Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель: Рассмотреть основные направления молодёжного сотрудничества. Направления молодёжного сотрудничества в современных условиях можно установить несколько. Автор в своей творческой работе рассмотрит только две.
Задачи: 1.Расскрыть по возможности, опыт международного сотрудничества двух и трёх стороннего; 2.Рассмотреть трудности и проблемы этого сотрудничества.
Основные направления : Российская молодёжь и молодёжь стран СНГ, а также стран Западной Европы. Объект: Молодёжь России и молодёжь других стран.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I .Международное молодёжное сотрудничество и его роль в развитии международного молодёжного движения и его значение для России.
1.1.Основные направления международного молодёжного сотрудничества российской молодёжи в современных условиях………………………………….5
1.2. История становления и проблемы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в России………………………………………………………..7
Глава II.Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в Российской Федерации.
2.1.Опыт международного двухстороннего сотрудничества…………………....12
2.2. Опыт международного многостороннего сотрудничества…………………..18
Заключение…………………………………………………………………………..28
Библиографический список………………………………………………………...30
1994 г. – Госкомитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму;
1996 г. – Госкомитет РФ по делам молодежи;
1998 г. – Госкомитет РФ по молодежной политике.
Три раза эта сфера находилась в ведении одного из министерств:
1998 г. – Министерство труда и социального развития;
2000–2003 гг. – Министерство образования РФ;
2003–2007 гг. – Министерство образования и науки РФ (полномочия по реализации молодежной политики переходили из одного департамента в другой несколько раз);
2007 г. – Госкомитет РФ по делам молодежи;
2008 г. – Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.
Данный процесс институционализации молодежной политики в целом соответствовал принятым в стране подходам к выстраиванию внутренней политики: либеральному (не нужно никакого управления сферой из центра) и стремлению к централизации политических процессов.
Вследствие постоянной смены органов, отвечающих за реализацию молодежной политики, возник ряд проблем, связанных с отсутствием преемственности в деятельности этих органов, кадровыми перестановками, остаточным принципом финансирования сферы.
Ядром преемственности в международном молодежном сотрудничестве [9]все это время являлась ассоциация общественных организаций «Национальный совет молодежных и детских объединений России». Созданная в 1992 г., ассоциация приняла на себя функции по координации взаимодействия общественных объединений с государственными органами и представлению молодежного неправительственного сектора России на международном уровне. Образование Национального совета было поддержано Указом Президента Российской Федерации № 1075 от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах по развитию молодежной политики в Российской Федерации». На сегодняшний день Национальный совет России объединяет 65 организаций, из которых 21 общероссийская, 15 межрегиональных молодежных и детских объединений и 29 ассоциаций, объединяющих молодежные и детские организации в пределах субъектов Российской Федерации. Принципы объединения молодежных организаций в Национальный совет России соответствуют нормам. Федеральная целевая программа «Молодежь России» , общий объем финансирования которой не превышал 70 млн. руб. в год (или 2 руб. на одного молодого человека в год). В 2006 г. программа была закрыта на основании решения правительства. Главным аргументом явилась невозможность оценить отдачу от вкладываемых в сферу средств. В результате регионы также остановили финансирование целевых программ для молодежи.
Другой важной проблемой становления молодежной политики в России выступает дефицит научно-методического обеспечения; исследования в отношении молодежи долгое время оставались невостребованными со стороны государства. Последний ежегодный доклад Правительству РФ «О молодежи», представляющий анализ ситуации в молодежной среде на общенациональном уровне, был подготовлен в 2002 г.
Должного развития и поддержки со стороны федеральных и региональных властей не получало и общественное молодежное движение.
Чтобы сформулировать стратегические подходы к молодежной сфере, [10]несколько раз – в 2000 и 2005 гг. – предпринимались попытки выработать концептуальный документ, определяющий политику государства, которые тем не менее также оказались неудачными. Причин можно назвать несколько, но главная заключается в отсутствии преемственности в деятельности каждого последующего органа, создаваемого для целей реализации молодежной политики в стране.
К основным и наиболее объективным препятствиям, мешающим развитию международного сотрудничества в молодежной сфере в России, на сегодняшний день можно отнести прежде всего: кадровую проблему, а именно нехватку квалифицированных лидеров, способных готовить и реализовывать международные проекты, что серьезно осложняет деятельность как государственных органов, так и общественных объединений по работе с молодежью; незнание или недостаточное знание инносстранных языков, наиболее заметное на региональном уровне; ограниченность государственного финансирования.
Глава II.Состояние и перспективы развития международного сотрудничества в молодежной сфере в России.
2.1. Опыт международного двухстороннего сотрудничества
В мае 2008 г. был создан новый орган, ответственный за реализацию [11]молодежной политики в России – Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. С его созданием появилась возможность говорить о новом этапе в развитии молодежной политики в России. Впервые наравне со спортом и туризмом она выделена в отдельное направление.
Благодаря продуктивной работе министерства 2009 год Указом Президента РФ Д.А. Медведева был объявлен Годом молодежи. В результате тесной кооперации министерства с Национальным советом молодежных и детских объединений России в 2008 г. была выработана новая система международного молодежного сотрудничества которая призвана упорядочить соглашения в этой сфере и ввести новое приоритетное направление, не затронутое соглашениями, – это работа с соотечественниками, точнее, с их молодым поколением.
Рассмотрим подробнее существующие формы международного сотрудничества России в молодежной сфере, прежде всего в рамках Европейского региона.
Двустороннее сотрудничество
Германия
Германия является основным партнером России в сфере молодежного сотрудничества. Российская и германская стороны стремятся к расширению контактов между детскими и молодежными организациями обоих государств, созданию и поддержке неправительственных общественных объединений, обязательному привлечению их к программам молодежных обменов. Приоритетное значение придается обмену опытом и повышению квалификации специалистов по работе с детьми и молодежью, а также улучшению и расширению контактов на региональном уровне.
13 июня 1989 г. министром иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе и федеральным министром ФРГ по делам семьи и молодежи проф. Урсулой Леер в присутствии президентов обеих стран было подписано соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германия. В соответствии с соглашением был создан Российско-Германский совет по молодежному сотрудничеству, в который вошли представители министерств обеих стран, отвечающих за молодежную политику, министерств иностранных дел, а также представители молодежных объединений и организаций, работающих с молодежью, представители регионов и муниципалитетов, федеральных учреждений, занимающихся международными молодежными обменами.
Российско-Германский совет по молодежным обменам работает в соответствии с принципами государственной молодежной политики. Он определяет приоритеты и основные направления молодежного сотрудничества, разрабатывает критерии эффективности проведения мероприятий на основе анализа и обмена опытом. Основные приоритеты направлены на создание условий для содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества в интересах как государств, так и молодежи.
С середины 1990-х гг. на регулярной основе проводятся встречи Совета:
1996 г. – Санкт - Петербург
1997 г. – Гамбург
1998 г. – Нижний Новгород
1999 г. – Потсдам
2000 г. – Кострома
2001 г. – Мюнхен
2002 г. – Краснодар
2003 г. – Лейпциг
2004 г. – Екатеринбург
2005 г. – Гамбург
2006 г. – Москва
2007 г. – Штутгарт
2008 г. – Нижний Новгород
21 декабря 2004 г. было подписано соглашение между Правительством [12]Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации в области молодежного сотрудничества министром по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи ФРГ Ренатой Шмидт и министром образования и науки РФ А. Фурсенко в присутствии президентов обеих стран. Цель соглашения – оказание содействия проведению мероприятий, направленных на активизацию и расширение российско-германских молодежных обменов в целях развития всесторонних связей и дружеских отношений между молодежью двух стран.
В соответствии с соглашением поощряется реализация следующих программ и форм молодежных обменов: мероприятия, способствующие установлению непосредственного общения молодежи и углублению их взаимопонимания; обмены между образовательными учреждениями, включая обмен учителями и преподавателями; совместные мероприятия по общественно-политическим, историческим, социально-экономическим, экологическим и правовым вопросам; совместные мероприятия по вопросам культуры, науки, техники и спорта; двусторонние добровольные гражданские и трудовые акции молодежи; молодежные обмены в рамках связей между породненными городами и регионами России и Германии; совместные мероприятия по обмену опытом в области молодежной политики; совместные мероприятия в области профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, включая прохождение практики и стажировки; сотрудничество представителей молодежных издательств и средств массовой информации, а также обмен молодыми журналистами;
проведение совместных коллоквиумов в целях обмена информацией о научно-исследовательских программах и опытом по итогам научных исследований в области молодежной политики; совместные мероприятия по обмену опытом в области молодежной политики; совместные мероприятия представителей творческой молодежи и молодых деятелей искусств; совместная добровольная практика с целью ознакомления с условиями жизни, обучения и труда молодежи государства-партнера; мероприятия по изучению и распространению русского языка в ФРГ и немецкого языка в РФ; организация совместных молодежных лагерей; совместное участие в многосторонних молодежных акциях и программах, проводимых в рамках инициатив европейских и международных организаций.
В рамках соглашения в России и Германии созданы координационные бюро по молодежным обменам. Основной целью бюро является реализация межправительственного соглашения. Роль координационного бюро по молодежным обменам в Германии осуществляет фонд «Германо-российский молодежный обмен» (Stiftung Deutsch-Russischer Jugendaustausch Gemeinnuetzige GmbH) – общественная организация, основанная в феврале 2006 г. на принципах государственно-частного партнерства. Учредителями фонда, расположенного в Гамбурге, являются федеральное Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, Вольный и Ганзейский город Гамбург, Фонд имени Роберта Боша и Восточный комитет немецкой экономики. Координационные бюро России и Германии руководствуются в работе рекомендациями попечительских советов, назначаемых федеральными правительствами и Российско-Германским советом в области молодежного сотрудничества.
Попечительский совет в России создан в 2006 г. при Министерстве [13]образования и науки Российской Федерации, председатель – министр А. Фурсенко. В Попечительский совет вошли представители Министерства иностранных дел РФ, ЗАО «Северсталь - групп», ОАО «Газпром», ООО «Крокус-банк», ОАО «Российские железные дороги», регионов РФ, Национального совета молодежных и детских объединений России, фонда «Соотечественник и Родина» и других структур, заинтересованных в развитии экономических, политических и культурных отношений с Германией .
На сегодняшний день можно отметить, что российско-германское молодежное сотрудничество является наиболее разработанным, развитым и продуктивным. Предполагается, что накопленный опыт будет использован при построении и развитии двусторонних партнерств с другими странами.
Более эффективному развитию российско-германского сотрудничества мешает сегодня ряд проблем, в первую очередь финансовых и организационных. Так, Германия выделяет 4 млн. евро в год на реализацию российско-германских молодежных проектов, а Россия выделила в 2008 г. 3,5 млн. руб. Структура, ответственная за реализацию соглашения и координирующая молодежные обмены, не имеет Интернет - сайта, не сформированы база данных о молодежных обменах и комплексная статистическая база, не создан новый Попечительский совет при Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Италия
Соглашение о сотрудничестве по делам молодежи между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Италия было подписано в Риме 15 января 2001 г. В целях реализации действующего соглашения один раз в два года на заседании российско-итальянской смешанной рабочей группы по молодежным обменам подписывается протокол и утверждается программа молодежных обменов между [14]Российской Федерацией и Республикой Италия на два года. Сейчас действует программа, рассчитанная на 2008–2009 гг. К сожалению, проекты, включенные в программу, не финансируются. Планируется развивать сотрудничество с Италией по примеру Германии, создать координационные бюро в России и Италии, которые будут реализовывать подписанное соглашение.
Франция
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о развитии молодежных обменов было подписано на встрече премьер-министра России В.В. Путина и Ф. Вийона 20 сентября 2008 г. в Сочи . Начало его реализации планируется на 2009 г. За основу также планируется принять опыт российско-германского сотрудничества.
Финляндия
Один раз в два года утверждается протокол и программа сотрудничества в сфере молодежной политики с Министерством образования Финляндской Республики. Программа на 2007–2008 гг. включала только 4 мероприятия (два в России и два в Финляндии). Только одно мероприятие было проведено российской стороной. Финляндия не является в данный момент приоритетным направлением, поэтому на 2009 г. запланировано только подписание новых протокола и программы.