Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 03:23, курсовая работа
Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала.
Задачами курсовой работы являются:
· изучение методов планирования персонала;
· рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
· рассмотрение процесса найма и отбора персонала.
1. Разработка методики
оценки персонала
2. Создание оценочной
комиссии с участием
3. Определение времени
и места проведения деловой
оценки.
4. Установление процедуры,
формы подведения итогов
5. Документационное,
информационное и техническое
обеспечение процесса деловой
оценки (создание полного комплекта
документации в соответствии
с методикой оценки, программного
обеспечения и так далее).
6. Консультирование
оценщиков со стороны
Выделяют несколько
этапов деловой оценки: сбор предварительной
информации по необобщенной оценке работника
со стороны оценщика, обобщение полученной
информации, подготовка руководителя
(линейного) к оценочной беседе с
подчиненным, оцениваемым работником,
проведение оценочной беседы и подведение
ее результатов, формирование руководителем
экспертного заключения по результатам
деловой оценки и его представление
в экспертную комиссию, принятие решений
экспертной комиссией по существу предложений,
содержащихся в экспертных заключениях.
В процессе оценки необходимо
использовать перечень критериев и
показателей, позволяющих оценить
степень соответствия характеристик
претендента предъявляемым к
должности требованиям, установленным
работодателем. Критерии оценки деятельности
персонала целесообразно классифицировать
по следующим признакам (рисунок 1).
Рисунок 1 - Рабочая
классификация критериев оценки
персонала
Пояснения к рисунку
1:
1.1. Общеорганизационные
критерии подразумевают их
1.2. Специализированные
критерии применяются для
2.1. Количественные
критерии предполагают оценку
характеристик, измеряемых
2.2. Качественные
критерии используются для
3.1. К объективным
критериям относятся стандарты,
3.2. К субъективным
критериям целесообразно
На основании существующего
перечня критериев руководство
службы управления персоналом организации
отбирает наиболее значимые для конкретной
должности или группы работников
показатели и оценивает по ним
характеристики кандидатов на вакантные
должности. Степень соответствия характеристик
критериям оценки можно оценить в баллах.
Эти уровни зависят от работы каждого
сотрудника в сравнении с его должностной
инструкцией.
Для того чтобы критерии
действительно работали, они должны
быть достижимыми, выполнимыми, реалистичными,
существенными для данного
При всем многообразии
показателей оценки их можно условно
разделить на несколько групп: результаты
труда, трудовая деятельность, личностные
качества. Нисколько не умаляя важности
этих качеств, хотелось бы заметить, что
в плане принятия решения все
они вторичны по отношению к группе
из трех характеристик: управляемости,
обучаемости, адекватности.
Управляемость. В
структуре организации над
Чем выше обучаемость,
тем лучше адаптивные способности
человека. Высокообучаемый кандидат легко
может сменить сферу деятельности, освоить
новые отрасли, быстро изучить новые технологии
и незнакомый ассортимент. Чем выше способность
к обучению, тем легче пройдет адаптация
в коллективе. Кроме того, обучаемость
– это способность извлекать полезные
уроки из своих и чужих ошибок. И, наконец,
быстрообучаемый специалист быстрее сможет
принести компании долгожданную прибыль,
чем его «медленный» коллега. Способность
к обучению проявляется, в первую очередь,
в познавательной активности. Если человек
посещает языковые курсы, получает второе
высшее образование и тому подобное, то
можно заподозрить в нем способность к
обучению. Регулярное повышение профессиональной
квалификации (участие в соответствующих
тренингах, семинарах, чтение специальной
литературы) тоже выдает человека обучаемого.
Таким же свидетельством может являться
наличие в трудовом опыте резких смен
сферы деятельности (при обязательной
успешности последующей работы). В процессе
интервью обучаемость можно исследовать,
обсуждая с кандидатом различные моменты
его опыта – что было трудно, чем гордится
и т.д.
Адекватность, наверное,
самый очевидный фактор. Отслеживание
адекватности, обычно, проблем не представляет
– если ответы кандидата соответствуют
задаваемым вопросам, а поведение
и эмоциональные реакции
Для проведения оценки
создается комиссия, в которую
могут включаться следующие представители
организации: непосредственный руководитель,
представитель службы управления персоналом,
вышестоящий руководитель, коллеги
работника из других подразделений.
К мнению последних следует относиться
осторожно, так как их оценки могут
быть субъективными. В целом подход
к выбору процедур оценки и формы
их проведения полностью подчиняется
поставленным в организации бизнес
- задачам.
Полученная информация
должна минимизировать финансовые риски
в принятии решений и давать максимальный
возврат на инвестиции. Таким образом,
стоимость методов оценки и их
точность должны быть оптимальными по
отношению к поставленной задаче.
1.3
Методы отбора персонала
В рамках процесса поиска
персонала происходит информирование
потенциальных сотрудников о
наличии вакансии в рамках организации,
что реализуется посредством
опубликования разнообразных
Важным нюансом
процесса отбора персонала является
его четкая ограниченность во временных
рамках, которые согласуются с
непосредственными
К отбору персонала
предъявляются ряд требований:
1) объективность;
2) системность;
3) корректность по
отношению к кандидатам;
4) адаптированность;
5) актуальность;
6) четкое планирование;
7) ограниченность
определенными временными
Итогом процесса
отбора персонала является определение
одного или нескольких кандидатов,
наиболее соответствующих предъявляемым
со стороны организации
Выделяет шесть
ступеней в процессе отбора и оценки
персонала, который включает:
1. Определение
потребности в персонале с
учетом основных целей
2. Получение
точной информации о том,
3. Установление
квалификационных требований, необходимых
для успешного выполнения
4. Определение
личностных и деловых качеств,
необходимых для эффективного
выполнения работы. Поиск возможных
источников кадрового
5. Определение
подходящих методов отбора
6. Обеспечение
наилучших условий для
Решение при оценке
кандидатов обычно состоит из нескольких
этапов, которые следует пройти заявителям.
На каждом этапе отсеивается часть
заявителей или же они сами отказываются
от процедуры. До принятия организацией
решения о приеме кандидата на
работу он должен пройти эти этапы
отбора. Естественно, что большинство
предприятий используют не все этапы
– все зависит от характера
вакансии.
Отбор персонала
осуществляется с помощью определенного
набора методов. Как в отечественной, так
в зарубежной теории управления персоналом
отсутствует единый подход к методам отбора
персонала. Несмотря на это, можно выделить
следующие основополагающие виды методов
отбора персонала
1) по предмету
оценки выделяют методы, позволяющие
оценить профессиональные и
2) по субъекту
оценки выделяют
3) по целям оценки
выделяют практические и
4) по каналу передачи
информации выделяют
5) по объекту оценки
выделяют направленные на
6) по результатам
выделяют количественные, качественные
и комбинированные методы;
7) по сущности
выделяют традиционные и
Подобное деление
методов отбора персонала является
достаточно условным.
На практике наиболее
актуальными становятся традиционные
методы отбора персонала, к которым
относятся:
1) анкетирование;
2) тестирование (психологическое,
профессиональное);
3) метод ранжирования;
4) метод описания.
Однако наряду с
традиционными методами отбора персонала
присутствуют и нетрадиционные, к которым
относятся следующие:
1) метод анализа
конкретных ситуаций;
2) метод экспертных
оценок;
3) деловые игры;
4) самооценка кандидата;
5) тренинговая или групповая
работа;
6) конкурс, который,
как правило, проходит в
Информация о работе Совершенствование организационного механизма проведения отбора персонала