до 50 лет | имеют высшее образование | в возрасте до 30 лет | в возрасте от 30 до 50 лет | имеют высшее образование | в возрасте до 30 лет | в возрасте от 30 до 50 лет | ||||||
Принято на работу в отчетном году – всего, из них: | 23 | 23 | 6 | 1 | 5 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 | 14 | 12 | 2 |
- из других коммерческих банков | 0 | 0 | |||||||||||
-
из органов местного |
0 | 0 | |||||||||||
- в порядке перевода на другую работу внутри системы СБ РФ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
- из других организаций | 18 | 18 | 5 | 1 | 4 | 13 | 11 | 2 | |||||
-
выпускники дневных отделений
высших и средних |
4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | ||||||
Выбыло за отчетный год – всего, из них: | 21 | 21 | 6 | 1 | 4 | 3 | 3 | 0 | 3 | 2 | 12 | 6 | 4 |
- уволены по инициативе работника – всего, в т.ч. по причинам | 16 | 16 | 5 | 1 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 9 | 6 | 2 |
-
неудовлетворенности |
0 | 0 | |||||||||||
- неудовлетворенности условиями труда | 0 | 0 | |||||||||||
-
неудовлетворенности режимом |
3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||||
- неудовлетворенности высоким уровнем рабочих нагрузок | 0 | 0 | |||||||||||
-
неудовлетворенности размером |
5 | 5 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||||
-
отсутствия перспективы |
0 | 0 | |||||||||||
-
невозможности |
0 | 0 | |||||||||||
-
отсутствия перспективы |
0 | 0 | |||||||||||
-
связанными с семейными |
6 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||
- трудности совмещения работы с обучением | 0 | 0 | |||||||||||
- отдаленности места работы от места жительства | 0 | 0 | |||||||||||
-
несложившихся отношений с |
1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
-
ухудшения отношений с |
0 | 0 | |||||||||||
- ухудшения состояния здоровья | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
- уволены по инициативе работодателя – всего, в т.ч. по причинам | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
-
несоответствия работника |
0 | 0 | |||||||||||
-
неоднократного неисполнения |
0 | 0 | |||||||||||
-
однократного грубого |
0 | 0 | |||||||||||
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя | 0 | 0 |
По данным таблицы видно, что в течение года было принято в целом по банку 23 человека, в основном операционно-кассовый персонал, в возрасте до 30 лет. Среди источников поступления работников можно выделить: из других организаций, принятых в порядке перевода из дочерних компаний, а также после окончания ВУЗов.
Выбыло - 21 человек, из них по собственному желанию – 16 человек, по разным причинам. Кроме того, 1 человек ушел на пенсию, 1 перевелся в другое подразделение и 3 – уволились по уходу за ребенком.
В
следующей аналитической таблице 9 приведены
сведения по замещаемости, текучести и
выбытии персона банка на 01.01.2008 года.
Таблица 9 - Сведения о замещаемости, текучести и выбытии
Персонал | Уровень замещения должностей специалистами | Уровень текучести | Уровень выбытия | Отношение фактической численности к штатной | ||
Всего | С высш. образованием | С высш. образ, по
профилю
работы | ||||
Руководство | 100,0% | 100,0% | 66,7% | - | - | 100,0% |
Управляющий отделением | 100,0% | 100,0% | - | - | 100,0% | |
Зам. управляющего отделением | 100,0% | 100.0% | 100,0% | - | - | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности | 100,0% | 59,5% | 57,1% | 12,0% | 16,0% | 100,0% |
Планово-экономическое управление (отдел/сектор) | 100 0% | 100,0% | 100,0% | - | - | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения | 100,0% | 75,0% | 50,0% | 50,0% | 50,0% | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) кредитования | 100 0% | 100,0% | 100,0% | 14,3% | 14,3% | 103,7% |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов | 100,0% | 100,0% | 100 0% | - | - | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг | 100,0% | 100,0% | 100,0% | - | - | 100,0% |
Управление
(отдел/сектор) расчетно-кассового |
100,0% | 100,0% | 83,3% | 50,0% | 50,0% | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций | 100,0% | 100,0% | 100,0% | - | - | 100,0% |
Юридическое управление (отдел/сектор) | 100,0% | 100,0% | 100,0% | - | - | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля | 100,0% | 83,3% | 83,3% | - | - | 100,0% |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом | 100,0% | 100,0% | 50,0% | - | 100,0% | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) банковских карт | 80,0% | 60.0% | 60,0% | 33,3% | 33 3% | 83,3% |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ | 90,0% | 50,0% | 10 0% | - | - | 100,0% |
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций | 100,0% | 100,0% | 100,0% | - | - | 100,0% |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями | 100,0% | 75,0% | 50,0% | - | - | 100,0% |
Операционное управление (отдел) | 87,5% | 50,0% | 50,0% | - | 100,0% | |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций | 83,3% | 100,0% | 50,0% | - | 14,3% | 100,0% |
Управление (сектор) инкассации | 100,0% | 50,0% | 7.77% | 7,7% | 100,0% | |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации | 100 0% | 100,0% | 50,0% | 33,3% | 33.3% | 100,0% |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) | 75,0% | 25 0% | - | - | 80,0% | |
Общий отдел/сектор | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | |
Дополнительный офис (опер.касса) | 83,1% | 88,9% | 77.8% | 15,7% | 18,6% | 102,7% |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса | 100,0% | 85,0% | 85,0% | 50,0% | 50,0% | 100,0% |
ВСЕГО | 171,7% | 76,3% | 64,5% | 12,2% | 15,0% | 100,7% |
Таким
образом, исходя из проведенного анализа
следует, что списочная численность Зеленогорского
отделения №7815 Сбербанка России на 31.12.2007
года составляет 354 человека: работают
в основном женщины, имеющие высшее образование,
в возрасте от 30-55 лет, со стажем работы
в банковской сфере от 5-10 лет.
2.4
Анализ системы
отбора персонала
банка
По
результатам опроса специалистов по отбору
персонала Зеленогорского отделения №7815
Сбербанка России выявлены следующие
источники отбора (таблица 10).
Таблица 10 – Источники отбора персонала
Наименование источника | Удельный вес, % |
Кадровый резерв | 10,0 |
Внутренние источники | 15,0 |
Кредитно-финансовые, другие учреждения и организации | 65,0 |
Служба занятости населения | - |
Высшие и средние профессиональные учебные заведения | 5,0 |
Самопроявившиеся кандидаты | 5,0 |
Прочие | - |
Всего | 100,0 |
Из таблицы видно, что основной источник отбора персонала (более половины) – это другие кредитно-финансовые учреждения и организации – 65%. Кадровый резерв составляет 10% - как правило, на должности ведущих специалистов. На внутренние источники приходится всего 15%. Незначительная часть персонала принимается из выпускников высших учебных заведений и претендентов, которые самостоятельно приносят свои резюме в отдел по персоналу.
Обязательным критерием при отборе претендентов на вакантные места является наличие высшего образования, которое позволяет работнику за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело.
В процессе проведения отбора кандидатов для работы в банке одним из основных методов оценки считается профессиональное испытание, который позволяет сделать вывод об уровне профессиональных знаний, умений, навыков кандидата, необходимых в работе на вакантной должности, для этого используются - собеседование. В Сбербанке применяется неструктурированное, где вопросы задаются в свободной форме, вопросы заранее не готовятся, и беседа проходит в свободной форме. По результатам оценки из нескольких претендентов выбирается кандидат, деловые качества и персональные данные которого наиболее соответствуют предъявляемым требованиям. Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. И, в конечном итоге, решение зависит от того, кто проводит собеседование или кто привлекается в качестве эксперта.
Другой основной принцип кадровой работы в банке - открытая перспектива: хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники имеют все возможности для построения карьеры - немало молодых энергичных людей, пришедших в банк со студенческой скамьи, уже занимают весьма ответственные посты.
Политика
банка в вопросах работы с персоналом
реализует принцип
На
основе вышесказанного, можно сделать
вывод, что действующая система отбора
персонала достаточно хорошо себя зарекомендовала,
однако, в связи с реорганизацией Зеленогорского
отделения №7815 путем присоединения структурных
подразделений Сбербанка г.Заозерного,
Рыбинского и Саянского районов и расширением
сферы деятельности, система отбора нуждается
в дополнении, поэтому в проектной части
дипломной работы поставлена цель – предложить
мероприятия по усовершенствованию действующей
системы отбора персонала.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
В ЗЕЛЕНОГОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
№7815 СБЕРБАНКА РОССИИ
Вряд ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для которой не были бы крайне актуальными проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой многофилиальной корпорации, как Сбербанк России, имеющей свои подразделения в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:
Сбербанк России рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.
Идет поиск оптимального сочетания материальных и нематериальных стимулов мотивации работников к повышению производительности и качества труда, развитию инициативы, поиску новых технологических решений. Банк создает условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать свои способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, понимать систему оценки результатов его труда и перспективу должностного роста.
Наиболее
востребованными в настоящее
время банковскими
Наименее востребованы специалисты по работе на открытых рынках. Снижение доходности большинства межбанковских и биржевых операций ведет к тому, что они все в большей степени становятся механизмом регулирования ликвидности, за исключением разве что конверсионных операций по заявкам клиентов или получения доходов на арбитраже. Штаты соответствующих подразделений в большинстве уже давно сформированы и относительно стабильны.
В ближайшее время, в связи с вышеперечисленными причинами, спрос будет расти на специалистов клиентского блока, банковских технологов, специалистов по лизинговым операциям, специалистов по выстраиванию эффективных систем оценки и контроля, риск-менеджеров и аналитиков, которые способны устанавливать контакты с новыми клиентами, добиваться их доверия, развивать взаимопонимание и на этой основе выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, предоставляя качественное обслуживание и помогая клиенту находить решения по развитию его бизнеса. Потребность же в других банковских специалистах с опытом практической работы останется относительно стабильной.
Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала