Составляющие эффективности производства предприятия туризма. Сравнение методов оценки эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить составляющие эффективности производства предприятия туризма, сравнить методы оценки эффективности.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические положения исследования;
дать оценку деятельности компании на рынке туристических услуг;
отразить пути совершенствования ООО «Колибри – Тур».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства 5
1.1 Методы эффективности деятельности предприятий сферы туризма 5
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма 11
2. Анализ эффективности ООО «Колибри – Тур» 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Составляющие эффективности производства предприятия туризма.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Важным  признаком считается классификация факторов эффективности по месту реализации в системе управления деятельностью. Особенно важное разделение на внутренние и внешние факторы. Внутренние – технология, работники, методы работы, стиль управления и т.д. Внешние – государственная экономическая и социальная политика, структурные изменения, инфраструктура. 

     Направления реализации внутренних и внешних  факторов повышения эффективности  деятельности туристических предприятий  и организаций неодинаковые по степени  воздействия, степени использования  и контроля, поэтому для практической деятельности руководителям, менеджерам, специалистам важно знать масштабы действия, форм контроля и использования наиболее важных внутренних и внешних факторов эффективности на различных уровнях управления деятельностью трудовых коллективов.

    1.2 Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма

 

     Становление и развитие туризма как отрасли  характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

     Система показателей развития туризма включает:

    • объем туристского потока;
    • состояние и развитие материально-технической базы;
    • показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
    • показатели развития международного туризма.

     Туристский  поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского  потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

     Количество  туродней определяется путем умножения  общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

     Туристский  поток - явление неравномерное. Для  характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности.

     Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

     К ним относятся: коечный фонд домов  отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число  коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, от веденных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

     Показатели  финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем  реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

     Отдельно  выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

    • количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
    • количество туродней по иностранным туристам;
    • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

     Эффективность в общем понятии означает получение  какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

     Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

     Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

      • организации туризма в масштабах государства;
      • туристского обслуживания населения региона;
      • производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

     Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности  общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

     Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения  поставленной задачи. Необходимость  критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

     Общественное  производство функционирует в интересах  всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

     В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.

     Общий критерий эффективности общественного  производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

     Проблемы  эффективности туризма целесообразно  рассматривать с помощью системного подхода.

     Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

     Особенностью  туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится  из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.

     Экономический эффект от развития туризма в регионе  проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

 

2. Анализ эффективности ООО «Колибри – Тур»

 

     Турфирма  «Колибри-тур» имеет лицензию на туроператорскую  и турагентскую деятельность.

     Туристическая фирма «Колибри-тур» была основана летом 1996 года.

     Основными направлениями деятельности фирмы  являются:

     - осуществление туристической деятельности  как внутри Российской Федерации,  так и за рубежом;

     - организация и обеспечение визовой поддержки; 

     - оформление заграничных паспортов;

     - организация индивидуальных и  групповых туров;

     -организация  транспортного обслуживания, в том  числе бронирование билетов на  все виды транспорта;

     - обеспечение проживания туристов  в любой стране мира, в том  числе бронирование гостиничных номеров;

     - организация туров, связанных  с обучением и профессиональной  деятельностью.

     В структуре организации нет должности  менеджера по персоналу, кадрами  занимается генеральный директор. Это  вызвано тем, что расширение турфирмы не планируется в связи с ограниченностью рабочего пространства (офиса) и, как следствие, отсутствием свободных вакансий, а также отсутствием текучести кадров (со времени основания фирмы состав сотрудников не менялся). Кроме того, турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда. Таким образом, проблемы подбора, набора, оформления сотрудников перед организацией не стоят.

     Анализ  основных финансово – экономических  показателей деятельности ООО «Колибри - тур»

 

      Таблица 1

       Наименование

       показателя

       Единица

       измерения

       За 2006 год        За 2007 год        За 2008 год        Абсолютное  отклонение,

       ед. изм.

       Относительное

       отклонение,

       %

       Объем оказанных  туристских услуг        тыс. руб.        7250        7545,6        16229,8        8684,2        115
       Число обслуженных  экскурсантов        чел.        3560        4762        7855        3093        65
       Выручка от оказания туристских услуг        тыс. руб.        7250        7545,6        16229,8        8684,2        215
       Среднесписочная численность  работников        чел.        8        10        11        1        10
       Годовой фонд оплаты труда        тыс. руб.        252,6        298,1        444,0        145,9        49
       Среднемесячная заработная плата работников        тыс. руб.        1,8        2,5        3,4        0,9        36
 

     Анализируя  таблицу, можно сделать вывод, что  ООО «Колибри - тур» повышает свои финансово  – экономические показатели с  каждым годом. Это происходит за счет увеличения качества, а как следствие - и количества, оказываемых туристских услуг. И поэтому руководство фирмы позволило себе также увеличить заработную плату своим работникам.

     Таким образом объем оказанных туристических  услуг увеличивается с каждым годом. Выручка увеличилась на 115 % в 2008 по сравнению с 2007 годом, среднесписочная численность увеличилась на 10%, среднемесячная заработная увеличилась в 2008 по сравнению с 2007 годом на 36 %.

     Для улучшения работы тур фирмы следует  принять следующие меры:

     Так как у тур фирмы существует дебиторская задолженность необходимо выработать схему по предоставлению кредита, а так же стимулирование оборачиваемости дебиторской задолженностью путем предоставления специальных условий людям, которые отвечают за оплату счетов у клиентов.

     Для более продуктивной работы ООО «Колибри - тур» необходимо разработать Медиаплан. Необходимо выявить наиболее продуктивные и выгодные виды рекламы.

     Обзор медиарынка: анализ развития категории/позиции  брэнда в категории, анализ рекламной  активности конкурентов.

     Анализ  перспектив: перспективы брэнда на рынке.

     Анализ  потребителей: медиапредпочтения потребителей стиль жизни потребителей.

     Коммуникационная  стратегия: маркетинговые цели рекламной  компании, медиазадачи этапы коммуникационного  процесса.

     Медиа стратегия: выбор медиастратегии структура  компании, вес, время.

     Медиатактика: план-каналы, программы, временные интервалы  выхода.

     Оптимизация закупки: закупка, введение переговоров  о закупке, оптимизация сделки.

     Финальный отчет: отчет о прошедшей компании.

     Анализ  компании: анализ прошедшей компании. Анализ результатов компании.

     Так как в ООО «Колибри - тур» средний возраст работников 60 лет, и на предприятии совершенно отсутствует «текучка» кадров, фирме необходимо, для дальнейшей работы и перспективного развития, подготавливать квалифицированный персонал. Необходимо разработать «Процесс планирования и подготовки резерва».

Информация о работе Составляющие эффективности производства предприятия туризма. Сравнение методов оценки эффективности