Составляющие эффективности производства предприятия туризма. Сравнение методов оценки эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить составляющие эффективности производства предприятия туризма, сравнить методы оценки эффективности.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические положения исследования;
дать оценку деятельности компании на рынке туристических услуг;
отразить пути совершенствования ООО «Колибри – Тур».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства 5
1.1 Методы эффективности деятельности предприятий сферы туризма 5
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма 11
2. Анализ эффективности ООО «Колибри – Тур» 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Составляющие эффективности производства предприятия туризма.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

       Титульный

       Составляющие эффективности производства предприятия туризма. Сравнение методов оценки эффективности. 

 

        Содержание 

 

Введение

 

     Актуальность  исследования. Туризм в настоящее  время является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

     Развитие  туризма, проявляющееся в его  многоотраслевом характере и тесной факторной связи практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и региональном уровнях. Во многих странах Запада (Франция, Австрия, Испания, Швейцария и ряде других) значительная доля общественного благосостояния была построена на доходах от туризма.  Говоря о туризме отметим ряд его преимуществ. Во-первых туризм –это экономика. Об этом свидетельствует тот факт, что данная отрасль третья по объёмам доходов в мировой экономике. Более того, доходы в туризме сопровождаются возрастанием доходов в других отраслях таких как: транспорт, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, и т.д. То есть туризм – это настоящий источник, который материально и духовно стимулирует развитие народного хозяйства. Во-вторых, туризм – это экология. Он побуждает и поддерживает усилия по охране природы. В третьих, туризм – это образование. Он расширяет мировоззрение, обогащает человеческий разум опытом, а сердце наполняет глубоким удовлетворением и радостью.

     Цель  работы – изучить составляющие эффективности производства предприятия туризма, сравнить методы оценки эффективности.

     В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические положения исследования;
  • дать оценку деятельности компании на рынке туристических услуг;
  • отразить пути совершенствования ООО «Колибри – Тур».

     В процессе написания курсового проекта  были использованы учебные пособия  по менеджменту и стратегическому менеджменту отечественных и зарубежных авторов: Виханского О.С., Зайцева Л.Г., А.Мескона, Дж.Уокера; по экономике и управлению туризмом: Гуляева В.В., Лебедев О.Т., Дуровича А.П. и др. Объектом исследования является ООО «Колибри – Тур».

     Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

 

  1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства

    1.1 Методы эффективности  деятельности предприятий  сферы туризма

 

     Существует  большое количество определений понятия «эффективность». Можно провести некую градацию понятий. Словарь экономических терминов трактует эффективность, как «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение». Можно выделить эффективность социальную, технико-экономическую, экономическую, эффективность производства и управления. Согласно словарю терминов антикризисного управления: эффективность производства - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации. Экономическая эффективность означает способность всей экономики получить максимальный результат из существующих ограниченных ресурсов. Технико-экономическая характеризует уровень развития производительных сил общества и результативности их использования безотносительно к общественному строю, существующим отношениям. В своей работе автор рассматривает общую эффективность, которая включает следующие производные: экономическую эффективность, эффективность управления. Экономическая эффективность взята автором как составляющая общей эффективности, потому как любому предприятию важно оценить результаты своей деятельность, выраженные в соответствующих показателях, определить затраты своей деятельности, а также рационализировать схемы распределения денежных средств для повышения эффективности организации в целом. Что касается второй производной-эффективности управления, то ее следует включить по той причине, что любой управленец рассматривает способы, методы и инструменты для наиболее гибкого управления с целью получения по сути дела экономической эффективности. Автор считает, что эти производные понятия, безусловно, взаимосвязаны и перетекают друг в друга, образуя общий смысл эффективности, вобравший в себя вышеуказанные составляющие.  Любой управленец всегда мечтает о том, чтобы его предприятие работало эффективно. Однако наверняка не многие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так-то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективность» видоизменяется в зависимости от выбранного вами подхода к ее оценке. Обобщив основные сведения относительно эффективности, попытаемся понять, как оценить ее и какие существуют особенности оценки для туристического агентства. Итак, прежде чем измерить «эффективность управления» нашей компании, стоит вспомнить, что управление - это приведение системы в желаемое состояние.

     Целью управления предприятием является обеспечение устойчивого функционирования предприятия во внешней среде в течение длительного (в идеале - неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения.  в оценке эффективности.

     Эффективность как степень достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»). Например, эффективность автоматизированной информационной системы понимается как степень достижения целей, поставленных при ее создании (ГОСТ 34.003-90).  Хочется отметить, что этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин.

     Во-первых, цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения.  Во-вторых, если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия со многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру «свертывания» оценок степени их достижения к единой оценке «эффективности управления» сложной и неоднозначной.  В-третьих, формирование целей деятельности предприятия с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды есть одна из функций управления предприятием. От качества и «правильности» их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, то есть предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.

     Деятельность  любого туристического предприятия  осуществляется, как указывалось  выше, на взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда и предметов труда. Используя имеющиеся средства производства, коллектив предприятия создает туристический продукт и предоставляет услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого труда, а с другой, – некоторые результаты деятельности. Эффективность деятельности – это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы за определенный промежуток времени.  Сущностные характеристика эффективности деятельности предприятия находит отражение в общей методологии ее определения, форма которой имеет вид: 

     Эффективность = Результаты / Затраты 

     Эффективность предприятия туристической сферы  определяют как отношение результатов  его деятельности до расходов, направленных на их качественное достижение (использование). 

     Эффективность – это характеристика процессов  и воздействий, в основном, управленческого  характера, которая отражает степень  достижения поставленных целей. 

     Под эффективностью понимают: 

     определен конкретный результат (эффективность действия чего-либо);  соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому; 

     функциональную  разнообразие систем; 

     числовую  характеристику задовильности функционирования; 

     вероятность выполнения целевых задач и функций;  отношение реального эффекта до нормативного. 

     В отечественной науке и практике можно выделить материал трех видов, посвященный эффективности производства (деятельности):  апробирован, размещенный в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);  материал, который освещает дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе; 

     материал, касающийся вопросов, до конца не решенных, среди которых комплексная оценка предприятий непроизводственной сферы, в т.ч. туристических. 

     Расчет  эффективности проводится путем сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата. Положительный экономический эффект – это экономия, отрицательный-убыток. 

     Конечным  результатом производственно-хозяйственной  деятельности предприятия является изготовлен туристический продукт или предоставленные услуги, то есть вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности – полученный доход.  Соответствующие виды эффективности различают преимущественно на основании получаемых результатов хозяйственной деятельности предприятия.  Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, характеризующие промежуточные и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда и т.д. 

     Социальная  эффективность заключается в  сокращении продолжительности рабочей  недели, увеличении количества новых  рабочих мест, улучшении условий  труда и быта и т.д. 

     Для каждого туристического предприятия  желаемое повышение эффективности  деятельности всех структурных подразделений, что в целом приведет к повышению  эффективности работы всего предприятия.  Суть проблемы повышения эффективности деятельности заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться максимально возможного увеличения объема предоставляемых услуг или прибыли. Исходя из этого, единственным макроэкономическим критерием эффективности деятельности становится рост производительности общественного труда.  Система показателей эффективности деятельности включает несколько групп: 

     обобщающие  показатели эффективности деятельности – уровень удовлетворения потребностей рынка, предоставление услуг на единицу  затрат ресурсов, прибыль на единицу общих затрат, затраты на единицу услуг, рентабельность туристического продукта или оказания услуг, доля прироста услуг за счет интенсификации деятельности; 

     показатели  эффективности использования труда (персонала) – темпы роста производительности труда, доля прироста продукции за счет роста производительности труда, коэффициент использования полезного фонда рабочего времени, трудоемкость, зарплатомисткисть единицы продукта (услуги); 

     показатели  эффективности использования основных и оборотных фондов – общая фондовиддача и фондовиддача активной части основных фондов, рентабельность основных фондов, фондомисткисть единицы продукта (услуги), материаломисткисть; 

     показатели  эффективности использования финансовых средств – оборачиваемость средств, рентабельность оборотных средств, рентабельность инвестиций, срок окупаемости вложенных инвестиций.  Уровень эффективности экономической и социальной деятельности зависит от многих факторов. Поэтому для практического решения задач управления эффективностью важное значение приобретает классификация факторов ее роста по определенным признакам: видам затрат и ресурсов; направлениям развития и совершенствования деятельности; местом реализации в системе управления деятельностью. 

     Следовательно, по видам затрат и ресурсов источниками повышения эффективности следующие: рост производительности труда и снижение зарплатомисткости услуг, снижение фондомисткости и материаломисткости, рациональное использование природных ресурсов. 

     Активное  использование этих источников повышения  эффективности деятельности предусматривает осуществление комплекса мероприятий, которые по смыслу характеризующих основные направления развития и совершенствования коммерческой деятельности. Определяющими направлениями являются: ускорение научно-технического и организационного прогресса, совершенствование структуры производства, повышение качества и конкурентоспособности туристического продукта и услуг, разносторонний развитие и усовершенствование внешнеэкономической деятельности. 

Информация о работе Составляющие эффективности производства предприятия туризма. Сравнение методов оценки эффективности