Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа
Объект исследования – система управления персоналом.
Предмет исследования – социально-психологические аспекты управления.
Проблема исследования – методы адаптации в коллективе.
Актуальность исследования – социально – психологические аспекты управления персоналом носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Введение………………………………………………………..3
1. Проблемы социально – психологического управления
персоналом ……………………………………………………..4
1.1. Сущность социально – психологических аспектов……………..4
1.2. Исторический анализ социально- психологических аспектов
управления персоналом……………………………………… 7
1.3. Адаптация в коллективе как один из аспектов управления
персоналом………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………26
Список литературы…….…………………………………………
На «успешных» предприятиях стараются сделать так, чтобы командой, ответственной за будущее предприятия, чувствовало себя не только высшее руководство завода. Команда – это штатное расписание, которое начинается от генерального и заканчивается рядовыми рабочими или уборщицей. Может быть, как раз для того, чтобы люди чувствовали себя членами одной команды, на «Балтике» все работают в очень симпатичной одинаковой фирменной спецодежде с символикой предприятия.
А
на «Алмазе» придумали такую вещь,
как «Команда 500». «Команда 500» - это
пятьсот кадровых работников, элита
предприятия, которая ни при каких
обстоятельствах не будет сокращаться.
У членов команды будет более
высокая зарплата, дополнительные социальные
льготы, своя форма спецовок и удостоверений
– пропусков. А уже вокруг элиты
будут набираться «наёмные» работники
и простые рабочие, и инженеры,
численность которых будет
Итак, чтобы создать коллектив с высоким потенциалом развития, способный решать всё более сложные задачи – выпускать новую продукцию, по - новому её продавать, выходить на новые рынки, «успешные» директора выстраивают следующую систему работы с людьми:
во – первых, увольняют ту часть людей, которых не смогут в ближайшее время загрузить, и делают это так, чтобы не ушли лучшие;
во – вторых, выдерживают жесткость позиции: поощрение всех, кто способен развиваться (обучение, повышение зарплаты), и увольнение всех, кто не может работать по – новому, не взирая на прежние заслуги;
в – третьих, активно привлекают новых людей, отбирая «суперкадры»;
в – четвёртых, стараются объяснять людям свои шаги, увязывая их с будущим предприятия, образ которого создают сами – для себя и для других.
Авторы Базаров Т.Ю., Еремина Б. Л. вот так рассматривают социальную адаптацию работника в коллективе.
Адаптация – процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью организации и изменение собственно поведения в соответствии с требованиями среды.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90 % уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т. д. То есть, специальная процедура введения нового сотрудника в организацию могла способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для
руководителя же информация о том, как
организован в его
Условно
процесс адаптации можно
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичном подразделении других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой – то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.
Этап
2. Ориентация – практическое знакомство
нового работника со своими обязанностями
и требованиями, которые к нему предъявляются
со стороны организации. Значительное
внимание, например, в компаниях США, уделяется
адаптации новичка к условиям организации.
К этой работе привлекаются как непосредственные
руководители новичков, так и сотрудники
служб по управлению персоналом. Обычно
обязанности между ними распределяются
следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Обязанности по адаптации новичков.
Функции и мероприятия по ориентации | Обязанности непосредственного руководителя | Обязанности менеджера по персоналу |
Составление программы ориентации | Выполняет | Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и её историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами | Выполняет | |
Объяснение задач и требований к работе | Выполняет | |
Введение работника в рабочую группу | Выполняет | |
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников | Выполняет |
Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
После
прохождения общей программы
ориентации может быть проведена
специальная программа, осуществляемая
как в формах специальных бесед
с сотрудниками того подразделения,
в которое пришел новичок, так
и собеседований с
1. Функции подразделения:
2. Рабочие обязанности и ответственности:
3. Требуемая отчетность:
4. Процедуры, правила, предписания:
5. Представление сотрудников подразделения.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 – 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить работников в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникаций и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для «молодого» начальника, и для его «новых» подчиненных.
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления коллективом