Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятного социально-психологического климата в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить, что такое социально-психологический климат в организации.
Изучить принципы работы в ИАКЦ «Ника»
Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Теоретические основы и понятия социально-психологического климата в коллективе:
1.1. Психологический климат как залог эффективности предприятия……4 стр
1.2. Взаимоотношение в коллективе……………………………………………5 стр
1.3. Личность и коллектив………………………………………………………..6-8 стр
Социально-психологический климат в ИАКЦ «Ника»:
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………..8 стр
2.1. Организация труда должна проводиться через ее основные элементы – разделение и кооперацию труда, условия труда…………………………………9 стр
2.2. Разработка мотивации труда…………………………………………………10-13 стр
2.3. Адаптация работника в организации…………………………………………13-15 стр
2.4. Разработка социальной политики предприятия……………………………….15 стр
Вывод……………………………………………………………………………………..16 стр
Список литературы…………………………………………………………………..17 стр
Содержание
Введение…………………………………………………………
Теоретические основы и понятия социально-психологического климата в коллективе:
1.1. Психологический климат как залог эффективности предприятия……4 стр
1.2. Взаимоотношение в коллективе……………………………………………5 стр
1.3.
Личность и коллектив…………………………
Социально-психологический климат в ИАКЦ «Ника»:
2.1.
Характеристика предприятия……………………………………………….
2.1. Организация труда должна проводиться через ее основные элементы – разделение и кооперацию труда, условия труда…………………………………9 стр
2.2. Разработка мотивации труда…………………………………………………10-13 стр
2.3.
Адаптация работника
в организации…………………………………………
2.4.
Разработка социальной
политики предприятия…………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Исторически сложилась
система общественного
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Благоприятный
социально-психологический
Цель – разработка
проекта управленческого
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – коллектив ИАКЦ «Ника» и потенциальные сотрудники центра.
Предмет исследования
– стратегия поведения членов коллектива
в условиях кадровых изменений.
1.1. Психологический климат как залог эффективности предприятия
Эффективность организации определяется по ряду показателей. В целом, исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально-психологические) факторы.
Исследователи выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата (СПК), который включает многие вышеперечисленные факторы.
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая – это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая – моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая – это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.
Взаимосвязь между
эффективностью организации и ее
социально-психологическим
1.2. Взаимоотношение в коллективе
Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения – это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель СПК в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.
В сложной системе взаимоотношений взаимодействий в первичном трудовом коллективе люди занимают определенные позиции, основанные на их неофициальном личном авторитете в данной группе людей. Таким образом, первичный трудовой коллектив – это система связанных между собой официальных позиций, занимая которые работники обладаю определенными правами и обязанностями, и систему неофициальных позиций, основанных на реальном авторитете членов коллектива и степени из влияния на группу.
Общение в трудовом
коллективе – это сложный процесс,
протекающий от установления контактов
до развития взаимодействия и складывания
взаимоотношений. Главная функция общения
– это организация совместной деятельности
людей, которая предполагает выработку
единой стратегии взаимодействия, что
возможно только на основе согласования
их позиций. Другая функция общения –
это познание людьми друг друга, а также
формирование и развитие межличностных
отношений.
1.3. Личность и коллектив
Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека. Существует несколько определений понятия СПК. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в одном коллективе.
В понятие психологический климат включают систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»:
Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких—либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушений обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата.
Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения, через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими.
Переживание взаимоотношений отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве СПК в коллектива. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления СПК.
Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной групп, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культа поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т.д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.
По своему значению
СПК близок к понятию сплоченности
коллектива, под которым понимается
степень эмоциональной
Важнейшей проблемой в изучении СПК является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
Информация о работе Социально-психологический климат в ИАКЦ «Ника»