Совершенствование системы отбора персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:49, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Совершенствование системы отбора персонала.doc

— 958.50 Кб (Скачать)
 

     2.3 Анализ движения  персонала банка 

     Наиболее  ответственный этап в анализе  обеспеченности банка персоналом –  изучение ее движения: не только общего числа принятых и уволенных, но и распределения их по источникам поступления и направления выбытия.

     Данные  для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 8. 

     Таблица 8 – Сведения о движении персонала банка

Наименование  показателей Количество  человек - всего  
по  отделениям В том  числе
бизнес-подразделения из них обеспечивающие подразделения из них операционно-кассовые работники отделения из них
в возрасте до 30 лет в возрасте от 30 до 50 лет имеют высшее образование в возрасте до 30 лет в возрасте от 30 до 50 лет имеют высшее образование в возрасте до 30 лет в возрасте от 30 до 50 лет
Принято на работу в отчетном году – всего, из них: 23 23 6 1 5 1 3 3 0 3 14 12 2
- из других коммерческих банков 0 0                      
- из органов местного самоуправления 0 0                      
- в порядке перевода на другую  работу внутри системы СБ РФ 1 1 1   1 1              
- из других организаций 18 18 5 1 4           13 11 2
- выпускники дневных отделений  высших и средних профессиональных  учебных заведений 4 4         3 3   3 1 1  
Выбыло  за отчетный год –  всего, из них: 21 21 6 1 4 3 3 0 3 2 12 6 4
- уволены по инициативе работника – всего, в т.ч. по причинам 16 16 5 1 3 2 2 0 2 1 9 6 2
- неудовлетворенности характером  работы 0 0                      
- неудовлетворенности условиями  труда 0 0                      
- неудовлетворенности режимом работы 3 3         2   2 1 1 1  
- неудовлетворенности высоким уровнем рабочих нагрузок 0 0                      
- неудовлетворенности размером заработной  платы 5 5 4 1 3 1         1 1  
- отсутствия перспективы должностного  роста 0 0                      
- невозможности профессионального  развития, невостребованности профессиональных знаний и опыта 0 0                      
- отсутствия перспективы улучшения  жилищных условий 0 0                      
- связанными с семейными обстоятельствами 6 6                 6 4 2
- трудности совмещения работы  с обучением 0 0                      
- отдаленности места работы от места жительства 0 0                      
- несложившихся отношений с коллегами 1 1 1     1              
- ухудшения отношений с руководством 0 0                      
- ухудшения состояния здоровья 1 1                 1    
- уволены по инициативе  работодателя –  всего, в т.ч. по причинам 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
- несоответствия работника занимаемой  должности или выполняемой работе  вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации 0 0                      
- неоднократного неисполнения работником  без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание 0 0                      
- однократного грубого нарушения  работником трудовых обязанностей 0 0                      
- совершения виновных действий  работником, непосредственно обслуживающим  денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя 0 0                      
 

     По  данным таблицы видно, что в течение года было принято в целом по банку 23 человека, в основном операционно-кассовый персонал, в возрасте до 30 лет. Среди источников поступления работников можно выделить: из других организаций, принятых в порядке перевода из дочерних компаний, а также после окончания ВУЗов.

     Выбыло - 21 человек, из них по собственному желанию – 16 человек, по разным причинам. Кроме того, 1 человек ушел на пенсию, 1 перевелся в другое подразделение и 3 – уволились по уходу за ребенком.

     В следующей аналитической таблице 9 приведены сведения по замещаемости, текучести и выбытии персона банка на 01.01.2008 года. 

 

      Таблица 9 - Сведения о замещаемости, текучести и выбытии

Персонал Уровень замещения должностей специалистами Уровень текучести Уровень выбытия Отношение фактической численности к штатной
Всего С высш. образованием С высш. образ, по профилю

работы

Руководство 100,0% 100,0% 66,7% - - 100,0%
Управляющий отделением 100,0% 100,0%   - - 100,0%
Зам. управляющего отделением 100,0% 100.0% 100,0% - - 100,0%
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета  и отчетности 100,0% 59,5% 57,1% 12,0% 16,0% 100,0%
Планово-экономическое управление (отдел/сектор) 100 0% 100,0% 100,0% - - 100,0%
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения 100,0% 75,0% 50,0% 50,0% 50,0% 100,0%
Управление (отдел/сектор) кредитования 100 0% 100,0% 100,0% 14,3% 14,3% 103,7%
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов 100,0% 100,0% 100 0% - - 100,0%
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг 100,0% 100,0% 100,0% - - 100,0%
Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов 100,0% 100,0% 83,3% 50,0% 50,0% 100,0%
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций 100,0% 100,0% 100,0% - - 100,0%
Юридическое управление (отдел/сектор) 100,0% 100,0% 100,0% - - 100,0%
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля 100,0% 83,3% 83,3% - - 100,0%
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом 100,0% 100,0% 50,0% - 100,0% 100,0%
Управление (отдел/сектор) банковских карт 80,0% 60.0% 60,0% 33,3% 33 3% 83,3%
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации  банковских работ 90,0% 50,0% 10 0% - - 100,0%
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций 100,0% 100,0% 100,0% - - 100,0%
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями 100,0% 75,0% 50,0% - - 100,0%
Операционное  управление (отдел) 87,5% 50,0% 50,0% -   100,0%
Управление (отдел/сектор) кассовых операций 83,3% 100,0% 50,0% - 14,3% 100,0%
Управление (сектор) инкассации 100,0% 50,0%   7.77% 7,7% 100,0%
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации 100 0% 100,0% 50,0% 33,3% 33.3% 100,0%
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) 75,0% 25 0%   - - 80,0%
Общий отдел/сектор 100,0% 100,0%   100,0% 100,0% 100,0%
Дополнительный  офис (опер.касса) 83,1% 88,9% 77.8% 15,7% 18,6% 102,7%
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного  офиса 100,0% 85,0% 85,0% 50,0% 50,0% 100,0%
ВСЕГО 171,7% 76,3% 64,5% 12,2% 15,0% 100,7%
 

     Таким образом, исходя из проведенного анализа следует, что списочная численность Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России на 31.12.2007 года составляет 354 человека: работают в основном женщины, имеющие высшее образование, в возрасте от 30-55 лет, со стажем работы в банковской сфере от 5-10 лет. 

     2.4 Анализ системы  отбора персонала  банка 

     По результатам опроса специалистов по отбору персонала Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России выявлены следующие источники отбора (таблица 10). 

     Таблица 10 – Источники отбора персонала

Наименование  источника Удельный вес, %
Кадровый  резерв 10,0
Внутренние  источники 15,0
Кредитно-финансовые, другие учреждения и организации 65,0
Служба  занятости населения -
Высшие  и средние профессиональные учебные  заведения 5,0
Самопроявившиеся кандидаты 5,0
Прочие -
Всего 100,0

 

      Из таблицы видно, что основной источник отбора персонала (более половины) – это другие кредитно-финансовые учреждения и организации – 65%. Кадровый резерв составляет 10% - как правило, на должности ведущих специалистов. На внутренние источники приходится всего 15%. Незначительная часть персонала принимается из выпускников высших учебных заведений и претендентов, которые самостоятельно приносят свои резюме в отдел по персоналу.

     Обязательным критерием при отборе претендентов на вакантные места является наличие высшего образования, которое позволяет работнику за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело.

     В процессе проведения отбора кандидатов для работы в банке одним из основных методов оценки считается профессиональное испытание, который позволяет сделать вывод об уровне профессиональных знаний, умений, навыков кандидата, необходимых в работе на вакантной должности, для этого используются - собеседование. В Сбербанке применяется неструктурированное, где вопросы задаются в свободной форме, вопросы заранее не готовятся, и беседа проходит в свободной форме. По результатам оценки из нескольких претендентов выбирается кандидат, деловые качества и персональные данные которого наиболее соответствуют предъявляемым требованиям. Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. И, в конечном итоге, решение зависит от того, кто проводит собеседование или кто привлекается в качестве эксперта.

     Другой  основной принцип кадровой работы в банке - открытая перспектива: хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники имеют все возможности для построения карьеры - немало молодых энергичных людей, пришедших в банк со студенческой скамьи, уже занимают весьма ответственные посты.

     Политика  банка в вопросах работы с персоналом реализует принцип долгосрочного  найма. Такой поход обуславливает  настороженное отношение к кандидатам, часто меняющим место работы. Благодаря  тщательной, «прицельной» работе по подбору персонала в банк приходят отличные специалисты, не только знающие свою область, но и обладающие ценнейшим из качеств умением расти и изменяться вместе с компанией, по-новому смотреть на старые проблемы и открывать совершенно новые возможности для развития бизнеса.

     На  основе вышесказанного, можно сделать вывод, что действующая система отбора персонала достаточно хорошо себя зарекомендовала, однако, в связи с реорганизацией Зеленогорского отделения №7815 путем присоединения структурных подразделений Сбербанка г.Заозерного, Рыбинского и Саянского районов и расширением сферы деятельности, система отбора нуждается в дополнении, поэтому в проектной части дипломной работы поставлена цель – предложить мероприятия по усовершенствованию действующей системы отбора персонала. 

 

      3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ЗЕЛЕНОГОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №7815 СБЕРБАНКА РОССИИ 

     Вряд  ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для которой не были бы крайне актуальными проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой многофилиальной корпорации, как Сбербанк России, имеющей свои подразделения в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:

  • относительная экономическая стабилизация последних двух лет;
  • постоянно усиливающаяся конкуренция крупнейших банков и финансовых групп;
  • стремление крупных и даже средних банков стать «сетевыми», т.е. многофилиальными либо имеющими дочерние банки в разных регионах;
  • укрупнение системообразующих банков, распространенность слияний и присоединений накануне предстоящей реформы банковской системы;
  • ожидание выхода на банковский рынок крупных зарубежных игроков.

     Сбербанк  России рассматривает развитие кадрового  потенциала как основное условие  для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.

     Идет  поиск оптимального сочетания материальных и нематериальных стимулов мотивации  работников к повышению производительности и качества труда, развитию инициативы, поиску новых технологических решений. Банк создает условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать свои способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, понимать систему оценки результатов его труда и перспективу должностного роста.

     Наиболее  востребованными в настоящее  время банковскими специалистами  являются, прежде всего, хорошие «клиентщики»: кредитные работники, векселисты, маркетологи, специалисты по разработке банковских продуктов, в том числе уникальных, специалисты по PR и рекламе. Это связано с усилением конкуренции на банковском рынке, борьбой банков за каждого нового клиента.

     Наименее  востребованы специалисты по работе на открытых рынках. Снижение доходности большинства межбанковских и биржевых операций ведет к тому, что они все в большей степени становятся механизмом регулирования ликвидности, за исключением разве что конверсионных операций по заявкам клиентов или получения доходов на арбитраже. Штаты соответствующих подразделений в большинстве уже давно сформированы и относительно стабильны.

     В ближайшее время, в связи с  вышеперечисленными причинами, спрос  будет расти на специалистов клиентского  блока, банковских технологов, специалистов по лизинговым операциям, специалистов по выстраиванию эффективных систем оценки и контроля, риск-менеджеров и аналитиков, которые способны устанавливать контакты с новыми клиентами, добиваться их доверия, развивать взаимопонимание и на этой основе выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, предоставляя качественное обслуживание и помогая клиенту находить решения по развитию его бизнеса. Потребность же в других банковских специалистах с опытом практической работы останется относительно стабильной.

Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала