Социально-психологические аспекты деятельности руководителя в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

С ходом современного научно - технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально - психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально - психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации 5
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2 Структура социально-психологического климата 7
2. Психологические аспекты управления коллективом 11
2.1 Факторы, влияющие на психологический климат в организации 11
2.2 Способы создания психологического климата в организации 15
2.3 Роль руководителя в создания благоприятного психологического климата 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

3818 курс.р. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя трудового коллектива в рыночных условиях хозяйствования.docx

— 58.16 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации 5

1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата 5

1.2 Структура социально-психологического климата 7

2. Психологические аспекты управления коллективом 11

2.1 Факторы, влияющие на психологический климат в организации 11

2.2 Способы создания психологического климата в организации 15

2.3 Роль руководителя в создания благоприятного психологического климата 22

Заключение 26

Список  использованной литературы 28

 

Введение 

     С ходом современного научно - технического и социального прогресса, с его  противоречащими, социальными и  социально - психологическими тенденциями  и последствиями неразрывно связаны  многие острые проблемы социально - психологического климата коллектива.

     Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных  задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

     Формирование  благоприятного социально - психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и  качество выпускаемой продукции.

     Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве полифункционального показателя.

     - уровня психологической включенности человека в деятельность;

     - меры психологической эффективности этой деятельности;

     - уровня психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

     - масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива;

     - тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.

     Целью написания данной курсовой работы является изучение социально-психологических  аспектов деятельности руководителя трудового  коллектива. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Изучить теоретические аспекты социально-психологического климата в организации;

     2. Рассмотреть психологические аспекты управления коллективом. 

 

1. Теоретические аспекты  социально-психологического  климата в организации 

1.1 Понятие и сущность  социально-психологического  климата 

     Этот  термин, ныне широко употребляемый, часто  принято ставить в один ряд  с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

     СПК коллектива всегда характеризуется  специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и  эмоционального состояния каждого  его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера  той или иной общности или группы проявляется через характер психической  настроенности людей, которая может  быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной  или праздничной и так далее.

     Не  только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический  климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов  внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.1

     Климат  коллектива представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый психический  настрой коллектива, который находит  многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

     Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

     - уровень развернутости психологического потенциала коллектива;

     - степень реализации его в данный момент;

     - тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;

     Вариант 1.

     Высокий уровень развернутости социально - психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень  его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый  резерв сил для дальнейшего совершенствования  условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с  необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу  дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

     Вариант 2.

     Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством  сложившейся в рамках системы, выходящей  за пределы данного коллектива, организации  труда и управления. Отсюда –  наметившаяся тенденция свертывания  социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом  уровня его профессиональной социально - экономической эффективности и  тенденции роста неудовлетворенности  системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности  в конфликт.

     Вариант 3.

     Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит  срыв в работе и резкое падение  социально-экономической эффективности.

     Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают  их реального многообразия.

     СПК аптечного коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией здравоохранения. И в тоже время  аптека – организация, осуществляющая торговые функции, со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Получение прибыли  – это обязательное условие существования.

     Влияние на СПК может оказывать и внешняя  среда. Сотрудники имеют частные  контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.

     Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы аптек – зачастую коллективы женские. 

     1.2 Структура социально-психологического  климата 

     Существенным  элементом в общей концепции  социально - психологического климата  является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей  к труду и их отношения друг к другу.

     В свою очередь отношения друг к  другу дифференцируются на отношения  между товарищами по работе и отношения  в системе руководства и подчинения. 

       

     Рис.1. Структура социально-психологического климата 

     В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через  призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

     Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под  тональным – его эмоциональное  отношение удовлетворенности или  неудовлетворенности этими сторонами.

     Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей  друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно  сказывается и на отношениях людей  к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется  определенным образом и в отношении  каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется  в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

     В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более  опосредованных проявлений социально - психологического климата.

     То  обстоятельство, что отношение к  миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение  и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.2

     Действительно, отношения человека к миру формируются  в рамках его образа жизни в  целом, который никогда не исчерпывается  предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

     Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его  жизни, а самочувствие находится  в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и  физического здоровья индивида.

     Это, разумеется, не снимает возможности  рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.

     На  самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к  определенной группе в целом, степень  удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в  группе.

     Каждый  из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата  вырабатывает в себе соответствующее  этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в  рамках данной конкретной общности людей.

     Самочувствие  личности в определенной мере может  служить и известным показателем  степени развернутости ее духовного  потенциала. В данном случае подразумевается  психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного  коллектива.

     С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться  как один из наиболее общих показателей  СПК.

     Вместе  с тем он не может считаться  вполне основательным для того, чтобы  конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности  его деятельности. 

     

     А – отношение к делу; Б –  самочувствие личности 
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.
 
 

 

2. Психологические  аспекты управления  коллективом 

2.1 Факторы, влияющие  на психологический  климат в организации 

     На  формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие  факторы:

Информация о работе Социально-психологические аспекты деятельности руководителя в организации