Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:44, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены многочисленные факторы, прямо или косвенно влияющие на организацию. Косвенным образом на современные организации влияет и общество, в котором они функционируют. Цель работы - дать детальную характеристику такому явлению в организации, как социальная ответственность.
Введение………………………………………………….……..….…….
1. Социальная ответственность в организация………...…………..……
1.1. Подразделения организации…………………………………….…..
1.2. Окружающая среда…………………………………………....……...
1.3. Расширенное общество……………………………………………....
2. Подходы к социальной ответственности и управление ею……….....
1.1. Формальные пути………………………………………………….....
1.2. Неформальные пути ……………………………………………..…..
3. Учет социальной ответственности……………………………….…...
3.1. Достоинства и недостатки социальной ответственности ………….….
4. Благотворительность как форма социальной ответственности.…....
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………….…..
Существует
формальный и неформальный пути, которые
организация может использовать при выборе
подходящего типа социальной ответственности.
2.1.Формальные
пути включают:
Я
считаю, что данные пути описываются
как формальные, так как они заранее планируются
и являются инициативой со стороны организации.
2.2.Неформальные
пути включают:
Учет социальной ответственности связывается со степенью, по которой финансовый отдел определяет социальный вклад организации. Информация по социальному учету позволяет выполнить целый ряд задач:
3.1. Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности.
Споры о роли
а) Аргументы в пользу
социальной ответственности:
1. Благоприятные для предприятия долгосрочные
перспективы. Социальные действия предприятий,
улучшающие жизнь сообщества или устраняющие
необходимость государственного регулирования,
могут отвечать собственным интересам
предприятий в силу выгод, обеспечиваемых
участием в жизни общества. В обществе,
благополучном с социальной точки зрения,
существуют хорошие условия для деятельности
предприятий. Если краткосрочные издержки
в связи с социальным действием высоки,
то в долгосрочной перспективе они могут
стимулировать рост и прибыль, поскольку
у потребителей, поставщиков и общества
формируется более привлекательный образ
предприятия.
2. Изменение потребностей и ожиданий
общественности. Связанные с предпринимательством
социальные ожидания радикально изменились
в последней четверти XX в. Чтобы преодолеть
разрыв между новыми ожиданиями и реальными
действиями предприятий, необходима их
вовлеченность в решение социальных проблем.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи
в решении социальных проблем. Поскольку
предпринимательство располагает значительными
людскими и финансовыми ресурсами, ему
следовало бы передавать их часть на социальные
нужды.
4. Моральное обязательство вести себя
социально ответственно. Предприятие
является членом общества, поэтому нормы
морали также должны управлять его поведением.
Предприятие, подобно индивидуальным
членам общества, должно действовать социально
ответственным образом и способствовать
укреплению моральных основ общества.
Более того, поскольку законы не могут
охватить все случаи жизни, предприятия
должны исходить из ответственного поведения,
чтобы поддерживать общество, основанное
на упорядоченности и законности.
б) Аргументы против
социальной ответственности:
1. Нарушение принципа максимизации прибыли.
Направление части ресурсов на социальные
нужды снижает влияние принципа максимизации
прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей
мере социально ответственно, сосредоточиваясь
только на экономических интересах и оставляя
социальные проблемы государственным
учреждениям и службам, благотворительным
институтам и просветительским организациям.
2. Расходы на социальную вовлеченность.
Средства, направляемые на социальные
нужды, являются для предприятия издержками.
В конечном счете эти издержки переносятся
на потребителей в виде повышения цен.
Кроме того, предприятия, участвующие
в конкурентной борьбе на международных
рынках с фирмами других стран, теряют
конкурентоспособность.
3. Недостаточный уровень отчетности перед
общественностью. Поскольку управляющих
общественность не выбирает, то они не
должны отчитываться перед общественностью.
Рыночная система хорошо контролирует
экономические показатели предприятий
и плохо — их социальную вовлеченность.
До тех пор пока общество не разработает
порядок прямой отчетности предприятий,
последние не будут участвовать в социальных
действиях, за которые они не считают себя
ответственными.
4. Недостаток умения разрешать социальные
проблемы. Персонал любого предприятия
лучше всего подготовлен к деятельности
в сфеpax экономики, рынка и техники. Он
лишен опыта, позволяющего делать значимые
вклады в решение проблем социального
характера. Совершенствованию общества
должны способствовать специалисты, работающие
в соответствующих государственных учреждениях
и благотворительных организациях.
4. Благотворительность как форма социальной ответственности
Не смотря на все проблемы Российского предпринимательства, всё же существует и благотворительная сторона в нашей стране.
Понятие
"благотворительности" в сознательном
аспекте имеет чрезвычайно
Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.
В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. Постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня, я считаю, что актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного.
Каковы же причины, мотивы, подталкивающие предпринимателей к жертвованию части заработанного состояния? В этой связи, в первую очередь необходимо обратиться к истории, к корням, во многом определяющим наше мироощущение сегодня. В этой связи также необходимо сказать, что сегодня в качестве образца для подражания предпочитают брать русских дореволюционных предпринимателей.
Во-первых, одним из мотивов, побуждавших богатых купцов жертвовать свои средства на те или иные цели, является чувство вины. Дело в том, что низкий уровень производительности хозяйства, направленного, в основном, на выживание и поддержание имеющегося состояния, порождал отношение к богатству как к символическому, знаковому признаку отличия властного сословия, распоряжающегося им по праву захвата и распределения, а не производства. В этих условиях богатство неминуемо становилось своеобразной компенсацией служебных усилий и тягот общественных групп, осуществляющих государственные функции. Обладание богатством другими социальными слоями с этой точки зрения становилось социально незаслуженным, неправомерным, по крайней мере, с моральной позиции. В особенности это касается торгового капитала, который рассматривался как результат вынужденного, но выгодного обмана. Приобретенное торговлей богатство воспринималось как чрезмерное и чрезмерно легко добываемое, особенно на фоне других источников его получения. Купец как бы получает деньги ни за что и ниоткуда. Он не пашет и не сеет, государеву службу не исполняет, это создает ситуацию нравственного долга перед обществом, выполнение которого оправдывает торговую и деловую деятельность и снимает с купца и предпринимателя моральную вину перед знатными и бедными за "незаслуженное" богатство. Именно этим можно объяснить расходование российскими меценатами денег на богоугодные заведения, на строительство церквей, монастырей и т.п. Цель меценатства в данном случае - снятие вины, самооправдание как перед людьми, миром, так и перед Богом за излишнюю материальность устремлений. В этом случае, меценатство - общеполезная трата частных средств и, одновременно, своеобразная искупительная жертва Богу, которая должна обеспечить спасение души. Кроме того, многие меценаты, будучи людьми религиозными, рассматривали свою деятельность как своего рода миссию, возложенную на них Богом. В этом случае получается, что Бог как бы дал им богатство в пользование и потребует по нему отчета. А благотворительность, являющаяся, по сути, выражением добра, угодна Богу.
Традиции, накапливавшиеся веками, не могут просто исчезнуть, не оставив и следа в нашей памяти, в нашем сознании. И поэтому я считаю, что современные меценаты (предприниматели, занимающиеся благотворительной деятельностью) в какой-то степени тоже руководствуются этими мотивами. Конечно же, сегодня ситуация сильно изменилась: отношение между людьми, их мироощущение уже не те. Однако существует такое понятие как менталитет, который определяет поведение в той или иной ситуации. Так вот те самые мотивы, которыми руководствовались богатые люди прошлого, с большой вероятностью могут существовать в подсознании состоятельных людей нашего поколения, независимо от их взгляда на идеи благотворительности, однако они перестали быть определяющими, как мне кажется.
Кроме того, благотворительная деятельность может расцениваться как форма сохранения для потомков доброго имени и славы. Цели становятся более светскими, но сохраняют моральную мотивацию. В идеале, каждый, предприниматель понимает, что миллионы в могилу он с собой не унесет и, совершая благотворительные поступки, он улучшает отношения между собой и теми людьми, для которых он делает добро, а, предпринимая крупные благотворительные акции, он достигает бессмертия, поскольку будет жить вечно в тех памятниках искусства и культуры, которым он предоставил возможность практической реализации.
Современный этап развития благотворительности в России происходит в специфических условиях, которые оказывает сдерживающее влияние на ее развитие.
Во-первых, сказывается негативное наследие недалекого социалистического прошлого, при котором благотворительность, в лучшем случае, рассматривалась как жалкие крохи, объедки со стола богачей, которыми они угощали эксплуатируемых или бедняков. После социализма в России больше не оказалось всеми разделяемой концепции общественного блага как блага для отдельного человека. И поэтому благотворительность, ее причины отличны от ранее существующих.
Сегодня, в эпоху рыночных отношений, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и в некоторой степени идеей выгоды. Во-первых, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для предприятий, работающих с массовым потребителем. Дело в том, что благотворительная акция понимается как тождественное добродеянию действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро. Поэтому предприниматель, занимающийся благотворительностью, расценивается как творящий добро, заслуживающий доверие. А это в свою очередь создаёт положительную репутацию, а значит и увеличивает спрос на производимую продукцию, что способствует росту прибыли.
Во-вторых,
благотворительная
В-третьих,
благотворительность может
В-четвертых, благотворительная деятельность может способствовать созданию притока квалифицированных клиентов (юридических лиц) через знакомство на почве общей благотворительной деятельности.
Также,
сегодня существуют некоммерческие
общественные организации, занимающиеся
непосредственно
Традиции российских меценатов продолжают в настоящее время фонды, ассоциации и общества, ставящие своей целью поддержку отечественной культуры в самых разных её сферах. Нельзя, не признать, что их количество пока ещё ничтожно мало для того, чтобы ситуация в культуре получила тенденцию к изменению в лучшую сторону. Нельзя не увидеть, что шумные действа под вывеской благотворительных акций, претендующие на национальный масштаб, так и остаются действами в границах узкой территории и для избранного круга людей.
Возрождаемая сегодня благородная традиция, безусловно, требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Дело в том, что на сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью.
Так,
препятствием благотворительной деятельности
является нестабильность экономики, которая
в любой момент может обернуться
потерями и потребовать