Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:17, курсовая работа
Цель курсовой работы разработать программу совершенствования планирования в
ООО «КМУ».
Введение.......................................................................2
1. Теоретические аспекты планирования на предприятии.......................3
1.1. Назначение и цели планирования.........................................3
1.2. Стратегическое и оперативное планирование..............................7
1.3. Процесс планирования в организации.....................................9
1.4. Система планов экономической организации..............................11
1.5. Организация внутрифирменного планирования.............................14
2. Планирование в ООО «КМУ»...............................................22
• разработка производственного (внутреннего) плана.
1.2.
Стратегическое и
оперативное планирование
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две
основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое
планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии
(оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).
Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов
достижения данных целей.
Другими словами,
разрабатывать стратегию
общие направления ее деятельности.
Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных
способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не
значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных
мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это
прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние
обстоятельства ее деятельности.
Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период,
хотя во многих организациях стратегия основывается на среднесрочном
планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в
условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и
долгосрочное планирование, как уже отмечалось, процессы неоднозначные.
Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто
сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность
глобальных идей развития фирмы.
Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство
экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует
высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая
команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к
принятию решений о будущем фирмы
Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть
распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный
периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого
звена.
Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться
организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация
должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и
тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
Другие различия:
• принятие решений на уровне тактического планирования, как правило, бывает
менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим
планированием, больше доступна добротная, конкретная информация. При
тактическом планировании применимы базирующиеся на компьютерных технологиях
количественные методы анализа;
• выполнение
тактических решений лучше
поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
• тактические решения легче оцениваются так как могут быть выражены в более
конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить конкретные
выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать
увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении новых
мощностей);
• для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и
низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных
подразделений — продуктовых, региональных, функциональных.
Оперативное минирование означает практически то же самое, что и тактическое
планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое»,
подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном
потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства,
планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также
составление бюджета организации.
1.3.
Процесс планирования
в организации
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько
основных этапов:
1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то
есть принятие
решений о будущих целях
Результатом процесса планирования является система планов.
2. Деятельность
по осуществлению плановых
деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
3. Контроль результатов.
На этом этапе происходит
результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для
корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что
контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень
велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в
организации.
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности
фирмы.
Процесс планирования — это не простая последовательность операций по
составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие
обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой
гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не
соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что
невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто
выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к
изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды
организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те
из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор
и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего
состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей
деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления
целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые
показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды
(ограничивающих
достижение желаемых
ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные
варианты стратегии.
Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее
проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности
фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и
программы.
Седьмой этап. На основе
стратегического плана и
планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса
планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов,
которые должны учитывать:
• что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
• каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от
разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и
контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию
плана) связью.
1.4.
Система планов
экономической организации
Результатом процесса планирования является система планов. План включает
основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу
планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров,
описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе
достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный
характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
1. Стратегический
план, по-другому называемый
(часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в
продолжение стратегического плана.
2. Стратегические
планы отдельных деловых
3. Оперативные планы организации:
• общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные
планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов
текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
• текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют
общефирменные планы текущей деятельности.
4. Помимо планов
результатами процесса
планы-программы) и проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели,
определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий.
Составной частью стратегического плана является политика организации. В
стратегический план входят глобальные программы организации.
Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких
уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане,
конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме
того, стратегический план является ограничителем для планов более низких
уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения
задач оперативного планирования.
Информация о работе Совершенствоание планирования на предприятии