Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель: Рассмотреть основные направления молодёжного сотрудничества. Направления молодёжного сотрудничества в современных условиях можно установить несколько. Автор в своей творческой работе рассмотрит только две.
Задачи: 1.Расскрыть по возможности, опыт международного сотрудничества двух и трёх стороннего; 2.Рассмотреть трудности и проблемы этого сотрудничества.
Основные направления : Российская молодёжь и молодёжь стран СНГ, а также стран Западной Европы. Объект: Молодёжь России и молодёжь других стран.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I .Международное молодёжное сотрудничество и его роль в развитии международного молодёжного движения и его значение для России.
1.1.Основные направления международного молодёжного сотрудничества российской молодёжи в современных условиях………………………………….5
1.2. История становления и проблемы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в России………………………………………………………..7
Глава II.Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в Российской Федерации.
2.1.Опыт международного двухстороннего сотрудничества…………………....12
2.2. Опыт международного многостороннего сотрудничества…………………..18
Заключение…………………………………………………………………………..28
Библиографический список………………………………………………………...30
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I .Международное молодёжное сотрудничество и его роль в развитии международного молодёжного движения и его значение для России.
1.1.Основные направления международного молодёжного сотрудничества российской молодёжи в современных условиях………………………………….5
1.2. История становления и проблемы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в России………………………………………………………..7
Глава II.Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в Российской Федерации.
2.1.Опыт международного двухстороннего сотрудничества…………………....12
2.2. Опыт международного многостороннего сотрудничества…………………..18
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………...
Введение
Возможности для развития потенциала молодежи, степень заинтересованности [1]государства в решении проблем молодежной сферы становятся центральными в современных условиях социально-экономического развития. Эффективная молодежная политика, направленная на преодоление существующих препятствий развития, обеспечение необходимыми ресурсами и инфраструктурой для творческой самореализации и активного социального участия молодежи, являются важными составляющими конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.
К наиболее заметным проблемам развития молодежи на современном этапе относятся усиливающаяся маргинализация, усугубляющееся неравенство в доходах, материальном положении и доступе к властным ресурсам, увеличивающиеся поляризация общества, безработица, несовершенство систем образования и здравоохранения. Результаты специальных обследований молодежи фиксируют увеличение числа физически и психически нездоровой молодежи, наркоманов, зависимых от алкоголя и табака. Учащается практика использования труда молодежи массовыми индустриями для привлечения быстрых денежных средств. Молодежь сталкивается с проявлениями дискриминации, ксенофобии, расизма, нетерпимости, лишена доступа к информации, исключается из участия в демократических процессах.
Решение этих проблем может быть найдено лишь на государственном уровне, посредством вовлечения всех сторон общественной жизни, установления новых партнерских отношений с другими странами. Международная коммуникация должна способствовать созданию атмосферы большей терпимости в полиэтнических обществах, уважению прав человека, более активному участию.
Важным условием достижения эффективности предпринимаемых в отношении молодежной сферы политических шагов становится поиск основы для диалога и сотрудничества с молодежью с целью ее подготовки и адаптации к многочисленным социальным, экономическим проблемам современного мира.
Со стороны общества и государства в настоящее время происходит осознание [2]важности вложений в молодежь и молодежную сферу как долгосрочных инвестиций в развитие страны, в результате чего широкое распространение и поддержку получают различные молодежные программы и инициативы также расширяют границы молодёжной политики и молодёжного сотрудничества.
Изученность этой темы, пока ещё не нашли определения в научных исследованиях.
Цель: Рассмотреть основные направления молодёжного сотрудничества. Направления молодёжного сотрудничества в современных условиях можно установить несколько. Автор в своей творческой работе рассмотрит только две.
Задачи: 1.Расскрыть по возможности, опыт международного сотрудничества двух и трёх стороннего; 2.Рассмотреть трудности и проблемы этого сотрудничества.
Основные направления : Российская молодёжь и молодёжь стран СНГ, а также стран Западной Европы. Объект: Молодёжь России и молодёжь других стран.
Предмет: Международное сотрудничество молодёжи разных стран.
31
Глава I
Международное молодёжное сотрудничество и его роль в развитии международного молодёжного движения и его значение для России.
1.1.Основные направления международного молодёжного сотрудничества российской молодёжи в современных условиях.
Международное молодежное сотрудничество (ММС) является одним из [3]приоритетов государственной молодежной политики РФ. В настоящее время разработкой и реализацией государственной политики в молодежной сфере занимается Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Основные цели и задачи, стоящие перед этим ведомством в сфере международного молодежного сотрудничества определены внешнеполитическими установками руководства страны. Можно выделить следующие основные цели развития ММС: формирование позитивного имиджа и укрепление авторитета. Российской Федерации на международной арене; развитие долгосрочного сотрудничества и взаимопонимания с сопредельными государствами; углубление региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве; укрепление кадрового инновационного потенциала Российской Федерации посредством формирования эффективной государственной молодежной политики с учетом уникального международного опыта.
В 2008 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с Национальным советом молодежных и детских объединений России была предпринята попытка структурировать основные направления ММС на основе существующих соглашений. В результате была выработана «новая система ММС», определяющая приоритетные направления как одностороннего, так и многостороннего сотрудничества РФ в молодежной сфере. Анализ данной системы позволяет выделить два основных направления многостороннего сотрудничества. Европейское направление. Включает взаимодействие с Советом Европы, сотрудничество в рамках [4]Совета Баренцева/ Евро-Арктического региона и Совета государств Балтийского моря. Взаимодействие по линии интеграционных образований с участием России, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества». Обозначенные направления в целом соответствуют региональным приоритетам, закрепленным в Концепции внешней политики Российской Федерации».
Взаимодействие в молодежной сфере между Советом Европы и Российской Федерацией направлено на повышение эффективности реализации молодежной политики в нашей стране. Для этого с середины 1990-х гг. регулярно проводились тренинги курсы, семинары, конференции, а также языковые курсы для молодежных лидеров и государственных служащих в сфере молодежной политики. Сотрудничество сторон в молодежной сфере прошло путь от реализации отдельных совместных проектов до внедрения специальных рамочных программ. Однако отсутствие у сторон четкого системного представления о перспективах такого взаимодействия на определенном этапе поставило под сомнение целесообразность развития работы в этом направлении. Для решения возникших противоречий была разработана новая рамочная программа, рассчитанная на период 2009–2012 гг. Уникальность данного документа заключается в том, что для реализации его положений используются принципиально новые формы сотрудничества – совместные исследования и разработки, стимулирующие развитие инновационной активности молодежи, различные формы молодежного самоуправления, совместное участие в многосторонних молодежных акциях и программах. Реализация программы, предполагающей изменение формата взаимодействия и внедрение новых форм работы, отражает позитивную динамику в развитии данного направления молодежного сотрудничества. Сотрудничество в молодежной сфере между государствами – членами Совета Баренцева/Евро-Арктического региона происходит на базе специальной рабочей группы, которая включает представителей министерств, [5]ответственных за разработку и реализацию молодежной политики. В 2002 г. Рабочей группой по молодежной политике Баренцева/Евро-Арктического региона был учрежден специальный орган – Офис содействия молодежному сотрудничеству, на который возложили обязанности по оказанию информационной поддержки и помощи молодежным структурам в регионе5. Офис получил постоянную прописку в г. Мурманске. В последнее время российское участие в развитии данного направления ММС, в отличие от взаимодействия с Советом Европы, существенно снизилось. Для повышения эффективности молодежной политики представляется целесообразным распределить ответственность за реализацию отдельных направлений ММС между региональными молодежными структурами. Это связано с тем, что в развитии сотрудничества в большей степени заинтересованы соответствующие регионы, нежели федеральные структуры. Помимо заинтересованности регионы обладают также необходимым опытом организации ММС. В этой связи заместитель председателя Национального совета молодежных и детских объединений России В. Харченко предлагает «молодежное сотрудничество в регионе Балтийского моря поручить Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга; сотрудничество в Баренцевом/Евро-Арктическом регионе – Комитету по делам молодежи Мурманской области, где находится Офис содействия молодежному сотрудничеству в Баренцевом регионе»6. Такая позиция, отражающая системный подход, является, на наш взгляд, оптимальной с точки зрения развития обозначенных направлений ММС. Приоритетом РФ традиционно является постсоветское пространство. Несмотря на это, развитию ММС в данном направлении со стороны России долгое время не уделялось должного внимания. В последние годы наметились позитивные сдвиги в развитии механизмов ММС, прежде всего по линии интеграционных образований (СНГ, ШОС). Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ О.Рожнов в качестве основной [6]цели молодежного сотрудничества в рамках СНГ определяет «создание инструментов мобильности молодежи в рамках СНГ и установление контактов между молодежными неправительственными организациями».Достижению данной цели способствует решение Совета глав государств Содружества об объявлении 2009 г. Годом молодежи в СНГ2. В рамках Года молодежи был проведен целый комплекс крупных мероприятий: Иссык-кульский молодежный форум интеллектуалов. «Молодежь СНГ – взгляд в завтрашний день» (Кыргызская Республика); международный молодежный форум «Дружба без границ» (Республика Беларусь); IV Международная летняя школа молодых ученых-историков стран СНГ(Армения); Школа молодых лидеров СНГ (Российская Федерация); международный молодежный научный форум «Ломоносов – 2009», секция «Содружество Независимых Государств: взгляд молодых ученых» (Российская Федерация) и др. Одним из наиболее масштабных мероприятий Года молодежи стал Иссык-кульский молодежный форум, собравший порядка 150 представителей молодого поколения – студентов, ученых, членов молодежных организаций из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Молдавии, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Грузии. Результатом его работы стали представленные делегатами Форума практические рекомендации по совершенствованию деятельности государственных и общественных структур, работающих в молодежной сфере на пространстве СНГ. Реализация обозначенных в рамках Года молодежи мероприятий осуществлялась при активной поддержке со стороны Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). За три года своего существования Фонд зарекомендовал себя как многофункциональный инструмент развития сотрудничества в области науки, образования, культуры, молодежной политики в рамках Содружества. Важность МФГС для России отметил на одном из заседаний правительства РФ В.В.Путин.
Председатель правительства РФ подчеркнул, что «Россия неизменно поддерживала и будет поддерживать расширение контактов между народами стран СНГ и готова создать все необходимые условия для успешной работы Фонда гуманитарного сотрудничеств». Данная позиция объясняет тот факт, что «большая часть расходов Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества несет Российская Федерация».
Несмотря на ряд успешно проведенных в рамках Года молодежи мероприятий, добиться кардинального изменения ситуации в сфере взаимодействия молодежных структур СНГ не удалось. Решением проблемы может стать внедрение Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ. В настоящее время государствами СНГ рассматривается российский вариант проекта. Стратегии, доработанный на основе белорусского проекта, с учетом предложений государств участников СНГ, IV Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. Данный документ представляет собой совокупность согласованных подходов стран Содружества в отношении основных целей, задач, принципов, направлений и форм развития молодежных связей в рамках СНГ. Россия заинтересована в развитии молодёжного сотрудничества по всем направлениям особую актуальность и значимость приобретает задача развития инновационного потенциала Международного Молодёжного Сотрудничества, создание структур на привлечение талантливой молодёжи, создание совместных научных разработок инновационных бизнес- проектов , повышение активности молодёжи во всех странах.
1.2.История становления и проблемы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в России.
C 1918 по 1999 г. на территории Российской Федерации функционировала[7] система работы с молодежью, которая соответствовала существовавшему в тот период государственному строю и являлась инструментом проведения политики правящей партии в молодежной среде. Комсомол не был общественной организацией, это была общественно-государственная система работы с молодежью. Существование такой системы, как комсомол, присуще и возможно исключительно в том государстве, которым был СССР. Следовательно, эта система перестала существовать вместе с Советским Союзом.
До 1990-х гг. международное молодежное движение в стране было представлено двумя основными направлениями, поддерживаемыми соответственно социалистическим лагерем и Западом. Первое направление представляла Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ), основным выразителем второго являлась Всемирная ассамблея молодежи (ВАМ). Такая биполярность была естественным отражением противостояния двух систем, однако давала молодежным организациям нашей страны возможность оказывать серьезное влияние на развитие мирового молодежного движения.
В конце 1980-х гг. была предпринята попытка объединения ВФДМ и ВАМ во всемирную молодежную структуру, которая, однако, не имела серьезного успеха. Активизация деятельности ВФДМ в ходе подготовки и проведения 14-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе летом 1997 г. также не привела к повышению роли и авторитета этой организации.
Продолжившийся процесс устранения биполярности молодежного движения привел к ослаблению роли ВАМ. Из ее состава вышли ряд национальных молодежных советов европейских стран (основных доноров), [8]посчитавших, что преобладание представителей Африки, Азии и Латинской Америки и как следствие соответствующих приоритетов в деятельности Всемирной ассамблеи молодежи не отвечает их интересам.
С ослаблением ВФДМ молодежные организации России практически потеряли свое влияние на международной арене. Им пришлось (в основном в качестве кандидатов и наблюдателей) вступать в существующие молодежные структуры, созданные западноевропейскими странами. Осложнил адаптацию российских молодежных объединений в ключевых международных молодежных структурах и отказ России от традиционных для СССР форм активного влияния на международное молодежное движение, прежде всего: оказания прямой поддержки международных молодежных организаций (до распада СССР такая поддержка оказывалась ВФДМ, Международному движению молодежи и студентов в поддержку ООН – ИСМУН, Международному союзу студентов – МСС); приглашения молодежных лидеров других стран на специально организуемые приемы в посольствах России во время основных государственных праздников; финансирования системы подготовки лидеров зарубежных молодежных организаций (Высшая комсомольская школа).Последние 17 лет (после 1991 г.) ввиду отсутствия опыта какой-либо другой работы с молодежью и проведения государством и обществом политики в отношении молодежи в стране стали периодом исканий и экспериментов в молодежной сфере, ознаменовавшихся прежде всего расколом среди тех, кто имел отношение к молодежной сфере до распада СССР. Одни говорили, что надо вернуть комсомол, заставить молодежь «ходить строем» и выполнять задачи, актуальные на тот момент, другие настаивали, что молодежь следует предоставить самой себе, и отрицали необходимость каких-либо целостных централизованных действий в отношении молодежи в целом и существования молодежных объединений в частности .За время поисков в молодежной сфере в России было создано 11
вариантов самостоятельных федеральных органов по работе с молодежью:
1991 г. – Госкомитет РСФСР по молодежной политике;
1992 г. – Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ;