Совершенствование бюджетной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ их состав и структуру, проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение .....................................................................................................2

Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета ...........................4

1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета ..............................4

1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ...................................................6

1.3. Доходы региональных и местных бюджетов..................................13

Глава 2. Совершенствование бюджетной политики РФ........................21

2. 1. Совершенствование государственного финансового контроля....21

Заключение.................................................................................................32

Литература..................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

          В зависимости от органа, который взимает налог  и его использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

          Охарактеризуем конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

          Произошли изменения  и в организации отдельных  налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

          В настоящее время  после изменений осталось 15 федеральных  налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог  на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

          Полностью в федеральный  бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также  платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.

          Готовятся предложения  об изменении налогообложения природных  ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные ресурсы вместо ныне действующих двух налогов - налога о воспроизводстве  минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование  природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.

          В нефтяной отрасли  на которую, приходится большая часть  платежей за природные ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с  налогом на ВМСБ.

          Основное место  в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них  приходилось от 62% до 66% общей суммы  доходов федерального бюджета, а  в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта  ЕСН).

          Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

          В Российской Федерации  НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил  действовавшие два налога - налог  с оборота и налог с продаж.1Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

          Акцизы также взимаются  через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ))  в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

          Большие поступления  обеспечивают акцизы на алкогольную  продукцию, нефть и газ.

          Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР “Об основах налоговой системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе”(с последующими изменениями).

          Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит  налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются  российские   организации   и  иностранные  организации,   осуществляющие   свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.

          Подоходный налог  с физических лиц  в России действует  с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог  на доходы физических лиц). Его плательщиками  выступают граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

          Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

          В структуре неналоговых  доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

          Резервом роста  неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

          К неналоговым доходам  относятся  доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи, доходы от реализации государственных запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления ( нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных организаций, средства передаваемые в целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.

          С 1 января 2001г. упразднены действовавшие ещё в 2000г. следующие  целевые бюджетные фонды, средства которых были консолидированы в  бюджете 2000г.: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд  Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных  органов Министерства финансов РФ, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Упразднены также Фонд по охране о. Байкал и Фонд содействия военной реформе.

          При формировании доходной части федерального бюджета на 2002 г. был учтён ряд изменений, внесённых  в налоговое законодательство в  ходе исполнения бюджета в 2001 г. и  ранее. 
     

          1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов 

          Региональные бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации.

          В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

          В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Все в  большей мере функции регулирования  этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

          Через региональные бюджеты государство активно  проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам  власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

          С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

          В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов

          формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

          Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

          • налог на имущество предприятий;

          • налог на недвижимость;

          • дорожный налог;

          • транспортный налог;

          • налог с продаж;

          • налог на игорный  бизнес;

          • региональные лицензионные сборы.

          К собственным доходам  относятся также доходы от использования  имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

          Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

          В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.

          Таким образом, собственные  доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий - примерно 9%, доходы от государственной собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетные фондов - 2,8%.

Информация о работе Совершенствование бюджетной политики РФ