Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение понятия организационной структуры управления на предприятии
Задачи курсовой работы:
1) Установление сущности и содержания рассматриваемых понятий организационной структуры управления предприятием.
2) Анализ системы управления на предприятии (на примере ОАО «Дзержинскстрой»).
3) Определение основных организационно-управленческих решений, методов и способов их реализации, направленных на совершенствование организационной структуры управления на предприятии (на примере ОАО «Дзержинскстрой»).
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая концепция совершенствования структуры управления организации
1.1.Определение понятия структуры организации и организационной структуры управления……………………………………………………………………………………..4
1.2. Принципы формирования организационной структуры……………………………….6
1.3. Классификация организационных структур…………………………………………….8
Глава 2. Анализ организационной структуры управления ОАО «Дзержинскстрой»
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Дзержинскстрой»……………………….11
2.2. Анализ текущего процесса управления ОАО «Дзержинскстрой»…………………….14
2.3. Анализ эффективности организационной структуры управления ОАО «Дзержинскстрой»……………………………………………………………………………..20
Глава 3. Усовершенствование организационной структуры управления ОАО ««Дзержинскстрой»
3.1 Разработка системы мероприятий по совершенствованию ОСУ……………………….23
3.2. Разработка организационно-управленческого плана внедрения проектных мероприятий…………………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО Волжский государственный инженерно-педагогический университет
Профессионально – педагогический институт
Кафедра: Менеджмента, финансов и страхования
Курсовая работа
По дисциплине: Менеджмент
На тему: Совершенствование организационной структуры управления на предприятии.
Выполнил: студент группы ПЗ-10-2
Шибанов А.Ю.
Лазутина А.Л.
г. Нижний Новгород
2011 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая концепция совершенствования структуры управления организации
1.1.Определение понятия структуры организации и организационной структуры управления……………………………………………………
1.2. Принципы формирования организационной структуры……………………………….6
1.3. Классификация организационных структур…………………………………………….8
Глава 2. Анализ организационной структуры управления ОАО «Дзержинскстрой»
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Дзержинскстрой»……………………….11
2.2. Анализ текущего процесса управления ОАО «Дзержинскстрой»…………………….14
2.3. Анализ эффективности организационной структуры управления ОАО «Дзержинскстрой»……………………………………
Глава 3. Усовершенствование организационной структуры управления ОАО ««Дзержинскстрой»
3.1 Разработка системы мероприятий по совершенствованию ОСУ……………………….23
3.2. Разработка организационно-управленческого плана внедрения проектных мероприятий…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства.[1]
В данной работе будут рассмотрены основные понятия и принципы построения структур управления, этапы развития структур управления как процесса достижения наибольшей эффективности функционирования организаций. В работе уделено внимание различным способам изменения структуры организации и основным методам организационного проектирования.
В практической части курсовой работы проводится анализ эффективности организа-ционной структуры ОАО «Дзержинскстрой» на основании теории организации, обоснование пути реорганизации организационной структуры управления, разрабатывается процедура управления и принятия решения по ее совершенствованию.
Актуальность и важность данной темы в современных условиях, показывает то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Объектом исследования данной работы является система управления предприятием.
Предмет исследования – это организационно-управленческие решения в процессе разработки и совершенствования организационной структуры управления на предприятии.
Цель курсовой работы – изучение понятия организационной структуры управления на предприятии
Задачи курсовой работы:
1) Установление сущности и содержания рассматриваемых понятий организационной структуры управления предприятием.
2) Анализ системы управления на предприятии (на примере ОАО «Дзержинскстрой»).
3) Определение основных организационно-управленческих решений, методов и способов их реализации, направленных на совершенствование организационной структуры управления на предприятии (на примере ОАО «Дзержинскстрой»).
Глава 1. Общая концепция совершенствования структуры управления организации
Органические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. Гибкость позволяет этим организациям при необходимости очень быстро изменяться. В органических организациях также применяется разделение труда, но рабочие задания не стандартизированы. Работники таких организаций хорошо научены и наделены большими полномочиями в решении разнообразных производственных вопросов. Кроме того, в организациях данного типа часто используется такая структурная организационная форма, как команды. Сотрудники органической организации нуждаются в далеко не всех формальных правилах и минимуме непосредственного присмотра; высокий уровень их квалификации и профессиональной подготовки, а также поддержка со стороны других членов команды, делают необязательной формализацию и жесткий контроль со стороны менеджеров.
В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.
К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.
Матричная структура управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.
Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения - проектной команды, работающей на временной основе.
Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.
Механистическая организация – это негибкая и жестко контролируемая структура. Она характеризуется высоким уровнем специализации, невысокими нормами управляемости, высокой степенью формализации, ограниченным информационным обменом (причем передача информации происходит главным образом по нисходящей, то есть сверху книзу) и малой степенью участия рядовых служащих в процессе принятия решений. Механистические типы организационных структур обычно являют собой эффективные механизмы со многими правилами, нормами, для которых характерный высокий уровень формализации и подобные средства и методы контроля. Дана организационная схема нацеленная на минимизацию таких факторов, как расхождения между людьми, многообразия их мыслей и взглядов, а также степени неопределенности, вызванной тем, что эти мысли нередко оказываются неправильными и непоследовательными. Хотя механистических организаций в чистом виде реально не существует, почти все большие корпорации и государственные учреждения, как правило, имеют множество или, по меньшей мере, несколько характеристик, свойственных структуре данного типа.
Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Структура хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.
Линейно-функциональная структура управления основана на так называемом "шахтном" принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.
Линейно-штабная структура управления представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.
Дивизиональная структура управления вытекает из сочетания централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций.[5]
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления на предприятии