Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:22, курсовая работа
С ходом современного научно - технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально - психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально - психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Введение 3
1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в организации 5
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата 5
1.2 Структура социально-психологического климата 7
2. Психологические аспекты управления коллективом 11
2.1 Факторы, влияющие на психологический климат в организации 11
2.2 Способы создания психологического климата в организации 15
2.3 Роль руководителя в создания благоприятного психологического климата 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Верный
признак благоприятного морально-психологического
климата - активное участие всех членов
коллектива в управлении, которое
может принять форму
Другим
признаком положительного морально-психологического
климата является высокая продуктивность
коллективной работы. Следующий признак
- развитые межличностные отношения,
межличностные контакты в трудовом
коллективе предприятия. Можно отметить
и такой признак как
Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива.
Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе
Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, бригадир — начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовой коллектив.5
Механизмом
сплочения коллектива также выступает
сработанность. Сработанность характеризуется
высокой продуктивностью
Следующим
механизмом сплочения коллектива является
дисциплина. Она является важным средством
и в то же время обязательным условием
развития производственного коллектива.
Её отсутствие не только снимает возможность
оптимального взаимодействия, но и
делает проблематичным само существование
коллектива. Поэтому дисциплина-это
такая форма связи между
В непосредственной связи с дисциплиной находится требовательность к себе и другим людям. В условиях социально-экономических отношений коллектив по собственной инициативе выступает за увеличение объёма требований, предъявляемых к его деятельности. Следует подчеркнуть, что одной из общих целей имиджа коллектива является выработка положительного отношения его сотрудников к предъявляемым требованиям.
Повышение требовательности, формирование и развитие положительных мотивов труда не только не исключает, а наоборот, предполагает доброжелательное, внимательное отношение к нуждам людей, заботу о лучшей организации их быта.
Для
налаживания дисциплины, повышения
производительности труда и создания
благоприятного психологического климата
руководителю необходимо знать межличностные
отношения в коллективе. В любом
коллективе между людьми протягиваются
невидимые нити взаимоотношений, которые
невозможно отразить ни в одном штатном
расписании. Возникает неформальная
структура, строящаяся на симпатиях
и антипатиях членов коллектива. Известно,
что внутригрупповые конфликты,
как правило, зарождаются в неформальной
структуре, а затем перемещаются
в сферу формальных отношений, выбивая
коллектив из нормального ритма
работы. Как считают многие социальные
психологи, сработанность, слаженность
коллектива определяется степенью единства
формальной и неформальной структур.
И чем выше эта степень, тем
больших успехов может
Менеджеру необходимо учитывать интересы и запросы каждого человека, его характерные особенности, чтобы наилучшим образом адаптировать его в коллективе, побудить его лучше и производительнее трудиться.
Механизмом
сплочения коллектива является также
стимулирование коллектива через поощрения.
В поощрении хорошей работы, поведения,
в наказании отрицательных
Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.
Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь-то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.
Важно
не только то, чтобы руководитель на
работе не выглядел мрачным, хмурым; важно
также и то, чтобы каждый человек
приходил на работу в бодром, а не
угнетенном состоянии и чтобы
хорошее настроение у него сохранялось
постоянно. Это во многом зависит
от того, какой морально-
Коллектив
— это не простая арифметическая
сумма индивидов, а качественно
новая категория. На людей, составляющих
коллектив, действуют определенные
социально-психологические
2.3
Роль руководителя
в создания благоприятного
психологического
климата
Роль руководителя на производстве огромна в создании благоприятного социально-психологического климата.
Труд руководителя (менеджера) многофункционален, носит комплексный характер. Руководитель должен в определенной ситуации владеть знаниями в области техники, технологии, экономики, маркетинга; он обязан в совершенстве владеть искусством руководства людьми, умением решать социальные задачи, стоящие перед организацией.
Труд
руководителя — умственный труд, состоящий
из трех составляющих: организационно-
Роль — это ожидаемый набор действий или поведения, определяемых работой.
Классификацию
ролей руководителя (менеджера) в
организации дал известный
Вся совокупность ролей делится на три группы: роли, связанные с межличностными коммуникациями; информационные роли; роли, связанные с принятием решений.
К
числу межличностных ролей
К
числу информационных ролей руководителя
относится роль приемщика информации,
роль ее распространителя, роль представителя
подразделения, организации. Руководитель
получает специализированную информацию
для использования в интересах
дела, выступает как центр
К числу ролей руководителя, связанных с принятием решений, относятся роль предпринимателя, роль устраняющего помехи, роль распределителя ресурсов и роль ведущего переговоры.
Как предприниматель руководитель определяет направления развития организации и изыскивает для этого возможность внутри самой организации и за ее пределами, организует проекты изменений организации, контролирует их осуществление.
Как устраняющий помехи он корректирует действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями в своей работе.
Руководитель отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически означает принятие (или непринятие) всех значительных решений в организации.
Как ведущий переговоры руководитель выступает в качестве представителя организации на всех важных переговорах.
Руководители призваны самым
активным образом участвовать
в постоянном, устойчивом воспроизводстве
таких психических состояний,
как симпатия и притяжение, положительный
эмоциональный фон общения,
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:
Демократический
стиль развивает общительность
и доверительность
Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.
Информация о работе Социально-психологические аспекты деятельности руководителя в организации