Социально-психологические методы управления, их развитие и значение в современных условиях

Автор: b*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления в наше время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5

1 Теоретические аспекты социально-психологических методов управления……………………………………………………………………. 7
Методы менеджмента, их характеристики. Принципы выбора менеджмента……………………………………………………………. 7
Понятие и классификация социально-психологических методов управления……………………………………………………………… 9
Роль и значение социально-психологических методов в системе управления……………………………………………………………… 12

2 Организационно-экономическая характеристика КУП «Пинская региональная типография»…………………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

Долмат социально-психологические методы управления.docx

— 41.66 Кб (Скачать)

    ,НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО  «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

    Кафедра:     Менеджмента

    Дисциплина:   Менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

       на  тему: Социально-психологические методы управления, их развитие и значение в современных условиях 
 
 
 
 
 
 
 

    Студентка                                                                                     Н. В. Долмат

    ЭФ  ЭУПП, 3 курс, 921111 
 

    Руководитель                                                                           О. Б. Меженная

    Доцент                                                                               

                                                                                             
 
 
 
 
 

ПИНСК 2010

  ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….     5

1 Теоретические аспекты  социально-психологических  методов управления…………………………………………………………………….     7

    1. Методы менеджмента, их характеристики. Принципы выбора менеджмента…………………………………………………………….    7
    2. Понятие и классификация социально-психологических методов управления………………………………………………………………     9
    3. Роль и значение социально-психологических методов в системе управления………………………………………………………………   12

2 Организационно-экономическая характеристика КУП «Пинская региональная типография»………………………………………………….  16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Процесс управления в наше время представляет собой сложную работу, которую  нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений  и организация их исполнения.

       Управление  межличностными отношениями и поведением одного человека осуществляется с помощью  социально-психологических методов  управления. Они базируются на достижениях  общей - социальной, возрастной психологии; психологии личности и психологии управления.

       Целью применения социально-психологических  методов является познание и использование  психической деятельности людей  в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов  принадлежит Японии. Человек в  цивилизованном обществе всегда хочет  оставаться человеком. Ему нужен  не только хороший заработок, но и  благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель –  подчиненный».

       Субъектом социальных методов на предприятии  может быть как руководитель, так  и коллектив или какой-либо работник предприятия (например, наставник). Объектом социальных методов является коллектив, а также отдельные личности.

               Выбранная тема курсовой работы "Социально-психологические методы управления, их развитие и значение в современных условиях" довольно актуальна. На фоне радикальных изменений в корпоративном менеджменте за последние 15--20 лет удивительным выглядит сам факт, что управление, представлявшее собой довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет. Таким образом, работа в данном направлении не только интересна, но и необходима.

              Менеджмент как взаимозависимая система управления направлена на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. У руководителей каждого уровня управления в пределах его компетенции должны быть сформулированы конкретные цели. От того насколько правильно и четко сформулированы цели и задачи зависит успех компании в целом.

               Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение социально-психологических методов управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

       сформулировать  и обосновать понятия социальных и психологических методов менеджмента;

       выявить значение данных методов и проанализировать их развитие;

       проведение  анализа существующей проблемы на примере «Пинская региональная типография» КУП;

       на  основе выполненных исследований определить пути совершенствования социально-психологических методов управления;

       сформировать  выводы по результатам выполненной  работы.

               Курсовая работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Методы менеджмента, их характеристики. Принципы выбора менеджмента

       Реализация  функций и принципов управления осуществляется путём применения различных  методов.

       Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.(1 – с 93)

       Методы  управления – это способы управленческого воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставленных целей. (5)

       Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют  задачу выбора тех из них, которые  окажутся наиболее эффективными при  решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации  по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

       Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.). 
        Содержание — это специфика приемов и способов воздействия. 
        Организационная форма — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. 
       В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации).

       Следует отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия  и классификации методов управления. Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной  формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие  на управляемую систему. Другие характеризуют  их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. 
 
        Направленность методов управления всегда одна — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

       организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

       экономические, обусловленные экономическими стимулами;

       социально-психологические  методы, применяемые с целью повышения  социальной активности сотрудников. (6)

       В основу выбора и реализации методов  управления могут управления могут  быть положены следующие принципы:

       Целенаправленность, т. е. применение методов управления должно побуждать работников действовать  для достижения определённой цели (или  системы целей);

       Реализуемость, т. е. должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих  реализовать избранный метод  управления в соответствии с правовыми  и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;

       Системность, т.е. применяемые методы управления должны представлять собой единую систему;

       Динамичность, т.е. используемые методы управления должны осуществляться в форме, позволяющей  их изменить в соответствии с ситуацией;

       Эффективность, т.е. применение избранного метода управления должно обеспечивать достижение максимального  социального и экономического эффекта  при минимальных затратах на разработку и реализацию мероприятий.(3) 

    1. Понятие и классификация  социально-психологических методов управления

       Социально-психологические  методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырёх уровнях:

    • на уровне всего общества (государства);
    • на уровне коллектива (организации);
    • на уровне рабочей группы;
    • на уровне индивида (личности).(2 – с 65)

       Социально-психологические  методы управления в своей совокупности предназначены для создания и  подержания социально-психологического климата в организации таким, чтобы работник, с одной стороны, делал всё необходимое для достижения целей организации, а с другой – имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении.

       Социально-психологические  методы представляют собой конкретные способы воздействия на социальные и психологические интересы персонала  предприятий. Они состоят из социальных и психологических. Как никакие другие методы, они должны учитывать личностные характеристики работников, такие как пол, возраст, особенности национального характера, общий уровень культуры, уровень образования и квалификации и др.

       Социальные  методы управления - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. (4)

       К социальным методам относятся:

    • развитие социальной инфраструктуры предприятия;
    • повышение социальной активности работников, что находит своё выражение в копировании ими лидеров, в определении стандартов образцового поведения;
    • социальное нормирование, которое устанавливает нормы межличностных отношений, правила  внутреннего распорядка, производственный этикет, единые для всего персонала деловые ценности;
    • социальное планирование, которое направлено на решение вопросов улучшения условий труда, быта, отдыха, духовного и физического развития сотрудников;
    • комплектование команд для решения наиболее актуальных проблем, исходя из необходимости максимально продуктивного использования возможностей каждого сотрудника, их психологической адаптации к новым условиям и сферам профессиональной деятельности;
    • социологические исследования, которые в управлении предприятиями играют двойственную роль: с одной стороны, они являются источником информации о социальных проблемах предприятия, подразделений и социальных групп, а с другой – с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал предприятия;
    • соревнование, которое может реализовываться одним из следующих способов (или их совокупность): 1) выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера; 2) установление стандартов поведения и производительности в различных областях деятельности предприятия; 3) поддержание социальной преемственности передового опыта, что достигается проведением различных  конкурсов, работой кружков качества, поощрением передовиков производства, празднованием успешного завершения важных для организации работ; при этом должна обеспечиваться гласность.(3)

Информация о работе Социально-психологические методы управления, их развитие и значение в современных условиях