Социально-психологические аспекты деятельности руководителя в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

С ходом современного научно - технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально - психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально - психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации 5
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2 Структура социально-психологического климата 7
2. Психологические аспекты управления коллективом 11
2.1 Факторы, влияющие на психологический климат в организации 11
2.2 Способы создания психологического климата в организации 15
2.3 Роль руководителя в создания благоприятного психологического климата 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

3818 курс.р. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя трудового коллектива в рыночных условиях хозяйствования.docx

— 58.16 Кб (Скачать)

     Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью  и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль, может  быть, приемлем лишь в некоторых  творческих коллективах.  

     Если  руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т.д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует  нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия  заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается  частота контактов, возникают коммуникативные  барьеры, конфликты, появляется желание  покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.

     Даже  если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет  интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными  и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

     Таким образом, руководитель может существенно  повлиять на характер межличностных  отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и  результатами работы, т.е. на социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

 

Заключение 

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  следующие выводы.

     В курсовой работе были изучены понятия, сущность и структура психологического климата. Психологический климат коллектива - это психологическое и эмоциональное  состояние участника коллектива, индивида и, несомненно зависящее от общего состояния окружающих его  людей.

     Сущность  СПК раскрывается в таких понятиях, как: взаимодействие коллектива, влияние  благоприятной или отрицательной  климатической атмосферы на деятельность трудящихся.

     В данной работе были выявлены и рассмотрены  факторы, влияющие на психологический  климат в коллективе. Одним из наиболее важных факторов – это психологическая  совместимость его членов, которая  является в своём роде так же и  механизмом сплочения коллектива. Она  обеспечивает эффективность совместной деятельности и личную удовлетворённость  каждого в труде. Так же к основным факторам можно отнести глобальную и локальную макросреду, физический микроклимат.

     Можно сказать, что для благоприятного СПК важны все факторы и  такие как, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, сработанность. И руководитель должен стремиться воплотить их в действие, сначала конечно важные, а затем  и все остальные. Так более  важные факторы создают основу, а  другие выступают неотъемлемой частью поддержки этой основы.

     Выявив  факторы, влияющие на психологический  климат руководитель должен применять  эффективные механизмы сплочения  коллектива. Такие как умение применять  психологическую совместимость  в группе, налаживать и укреплять  дисциплину, правильное применение стиля  руководства.

     Руководитель  занимает ключевую роль в создании СПК, так как именно он строит, управляет  и направляет все потоки взаимодействия в нужное русло, тем самым выстраивает благоприятную атмосферу в коллективе.

     Если  руководитель будет учитывать интересы, характерные особенности индивида, то он сможет адаптировать его в  коллективе, побудить его лучше и  производительнее трудиться. Создавая в коллективе благоприятный СПК, организация становиться более  конкурентоспособной, возрастает производительность труда, что существенно влияет на развитие экономики страны. 

 

Список  использованной литературы 

     1 Драчёва Е.Л. Менеджмент: учебник/  Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-3-е изд., стереотип.-М.: Изд-во Академия, 2005

     2 Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов/ А.П.Егоршин.  – 3-е изд.-Н.Новгород :Изд-во НИМБ, 2007

     3 Зборовский Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Е.Г. Зборовский, Н.Б. Костина.- М.: Изд-во Гардарики, 2006

     4 Иванов М.А. Организация как  Ваш инструмент. Российский менталитет  и практика бизнеса/ М.А Иванов, Д.М Шустерман. – М.: Изд-во Альпина  Паблишер, 2007

     5 Игнатьева А.В. Исследование систем  управления: учебное пособие для  вузов / А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов.- М.: Изд-во ЮНИТИ – ДАНА, 2005

     6 Казначевская Г.Б. Менеджмент: учеб.пособие  для студ.среднего проф.образования/  Г.Б. Казначевская. -3-е изд., - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2008

     7 Кибанов А.Я. Этика деловых  отношений: учебник/ А.Я Кибанов,  Д.К Захаров, В.Г Коновалова. —  М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005

     8 Лукичёва Л.И.Управление организацией: учеб.пособие/ Л.И.Лукичёва.-М.: Изд-во  Омега-Л, 2006

     9 Управление персоналом/ О.И. Мерченко( и др.) ; под ред. О.И.Марченко.-М.: Изд-во Ось-89,2006

     10 Управление персоналом организации:  Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп.  — М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001

     11 Пугачёв В.П. Руководство организацией  персонала: учебник/ В.П. Пугачёв.-М.: Изд-во Аспект-Пресс,2008

     12 Румянцева З.П. Менеджмент организации  / З.П. Румянцева З.П, Н.А Саломатин.-М.: Изд-во Инфа-М, 2008

     13 Шеметов П.В. Менеджмент: управление  организационными системами: учеб. пособие/ П.В Шеметов, Л.Е Чередникова,  С.В. Петухова.- 2-е изд.стер.- М.: Изд-во  Омега-Л,2008

     14 Шипунов В.Г. Основы управленческой  деятельности: учеб.пособие / В.Г.  Шипунов, Е.Н. Кишкель.-М.: Изд-во  Специалист, 2008

     15 Индина Т. Рациональность принятия  решений/ Т.Индина// Экспериментальная  психология.-2010.-№3.-с.44-45

     16 Патяева Е. Теория и методология/  Е.Пятяева// Культурно-историческая  психология.-2009.-№4.-с.25-27 

Информация о работе Социально-психологические аспекты деятельности руководителя в организации