Социально-психологические методы управления, их развитие и значение в современных условиях

Автор: b*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления в наше время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5

1 Теоретические аспекты социально-психологических методов управления……………………………………………………………………. 7
Методы менеджмента, их характеристики. Принципы выбора менеджмента……………………………………………………………. 7
Понятие и классификация социально-психологических методов управления……………………………………………………………… 9
Роль и значение социально-психологических методов в системе управления……………………………………………………………… 12

2 Организационно-экономическая характеристика КУП «Пинская региональная типография»…………………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

Долмат социально-психологические методы управления.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

       Психологические методы управления - это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. К психологическим методам можно отнести:

    • гуманизацию труда посредством уменьшения его монотонности, эргономически продуманной цветовой раскраски помещений и оборудования, проектирования и оснащения рабочих мест с учётом психологических особенностей личности, использования специально подобранной музыки и цветов, позитивно влияющих на психофизиологию работников;
    • психологическое побуждение через поощрение творчества, инициативы и самостоятельности, а также способности обоснованно рисковать и принимать нестандартные решения;
    • удовлетворение постоянно растущих профессиональных интересов путём горизонтальной и вертикальной мобильности внутри предприятия и повышения творческого содержания труда;
    • учёт при отборе работников результатов психологического тестирования и развитие у них необходимых психологических качеств через составление психограмм и профессиограмм, отражающих степень соответствия имеющихся профессиональных и личностных качеств требованиям, предъявляемым функциональными обязанностями;
    • установление коллегиальных, поддерживающих взаимоотношений между руководителями и подчинёнными;
    • моральное поощрение, которое должно удовлетворять следующим основным требованиям: 1) распространение на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой деятельности, а не только на передовиков; 2) проведение в торжественной обстановке; 3) обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельности;
    • моральное порицание, которое можно применять только при условии убеждения, что оно принесёт желаемый результат; обязательное требование к нему – индивидуальный подход.
    • Умелое использование руководителями социально-психологических методов управления позволяет задействовать потенциал каждого сотрудника, оптимально организовав его труд в коллективной среде. (3 – с 95), (4)
 
    1.   Роль и значение социально-психологических методов в системе управления
 

       В последние годы роль социально-психологических  методов усилилась. Это связано  с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства  применения более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять через установление и проведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, средствами массовой информации, с местной и с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовыми кругами, с занятыми.

         Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

       Роль  социально - психологических методов  постоянно возрастает. Это обусловлено  тремя моментами:

       - повышением образовательного и  культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

       - развитием демократических начал  в управлении;

       - значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных  (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.(4)

       Установлено, что результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы  и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и  задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его  профессиональных знаний, то на 85% —  от умения работать с людьми.

       Зная  особенности поведения, характера  каждого отдельного человека, можно  прогнозировать его поведение в  нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический  климат.

       Поэтому существенным условием образования  и развития трудовых коллективов  является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи  утверждают, что от настроения, желания  человека работать и от того, какая  морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда  примерно в 1,5 раза может увеличиться  или в несколько раз уменьшиться.

       Недостаточное внимание к социальным и психологическим  аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что  снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более  активно идет в коллективах рыночного  типа.

       Таким образом, чтобы воздействие на коллектив  было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические  особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

       Главная цель применения этих методов —  формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные  и экономические задачи. Другими  словами, поставленные перед коллективом  цели могут быть достигнуты с помощью  одного из важнейших критериев эффективности  и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

       Основное  средство воздействия на коллектив  – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать  природу человеческого поведения  и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание  руководителем биологической природы  и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные  формы сплочения и активизации  коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда  и окружающей среде.

       Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических  методов руководства очевидна, так  как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и  потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

       Приемы  и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии.

       Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУП «ПИНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ»

    2.1 Организационно-экономическая характеристика КУП

    «Пинская региональная типография» 

       Дата  образования предприятия – 17 ноября 1944 года на основании решения исполкома  Пинского областного Совета депутатов трудящихся «О возобновлении деятельности областной типографии газеты «Полесская   (Пинская) правда».

       В функции типографии входили: печатание  местной газеты, бланочной продукции, выполнение заказов государственных  организаций и предприятий, изготовление печатей и штампов, альбомов, открыток, адресных папок.

       В 1965 году была проведена реконструкция  типографии, произведена пристройка двухэтажного производственного корпуса. В 70-е – 80-е годы прошлого века Пинская типография производила бланочную продукцию на весь бывший Советский Союз. От Калининграда до Петропавловска-Камчатского отгружались бланки почтовых документов, отпечатанные в г.Пинске.В 80-е годы была проведена работа по переходу с высокого способа печати на офсетный. В Пинске стали печатать газеты целого региона: наряду с Пинскими – Дрогичинскую, Ивановскую, Лунинецкую, Столинскую. В связи с этим предприятие получило название – Пинская региональная типография.

       15.11.2000г.  на основании решения Управления  информации Брестского областного  исполнительного комитета Пинская региональная типография переименована в коммунальное унитарное предприятие «Пинская региональная типография».

       Органом хозяйственного управления КУП «Пинская региональная типография» является Главное управление идеологической работы Брестского облисполкома.

       Учредитель  предприятия: Брестский областной  исполнительный комитет.

       Форма собственности: коммунальная, дата регистрации: 29.11.2001г.

       Размер  уставного фонда: 1 950 тыс. руб. Доля государства в уставном фонде – 100 %.

       Предприятие имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией, имеет в  хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица. Среди полиграфических предприятий региона КУП «Пинская региональная типография» играет важную роль - в 2010 году объём производства товарной продукции в действующих ценах составил более 20 % от общего объёма всех девяти типографий области, входящих  в состав Главного управления идеологической работы  Брестского облисполкома.

       Деятельность  предприятия в настоящее время  осуществляется в соответствии с  «Основными положениями программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015г.г.», утвержденными  Указом Президента Республики Беларусь.

       Целью деятельности типографии является осуществление  хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

       Предметом деятельности предприятия является производство продукции, выполнение работ  и оказание услуг.

       Основные  виды деятельности, согласно уставу, следующие:

       212 – производство изделий из  бумаги и картона;

       221 – издательская деятельность;

Информация о работе Социально-психологические методы управления, их развитие и значение в современных условиях