Автор: i******************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:18, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть современные методы финансового планирования в организации, определить схему построения процедуры финансового планирования, ее эффективность, а также наметить пути совершенствования системы планирования в ОАО «Газпром».
Задачи практики:
- изучить теоретические основы финансового планирования в коммерческих организациях;
- произвести оценку экономических показателей деятельности ОАО «Газпром»;
- рассмотреть пути совершенствования финансового планирования в компании.
Объект исследования - система финансового планирования в коммерческой организации. Предмет исследования - ОАО «Газпром».
Введение 3
1 Теоретические аспекты финансового планирование в коммерческих организациях 6
1.1Цели и задачи финансового планирования 6
1.2Современные методы финансового планирования 10
2 Оценка экономических показателей деятельности и совершенствование системы финансового планирования в ОАО «Газпром» 19
2.1 Общая характеристика и основные экономические показатели деятельности 19
2.2 Анализ системы управления ОАО «Газпром» 23
3 Стратегия компании «Газпром» и совершенствование финансового планирования 25
Заключение 32
Литература 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
В целях предварительного рассмотрения и углубленной проработки наиболее важных вопросов, при Совете директоров сформированы два комитета.
Комитет по аудиту содействует Совету директоров в осуществлении контроля за:
- финансово-хозяйственной деятельностью Компании;
- процессом подготовки и предоставления финансовой и иной отчетности, ее полнотой и достоверностью;
- созданием и эффективным функционированием систем внутреннего контроля и управления рисками;
- обеспечением конструктивной коммуникации с внешним аудитором, органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании, подразделениями внутреннего аудита Компании;
- соблюдением Компанией норм действующего законодательства и утвержденных внутренних документов.
Комитет по кадрам и вознаграждениям содействует в рассмотрении вопросов корпоративного управления, кадровой политики и социальной сферы.
Текущее
руководство деятельностью
Так как в состав ОАО «Газпром» входит несколько десятков различных дочерних предприятий, то, соответственно, система планирования в Корпорации представлена множеством подсистем планирования на каждом предприятии. Каждая внутренняя система планирования подчинена общим стратегическим рамкам делового, инвестиционного, рыночного развития Корпорации.
Особенность
«Газпрома» и одно из его преимуществ
заключаются в том, что он одновременно
является и производителем, и поставщиком
энергоресурсов, располагая мощной ресурсной
базой и разветвленной
Стратегической целью данной компании является становление ее как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Стратегической задачей «Газпрома» в отношении ресурсной базы является сохранение паритета между приростом запасов и добычей на период до 2014 г. и обеспечение расширенного воспроизводства запасов в дальнейшей перспективе.
Компания
планирует проводить
Менеджмент Газпрома прогнозирует, что в 2015 году объем добычи газа достигнет 610-615 млрд. куб. м, в 2020 году — 650-670 млрд. куб. м. Это качественно более высокий уровень, чем предусмотрено принятой всего несколько лет назад «Энергетической стратегией Российской Федерации».
На
рис. 2.2 представим диаграмму, иллюстрирующую
прогноз динамики роста объема добычи
газа в ОАО «Газпром».
Рисунок
2.2. – Прогноз динамики
показателя объема добычи
газа в ОАО «Газпром»
в 2011-2020 гг.
Анализируя
диаграмму (рис. 2.2), мы видим, что Газпром
планирует постоянный рост объемов
добычи газа, что, несомненно, приведет
к росту объемов валовой
Рисунок 2.3. – Прогноз динамики средней цены за газ в прогнозе до 2020 года (без учета индекса цен)
Таким образом, на диаграмме (рис. 2.3) видно, что к 2020 году в ОАО «Газпром» прогнозируется рост средней цены за газ по всем группам покупателей на: (8340-6858)/6858*100 = 21,6%
При этом не учитывается влияния фактора индекса цен. Учитывается лишь повышение мировых цен на данный вид энергоресурса.
Очевидно,
что цена реализации газа является
одним из важнейших факторов доходности
компании, что можно проиллюстрировать
на диаграмме (рис. 2.4).
Рисунок 2.4. – Динамика роста средней цены за газ и валовой выручки от продажи газа в ОАО «Газпром» в 2000-2011 гг.
Для более эффективного прогнозирования прибыли предлагаем использовать корреляционный метод прогнозирования. Суть данного метода следующая. При помощи электронных таблиц рассчитаем коэффициент корреляции для данной диаграммы (коэффициент корреляции Пирсона). Он составил 0,828, что указывает на высокую степень зависимости выручки от реализации газа от фактора средней цены за его реализацию в ОАО «Газпром».
Для
расчета коэффициента корреляции в
программе Excel была сформирована исходная
таблица (массив).
2000 год | 2002 год | 2004 год | 2006 год | 2008 год | 2011 год | |
Средняя цена за 1000 куб. м. газа | 0 | 5672 | 5772 | 5984 | 6712 | 6858 |
Валовая выручка, млрд. руб. | 764 | 1318 | 1233 | 1199 | 1225 | 1716 |
Таким образом, можно прогнозировать объем выручки в стратегическом разрезе, основываясь именно на величине данного коэффициента.
Помимо валовой выручки, компанию интересуют значения балансовой прибыли (прогнозировать чистую прибыль гораздо сложнее из-за непредсказуемости налоговой политики государства).
На рис. 2.5 представим динамику балансовой прибыли и выручки в ОАО «Газпром» за период с 2000 по 2010 гг.
Рисунок
2.5. – Динамика показателя
балансовой прибыли
и выручки от реализации
газа в ОАО «Газпром»
в 2000-2011 гг.
Коэффициент корреляции между массивами «балансовая прибыль» и «валовая выручка» составляет 0,682, что указывает на отсутствие тесной зависимости между данными переменными.
Очевидно, что помимо фактора объема валовой выручки на уровень балансовой прибыли влияет целое множество иных факторов, прежде всего, затраты и издержки, которые подразделяются на постоянные и переменные.
Такое деление достаточно условно, ибо постоянные издержки также изменяются, хотя и не пропорционально объему производства предприятия.
Планирование
постоянных, равно как и переменных
издержек можно производить эффективно
не далее, чем на 1 год, что достигается
путем сопоставления
Использовать механизм такого, производственно-финансового планирования в стратегическом разрезе, конечно же, возможно, однако эффективность результатов такого планирования окажется ниже, чем трудоемкость расчетов.
Для
повышения эффективности
На рис. 2.6 представим динамику совокупной стоимости активов и валовой выручки ОАО «Газпром».
Рисунок
2.6. – Динамика совокупной
стоимости активов
и валовой выручки
ОАО «Газпром»
в 2000-2011 гг.
Коэффициент
рентабельности активов рассчитываем
как отношение валовой выручки
к совокупной стоимости активов
(рис. 2.7).
Рисунок
2.7. – Динамика коэффициента
отношения валовой
выручки к активам
ОАО «Газпром»
в 2000-2011 гг.
Среднее значение данного коэффициента – 0,0202. Таким образом, необходимо стремиться к сохранению уровня данного коэффициента при росте валовой выручки в фиксированных ценах.
То есть, если допустим, в 2012 году компания планирует получить валовую выручку на уровне 20 трлн. руб., то при условии сохранения средней рентабельности активов, необходимо, чтобы совокупная стоимость активов ОАО «Газпром» составляла: 20*(100-0,0202) = 2000 трлн. руб.
Таким
образом, здесь мы видим, что для
усовершенствования системы планирования
в компании более эффективно не искать
возможности многофакторного
В данной курсовой работе решены следующие задачи исследования:
-
изучены теоретические основы
финансового планирования в
-
произведена оценка
-
рассмотрены пути
В теоретической части работы рассмотрены цель, задачи и сущность финансового планирования, особенности данного процесса в оперативном и стратегическом разрезах. Акцентировано внимание на методах финансового планирования, методиках, используемых в данном процессе.
В практической части работы рассмотрена общая характеристика крупнейшей сырьевой компании России – ОАО «Газпром». Проанализированы основные финансовые показатели деятельности компании. Кроме того, предложен принцип усовершенствования системы финансового планирования в стратегическом разрезе на основе ключевых показателей деятельности и корреляционных связей между этими параметрами. Установлено, что для достижения эффективности системы стратегического финансового планирования необходимо постоянно удерживать основные финансовые показатели деятельности компании на заданном уровне. В противном случае даже использование сверхмощных компьютеров не повысит эффективность разработанных планов и прогнозов финансовой деятельности компании.
Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования в ОАО «Газпром»