Социально-психологические аспекты управления коллективом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – система управления персоналом.
Предмет исследования – социально-психологические аспекты управления.
Проблема исследования – методы адаптации в коллективе.
Актуальность исследования – социально – психологические аспекты управления персоналом носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
1. Проблемы социально – психологического управления
персоналом ……………………………………………………..4
1.1. Сущность социально – психологических аспектов……………..4
1.2. Исторический анализ социально- психологических аспектов
управления персоналом……………………………………… 7
1.3. Адаптация в коллективе как один из аспектов управления
персоналом………………………………………………………8


Заключение……………………………………………………………26
Список литературы…….…………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕТА.docx

— 117.60 Кб (Скачать)

    На  «успешных» предприятиях  стараются  сделать так, чтобы командой, ответственной  за будущее предприятия, чувствовало  себя не только высшее руководство  завода. Команда – это штатное  расписание, которое начинается от генерального и заканчивается рядовыми рабочими или уборщицей. Может быть, как раз для того, чтобы люди чувствовали себя членами одной команды, на «Балтике» все работают в очень симпатичной одинаковой фирменной спецодежде с символикой предприятия. 

    А на «Алмазе» придумали такую вещь, как «Команда 500». «Команда 500» - это  пятьсот кадровых работников, элита  предприятия, которая ни при каких  обстоятельствах не будет сокращаться. У членов команды будет более  высокая зарплата, дополнительные социальные льготы, своя форма спецовок и удостоверений  – пропусков. А уже вокруг элиты  будут набираться «наёмные» работники  и простые рабочие, и инженеры, численность которых будет регулироваться в зависимости от загрузки предприятия. Тех из «наёмных», кто будет этого  заслуживать, со временем переведут  в «команду».

    Итак, чтобы создать коллектив с  высоким потенциалом развития, способный  решать всё более сложные задачи – выпускать новую продукцию, по - новому её продавать, выходить на новые  рынки, «успешные» директора  выстраивают  следующую систему работы с людьми:

    во – первых, увольняют ту часть людей, которых не смогут в ближайшее время загрузить, и делают это так, чтобы не ушли лучшие;

    во  – вторых, выдерживают жесткость  позиции: поощрение всех, кто способен развиваться (обучение, повышение зарплаты), и увольнение всех, кто не может  работать по – новому, не взирая на прежние заслуги;

    в – третьих,  активно привлекают новых людей, отбирая «суперкадры»;

    в – четвёртых,  стараются объяснять  людям свои шаги, увязывая их с будущим  предприятия, образ которого создают  сами – для себя и для других.      

    Авторы  Базаров Т.Ю., Еремина Б. Л. вот  так рассматривают социальную адаптацию  работника в коллективе.

    Адаптация – процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью  организации и изменение собственно поведения в соответствии с требованиями среды.

    Процедуры адаптации персонала призваны облегчить  вхождение новых сотрудников  в жизнь организации. Практика показывает, что 90 % уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т. д. То есть, специальная процедура введения нового сотрудника в организацию могла способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

    Для руководителя же информация о том, как  организован в его подразделении  процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени  развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

    Условно процесс адаптации можно разделить  на 4 этапа.

    Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичном подразделении других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой – то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.

    Этап 2. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются  со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом (табл. 2). 

    Таблица 2. Обязанности по адаптации новичков.

Функции и мероприятия  по ориентации Обязанности непосредственного  руководителя Обязанности менеджера по персоналу
Составление программы ориентации Выполняет Ассистирует
Ознакомление  новичков с фирмой и её историей, кадровой политикой, условиями труда  и правилами   Выполняет
Объяснение  задач и требований к работе Выполняет  
Введение  работника в рабочую группу Выполняет  
    Поощрение помощи новичкам со стороны опытных  работников Выполняет  

 

    Обычно  программа ориентации включает ряд  небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Часто в ходе проведения программы  ориентации затрагиваются следующие  вопросы:

  1. Общее представление о компании:
  • цели, приоритеты, проблемы;
  • традиции, нормы, стандарты;
  • продукция и её потребители, стадии доведения продукции до потребителей; 
  • разнообразие видов деятельности;
  • организация, структура, связи компании;
  • информация о руководителях.
  1. Политика организации:
  • принципы кадровой политики;
  • принципы подбора персонала;
  • направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
  • правила пользования телефоном внутри предприятия;
  • правила использования различных режимов рабочего времени;
  • правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
  1. Оплата труда:
  • нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
  • оплата выходных, сверхурочных.
  1. Дополнительные льготы:
  • страхование, учет стажа работы;
  • пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
  • поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
  • возможности обучения на работе;
  • наличие столовой, буфетов;
  • другие услуги организации для своих сотрудников.
  1. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:
  • места оказания первой медицинской помощи;
  • меры предосторожности;
  • предупреждение о возможных опасностях на производстве;
  • правила противопожарной безопасности;
  • правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
  1. Работник и его отношения с профсоюзом:
  • сроки и условия найма;
  • назначения, перемещения, продвижения;
  • испытательный срок;
  • руководство работой;
  • информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
  • права и обязанности работника;
  • права непосредственного руководителя;
  • организации рабочих;
  • постановления профсоюзов и политика компании;
  • руководство и оценка исполнения работы;
  • дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
  • коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
  1. Служба быта:
  • организация питания; 
  • наличие служебных входов;
  • условия для парковки личных автомобилей.
  1. Экономические факторы:
  • стоимость рабочей силы; 
  • стоимость оборудования;
  • ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

     

    После прохождения общей программы  ориентации может быть проведена  специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед  с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так  и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются  следующие вопросы:

    1. Функции подразделения:

  • цели и приоритеты, организация и структура; 
  • направления деятельности;
  • взаимоотношения с другими подразделениями;
  • взаимоотношения внутри подразделения.

    2.  Рабочие обязанности и ответственности:

  • детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
  • разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; 
  • нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
  • длительность рабочего дня и расписание;
  • дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

    3.  Требуемая отчетность:

  • виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
  • отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

    4. Процедуры, правила, предписания:

  • правили, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
  • поведение в случае аварии, правила техники безопасности;
  • информирование о несчастных случаях и опасности;
  • гигиенические стандарты;
  • охрана и проблемы, связанные с воровством;
  • отношения с работниками, не принадлежащими  данному подразделению;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • вынос вещей из подразделения;
  • контроль за нарушениями;
  • перерывы  (перекуры, обед);
  • телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
  • использование оборудования;
  • контроль и оценка исполнения;

    5. Представление сотрудников подразделения.

     

    Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

    Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 – 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если  в организации привлекается большое количество персонала.

    Для облегчения процесса адаптации к  новой должности необходимо включить работников в новую для них  систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить  их с правилами и технологиями коммуникаций  и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой  становится изменение статуса (был  коллегой, стал начальником), поэтому  кадровой службе необходимо продумывать  процедуры адаптации и для  «молодого» начальника, и для его  «новых» подчиненных.

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления коллективом