Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа
Описывается поведение рабочей группы и социально психологический климат. Проведен анализ, а также выдвинуты предложения
Введение
3
Глава 1. Характеристика исследуемого предприятия и основного вопроса
4
1.1 Организационная характеристика предприятия
4
1.2 Теоретические аспекты социально-психологического климата рабочей группы
8
Глава 2. Анализ социально-психологического состояния рабочей группы
14
2.1 Система управления персоналом
14
2.2 Социально-психологический климат и структура мотивации
16
2.3 Система оплаты труда
22
Глава 3. Предложения и рекомендации по улучшению социально-психологического климата рабочей группы
25
Заключение
31
Список литературы
33
Приложения
34
Планирование, поиск и подбор персонала. Два момента на которые следует обратить особое внимание: во-первых должны быть сформулированы и зафиксированы требования к кандидатам на новые позиции (дизайнеры, проектировщики, менеджеры по работе с клиентами и т. д.), касающиеся образования, стажа работы, возраста, профессиональных компетенций, творческого потенциала; во-вторых, для поиска и привлечения данных кандидатов целесообразно привлечь профессионалов, а именно рекрутинговое агентство, которое сможет качественно и в сжатые сроки провести поиск и отбор необходимого персонала.
Обучение и развитие персонала. Учитывая перспективу развития Компании, следует обратить внимание на профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников Компании.
Кроме того, необходимо проведение общеуправленческого обучения руководителей, в особенности методам и инструментам командной работы, способам группового взаимодействия, в конечном итоге — проведение тренингов на командообразование. Начать обучение способам групповой работы можно на примере командной разработки стратегии развития Компании под руководством опытного тренера-модератора, который не только будет управлять процессом создания программы стратегического развития, но и сформирует практические навыки командной работы у руководителей (собственников) Компании.
Формализация организационных отношений. Компания в своем развитии подошла к порогу, за которым необходимо организационные отношения переводить в документы. Это означает проведение специальной работы по созданию организационного порядка, разработке и внедрению внутренних нормативных документов, описанию и формальному закреплению правил «внутриорганизационной игры».
Снятие отчужденности между «цехом» и «офисом» за счет проведения стажировок новых сотрудников «офиса» на производстве (например, проектировщики перед тем, как работать за компьютером и проектировать изделия, могут один месяц отработать в цеху на всех участках производства, естественно, с сохранением оговоренного оклада по месту основной работы);
Удержание работников из «золотого фонда» Компании — социальные льготы, оплата стажа работы в Компании, моральная мотивация (признание заслуг со стороны Компании), — все эти меры должны быть направлены на сохранение тех 20% сотрудников, от которых зависит 80% результата деятельности Компании;
Формирование принципов классического патернализма (идеологии «общего дела») и пропаганда инновационных подходов в работе — привлечение ключевых сотрудников к разработке стратегической программы развития Компании, периодическое проведение общих собраний коллектива, где необходимо разъяснять и информировать коллектив о текущем состоянии дел в Компании, о перспективах развития Компании, о целях и задачах, о планах, в том числе по социальным вопросам. В таких собраниях обязательно должен принимать участие Генеральный директор, как первый и наиболее авторитетный руководитель Компании;
Формирование правил делового поведения и отношения к работе, создание Корпоративного кодекса, в котором были бы закреплены правила поведения в Компании по отношению к клиентам, к коллегам, к руководителям, к подчиненным, закреплены правила отношения к работе и выполняемым заданиям;
Демонстрация постоянной заботы Компании о бытовых условиях труда как в цеху, так и в офисе (сделать душ в цеху, закупить специальные наушники, снижающие уровень воспринимаемого шума при работе, решить вопрос о помещении для обеда в офисе, поздравлять сотрудников с днями рождений с вручением от администрации небольшого подарка или премии ко дню рождения, начать разработку и внедрение системы социальных льгот, которая бы стимулировала стаж работы в Компании, лояльность и патриотизм к Компании, осуществлять постоянный мониторинг удовлетворенности работников бытовыми условиями на работе);
Планирование и проведение общекорпоративных мероприятий («цех» совместно с «офисом» — праздники, награждения, совместный досуг по интересам, спортивные и туристические мероприятия).
Новая система оплаты труда в соответствии с выбранной стратегией активного развития должна базироваться на следующих принципах:
Денежное вознаграждение работников завязано на результаты их деятельности — размер вознаграждения должен быть чувствителен к трудовым усилиям работников, высокая результативность должна вознаграждаться более высоким уровнем оплаты и зависеть в большой степени от самих работников;
Должна существовать определенная гарантия стабильности и защиты от простоев не по вине работников — разделение риска снижения количества заказов между Компанией и работниками;
Дифференциация оплаты в зависимости от квалификации и трудового усердия работников;
Граничные условия получения платы за результативность — качество, сроки, экономия затрат, т. е. учет эффективности труда;
Разделение ответственности за конечный результат между Компанией и работниками, поощрение элементов хозяйственной самостоятельности;
Поощрение и вознаграждение за инновационностть — система премий за изобретательство и креативность.
Для целей развития Компании существующая система оплаты труда не является оптимальной, а наоборот, тормозит повышение результативности и эффективности деятельности.
Поскольку бестарифная СОТ ставит заработок работника в зависимость от конечных результатов работы всего коллектива, то применяют данную СОТ там, где нужно создать заинтересованность трудового коллектива в конечном результате труда и коллективную ответственность за эти результаты. Важным условием применения бестарифной СОТ является наличие трудового коллектива, члены которого хорошо друг друга знают и доверяют своим руководителям. Как правило это небольшие коллективы (бригады) с устойчивым составом работников, включая руководителей и специалистов.
Индивидуальная заработная плата (Зпi) каждого работника — это его доля в заработанном всем коллективом фонде заработной платы.
Для разделения рисков неполучения заказов и реализации продукции (услуг) целесообразно введение небольшой фиксированной части денежного вознаграждения, которая зависит от квалификационного уровня работника, от суммы его профессиональных компетенций.
Поощрение инновационности работников можно заложить в механизм определения индивидуального КТУ, прописав в положении о КТУ параметр его увеличения в случае предложения и внедрения в работу технологических инноваций.
Необходимо разработать и донести до каждого работника правила и процедуры определения квалификационного уровня и определения КТУ. Для этого необходимо разработать и создать документ, в котором были бы зафиксированы правила определения КТУ: максимальные и минимальные значения КТУ, показатели оценки трудового вклада (2–3 важнейших показателя), процедура ежемесячной оценки трудового вклада, правила снижения и повышения КТУ, порядок того, как работник может оспорить выставленный ему КТУ, если он с данной оценкой не согласен, кто принимает окончательное решение и т. д.
Объективность определения граничных условий получения ФЗП (качество, сроки, экономия). Необходима налаженная система учета использования материальных ресурсов в ходе производства, четко прописанные правила определения качества изделий, механизм планирования сроков исполнения заказов.
Определение ответственности коллектива за качество и сроки исполнения заказа. Необходимы правила, по которым определяется ответственность как коллектива за срыв сроков, так и Компании за неадекватное планирование, контроль и снабжение.
Таким образом, введение бестарифной системы позволит оплате труда соответствовать заявленным принципам денежного вознаграждения в активно развивающейся Компании. Однако, введение такого рода системы оплаты труда требует предварительной подготовки в области постановки управленческого и материального учета, совершенствования работы с заказами (определение цены и сроков), кардинальное улучшение планирования и организации производства, высокий уровень координации на всех этапах получения и исполнения заказов (переговоры о цене и сроках, предпроектное исследование, проектирование, планирование и контроль производства, контроль качества и т. д.).
Заключение
При написании данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Существующая в Компании система управления персоналом, характерная для предприятий малого и среднего бизнеса, достаточна для решения задач «выживания» и функционирования на существующем уровне, однако даже при простом количественном увеличении размеров Компании система управления будет усложняться и существующая практика управления персоналом начнет давать сбои, что может выражаться в потере управляемости организацией. В случае, если будет принято решение о стратегии активного развития, то имеющийся в Компании достаточно высокий уровень потенциала человеческих ресурсов тем более потребует налаживания систематической и профессиональной работы по раскрытию и управлению человеческими ресурсами, т. к. реализация стратегии развития приводит к серьезному усложнению системы управления организацией.
2. Социально-психологический климат в Компании благоприятный, общая удовлетворенность трудом у работников высокая, структура трудовых ценностей и мотивации благоприятна для реализации стратегии развития Компании. Преобладание в мотивационных приоритетах факторов-мотиваторов, связанных с содержанием труда, а не только базовых факторов, говорит о продвинутом уровне трудового сознания работников Компании. На наш взгляд, персонал поддержит усилия руководства, направленные на развитие Компании, если при этом будут учтены интересы работников, связанные с профессиональным ростом, повышением уровня доходов и гарантией стабильности и защищенности. В этом случае изменения следовало бы проводить под лозунгами патерналистской кадровой политики: «Мы все — одна большая семья», «Вместе мы делаем одно дело и вместе добьемся успеха», «Мы заботимся о Компании — Компания заботится о нас».
3. Применяемая в Компании СОТ не является оптимальной, не стимулирует результативность работы, не способствует повышению эффективности труда, объективно не в интересах рабочих, но и не в интересах работодателя. В случае изменения стратегии Компании на активное развитие и предоставление элементов хозяйственной самостоятельности своему «цеху», а также для решения задачи четкой организации труда на производстве данная СОТ требует достаточно кардинального изменения.
Целью данной курсовой работы являлось исследование социально-психологического климата рабочей группы.
Для решения поставленной цели, были решены следующие задачи:
охарактеризовать исследуемое предприятие и рассмотреть теоретическую часть вопроса;
провести анализ социально-психологического климата на предприятии;
предложить рекомендации по улучшению социально-психологического климата рабочей группы.
Для проведения полного анализа социально-психологического климата рабочей группы были использованы следующие методы:
Анкетирование;
Метод экспертных оценок;
Статистический метод.
Список литературы
1. Громова О.Н. Конфликтология : Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: Изд-во "Экмос", 2010. – 320 с.
2. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации / П.М. Дизель, Мак-Кинли Раньян. - М., 2003.
3. Журавлев П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одегов. – М.: 2010.
4. Магура М.И. Оценка работы персонала: Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2009.
5. Спивак В.А. Организационное поведение. Учебное пособие.– М.: Эксмо, 2007.
6. УМК по курсу "Организационное поведение" для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"– Н. Новгород: НКИ, 2007. – 140 с.
7. http://www.aup.ru – Административно управленческий портал. Информационно-методический ресурс по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии. Основой портала является электронная библиотека деловой литературы и бизнес-форум по различным аспектам организации и управления предприятием.
8. http://www.elitarium.ru/2007/
9. http://eup.ru – Библиотека книг по управлению персоналом
10. http://www.magazine.hrm.ru – Журнал «Кадровый менеджмент».
11. http://www.rjm.ru – Российский журнал менеджмента.
12. http://www.sf-online.ru – Журнал «Секрет фирмы».
13. http://www.top-personal.ru – Журнал «Управление персоналом».
Приложения
Цех | Процент выбравших | Офис | Процент выбравших |
Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры | 59,1% | Высокая заработная плата | 80% |
Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем. | 54,5% | Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю | 60% |
Высокая заработная плата | 50% | Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем. | 40% |
Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д | 45,5% | ||
Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю | 22,7% | ||
Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения. | 18,2% | Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д. | 0% |
Признание со стороны коллег: Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства | 4,5% |
Информация о работе Социально психологический климат рабочей группы