Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель: Рассмотреть основные направления молодёжного сотрудничества. Направления молодёжного сотрудничества в современных условиях можно установить несколько. Автор в своей творческой работе рассмотрит только две.
Задачи: 1.Расскрыть по возможности, опыт международного сотрудничества двух и трёх стороннего; 2.Рассмотреть трудности и проблемы этого сотрудничества.
Основные направления : Российская молодёжь и молодёжь стран СНГ, а также стран Западной Европы. Объект: Молодёжь России и молодёжь других стран.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I .Международное молодёжное сотрудничество и его роль в развитии международного молодёжного движения и его значение для России.
1.1.Основные направления международного молодёжного сотрудничества российской молодёжи в современных условиях………………………………….5
1.2. История становления и проблемы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в России………………………………………………………..7
Глава II.Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в Российской Федерации.
2.1.Опыт международного двухстороннего сотрудничества…………………....12
2.2. Опыт международного многостороннего сотрудничества…………………..18
Заключение…………………………………………………………………………..28
Библиографический список………………………………………………………...30
Сотрудничество с Фламандским сообществом Королевства Бельгия не получает в последнее время никакого развития и поддержки.
2.2.Опыт Международного многостороннего сотрудничества.
Совет Европы
Главная цель Совета Европы в области работы с молодежью заключается в разработке единой европейской политики, направленной на участие молодежи в общественной жизни, привитие ей чувства гражданственности, предоставление возможностей получения образования и трудоустройства. Совет Европы способствует укреплению межгосударственного сотрудничества с целью содействия развитию молодежных структур во всех государствах- членах Совета Европы, выдвижения ими инициатив, а также укрепления международного сотрудничества между молодежными организациями.
Через проведение общеевропейских пропагандистских кампаний Совет Европы привлекает внимание молодежи и общественности в целом к вопросам основных прав человека, а также способствует осуществлению принципов и практики социальной сплоченности среди молодежи.
Посредством поощрения вовлеченности молодежи в общественную жизнь (например, на основе пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на региональном и местном уровнях) молодежный сектор укрепляет демократические ценности и структуры и способствует выдвижению будущих политических лидеров и укреплению гражданского общества. Следует отметить, что Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни, подписанная министром иностранных дел РФ в 2004 г., не требует ратификации. Учебные сессии в европейских молодежных центрах – в Страсбурге и Будапеште по темам, связанным с европейским единством и с представлениями молодежи об активной европейской гражданственности, позволяют добиться общего понимания преимуществ европейского молодежного сотрудничества. Веб - сайты и публикации создают базу данных по молодежной проблематике, что позволяет дополнительно распространять результаты и достижения этих многочисленных и разнообразных мероприятий.
Поддержка в вопросах управления молодежной политикой, разработки законодательства и правового регулирования в этой сфере, подготовка рекомендаций по проблемам молодежной мобильности, неформального образования, добровольной работы, информирования и участия молодежи – все это служит укреплению верховенства права в государствах – членах [15]Совета Европы.
На основе современного опыта реализации молодежной политики и интересов государств-членов Совета Европы определены перспективные направления, в том числе: обеспечение мира (борьба против насилия в повседневной жизни; обеспечение посредничества в решении конфликтов; межкультурный диалог); образование в области прав человека и обеспечение человеческого достоинства (борьба против расизма, нетерпимости и различных форм дискриминации; содействие социальной сплоченности); участие и демократическое гражданство (обучение молодежных лидеров; поддержка и развитие неправительственных демократических молодежных организаций и сообществ; доступ и участие молодежи в демократических институтах и процессах); поддержка развития приемлемой молодежной политики (сравнительный анализ национальных программ, включая развитие критериев оценки; разработка плана национальных действий в области молодежного законодательства; информация и консультирование молодежи; реализация социального новаторства молодежи).
Сотрудничество в сфере молодежной политики между Советом Европы и государственными органами, ответственными за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, начало осуществляться в 1992 г., т.е. еще до членства России в Совете Европы. Основные цели сотрудничества заключались в поддержке развития молодежной политики в России на федеральном и региональном уровнях и содействии неправительственным молодежным организациям в привлечении внимания к взаимодействию между государственными структурами и общественными организациями.
За прошедший период были проведены тренинг -курсы для молодежных лидеров, в том числе долгосрочные, семинары о состоянии детских и молодежных общественных организаций, ряд тренингов по положению молодежи и состоянию молодежной политики в федеральных округах Российской Федерации. Наряду с этим российские представители принимали участие в семинарах, проводимых международными молодежными организациями, в языковых курсах и тренингах, организованных молодежным сектором Совета Европы. Сотрудничество сторон развивалось поступательно: до 2003 г. – реализация отдельных совместных мероприятий;
2003–2005 гг. – реализация совместного плана мероприятий;
2005–2008 гг. – реализация Рамочных программ сотрудничества в сфере молодежной политики. В настоящее время завершилась рамочная программа сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы в сфере молодежной политики на период 2006–2008 гг. . Стороны согласились разрабатывать ежегодный план действий по реализации Рамочной программы. С этой целью ежегодно проводятся совместные обзорные встречи для обсуждения хода реализации Рамочной программы, конкретизации плана действий на предстоящий год и согласования финансирования мероприятий. На завершающем этапе реализации Рамочной программы проводится расширенная рабочая встреча. [16]
Несмотря на значительные успехи сотрудничества, существуют серьезные проблемы. Продолжение этой работы неоднократно ставилось под сомнение как с российской стороны, так и со стороны Совета Европы. Во-первых, молодежная политика является частью политики субъектов международных отношений, и часто стереотипы времен «холодной войны» накладывают свой отпечаток на молодежную сферу. Во-вторых, у обеих сторон отсутствует системное представление о возможных стратегии, формах и методах сотрудничества. Европейские институты во многом живут представлениями о России 1990-х гг., когда стратегия в отношении России выстраивалась как политика помощи и развития. Российские же институты не имеют сформированного представления о принципах реализации молодежной политики в Европе и не могут соотнести свои представления о сотрудничестве с представлениями партнеров.
На преодоление существующих проблем направлена новая Рамочная [17]программа сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы на период 2009–2012 гг. Она должна внести вклад в развитие европейской молодежной политики, в особенности в отношении развития мобильности молодежи, ее участия в жизни общества, признания культурного разнообразия, борьбы со всеми формами дискриминации, продвижения идеи создания Европы. 1 СБЕР был учрежден как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия). На правах постоянных членов в Совет вошли Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия европейских сообществ, и девять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша. Региональный совет, членами которого являются губернаторы сотрудничающих областей.
Целью Совета является содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.
Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион: из России – Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, а с января 2002 г. – Республика Коми; из Норвегии – губернии Нордланд, Финнмарк и Тромс; из Швеции – губернии Норрботтен и Вестерботтен и из Финляндии – губерния Лапландия и союзы коммун Кайнуу и Северной Остроботнии; а также представители коренного населения региона. Председательствует в Совете на двухгодичной ротационной основе один из регионов. Региональный совет разрабатывает так называемую Баренцеву программу сотрудничества. В программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. В рамках Баренцева Евро-Арктического сотрудничества действуют 6 рабочих групп, одна из которых – Рабочая группа по молодежной политике Баренцева Евро-Арктического региона (Barents Euro Arctic Working Group on Youth Policy (WGYP)). Первый раз молодежная тематика была поднята на шестой встрече Совета Баренцева Евро-Арктического региона в 1999 г. в г. Боде. В результате была создана рабочая группа, в 2002 г. получившая статус постоянной. Она состоит из представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики. В число ключевых задач рабочей группы входит: работа в качестве экспертного органа Баренцева Совета по вопросам, связанным с молодежной политикой; сотрудничество с другими органами Баренцева Совета и Регионального совета по вопросам, связанным с молодежной политикой; развитие региональных исследований в • области молодежи; подготовка для Баренцева Совета вопросов, касающихся условий жизни молодых людей в регионе, особенно представителей малых народностей; определение мер, необходимых для предотвращения исключений среди молодежи Баренцева Евро-Арктического региона в процессе реализации молодежной политики; реализация специальных проектов и программ, касающихся гражданского общества в рамках молодежной политики; создание возможностей для молодежных обменов между местными молодежными группами; изучение возможностей предоставления поддержки для международного сотрудничества между молодежными работниками, молодежными организациями и группами из таких источников, как Европейский союз, Совет Европы, национальные фонды; изучение возможностей для международного сотрудничества между молодежными работниками, организациями и группами как в Баренц- регионе, так и за его пределами; стимулирование сотрудничества между информационными структурами в молодежной сфере Баренц- региона.
В мае 2002 г. представителями министерств по молодежной политике стран [18]Баренцева Евро-Арктического региона был утвержден план действий, призванный способствовать сотрудничеству в молодежной сфере и предполагавший создание органа, оказывающего информационную поддержку молодежным группам в регионе. Рабочая группа по молодежной политике Совета Баренцева Евро-Арктического региона несет ответственность за реализацию данного плана, для целей которой в Мурманске учрежден Офис содействия молодежному сотрудничеству (БИКО) в Баренцевом регионе. Данная структура обеспечивает информационную поддержку и содействие молодежным объединениям и группам, а также организациям Франция, США, Япония — имеют в Совете статус наблюдателя. СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Председательство в СБЕР осуществляется на добровольной ротационной основе.
И структурам, работающим в сфере молодежной политики, по следующим направлениям: поиск национальных и международных ресурсов для финансирования проектов ; содействие в вопросах планирования, организации и оценки проектов; поиск возможных партнеров для сотрудничества на национальном и международном уровнях; содействие планирующимся и реализующимся молодежным проектам и встречам в Баренц- регионе .
Российская Федерация председательствует в СБЕР в 2008–2009 гг . Однако за период 2008 г. в рамках молодежного сотрудничества не было реализовано ни одного мероприятия, не проведено ни одной встречи в Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод, что данное направление сотрудничества в настоящее время не является приоритетным, а на его развитие не выделяется соответствующего финансирования. Представляется, что для изменения ситуации необходимо, чтобы развитием сотрудничества занялись регионы, непосредственно в нем заинтересованные, а именно Мурманская и Архангельская области. Со стороны федеральных органов власти важными для развития сотрудничества окажутся действия по определению важности данного направления, его выделение в качестве одного из приоритетов и оказание финансовой поддержки на основании принципа со финансирования.
Совет государств Балтийского моря
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) – единый политический форум [19]для регионального межправительственного сотрудничества. В состав участников Совета входят 11 государств региона Балтийского моря, а также Европейская комиссия.
СГБМ – форум, который характеризуется гибкостью, ориентацией на нужды региона и результативностью. По словам Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, «Совет государств Балтийского моря играет ключевую роль в укреплении стабильной, демократической, процветающей и целостной Европы». Для этого СГБМ определяет политические цели, составляет планы действий, выступает инициатором проектов и служит форумом для обмена идеями в отношении региональных проблем, представляющих общий интерес.
Начиная с 2003 г. встречи глав правительств и сессии на уровне министров иностранных дел созываются поочередно в июне каждого года в государстве, являющемся на данный момент председателем Совета. Россия председательствовала в СГБМ в 2001–2002 гг. 11-я юбилейная сессия на уровне министров иностранных дел, приуроченная к десятилетию создания Совета, состоялась в Светлогорске (Калининградская область) 5–6 марта 2002 г. 10 июня 2002 г. в Санкт- Петербурге была проведена четвертая встреча глав правительств государств Балтийского моря. В ее работе принял участие экс- президент Российской Федерации В.В. Путин.
Под эгидой Совета действует около 60 различных структур, наиболее [20]значимыми из которых являются Парламентская конференция Балтийского моря, Конференция по субрегиональному сотрудничеству, Союз балтийских городов, Ассоциация торговых палат, Консультативный совет деловых кругов Балтийских стран и ряд других. Являясь «зонтичной» организацией, СГБМ придает большое значение неправительственным организациям, обеспечивающим живое наполнение многообразных и многовекторных региональных балтийских связей.
СГБМ налажены рабочие контакты с Советом Европы, ОЭСР, Советом министров Северных стран, Комиссией по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), Советом Баренцева Евро-Арктического региона, Арктическим советом. Поддерживаются связи с организацией Черноморского экономического сотрудничества. Здесь важно конструктивное взаимодополняющее сотрудничество в соответствующих профильных областях, разделение труда во избежание возможного дублирования функций .
В рамках СГБМ существует 7 постоянно действующих рабочих групп и организационный комитет «Арс - Балтика». Одной из этих групп является Рабочая группа по делам молодежи региона Балтийского моря.
По инициативе Финляндии в 1998 г. состоялась 1-я министерская Конференция по 2 СГБМ был основан в 1992 г. в Копенгагене министрами иностранных дел государств региона в ответ на происшедшие в регионе Балтийского моря геополитические изменения в связи с окончанием «холодной войны». С момента основания Совет способствовал позитивному развитию Балтийского региона и служил движущей силой многостороннего сотрудничества в регионе. СГБМ отвечает за общую координацию межправительственного сотрудничества в регионе Балтийского моря в соответствии с Положением об организации. Сотрудничеству стран Балтии в молодежной сфере, где и было принято решение о создании Секретариата по делам молодежи региона Балтийского моря при Региональном молодежном совете Шлезвиг-Гольштейна в Киле (Германия). На 2-й Конференции министров по делам молодежи СГБМ в 2002 г. было решено создать Рабочую группу по делам молодежи (РГДМ). РГДМ состоит из представителей министров по делам молодежи стран – участниц СГБМ. Балтийский молодежный форум, Региональный молодежный совет Шлезвиг -Гольдштейна также принимают участие в РГДМ. Европейская комиссия, а также Детский отдел обладают статусом наблюдателя в РГДМ.