Социальная ответственность на предприятии (на примере ОАО ГК «Югорская долина»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы: изучение социальной ответственности предприятия и нахождение путей ее совершенствования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы социальной ответственности;
2)рассмотреть методологию социальной ответственности;
3) изучить организационно-экономическую характеристику гостиничного комплекса;
4) провести анализ системы управления организации;
5) на основании проведённого исследования дать рекомендации в совершенствовании социальной ответственности.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы социальной ответственности в туристической организации
5
2. Методология социальной ответственности в туристической организации
10
3.Организационно-экономическая характеристика ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина»

15
4. Анализ системы управления в ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина»

21
5. Совершенствование социальной ответственности ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина»

25
Заключение
27
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсрвая!;;;.docx

— 69.60 Кб (Скачать)

 

Зарегистрировано «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

 

КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО  СЕРВИСА

 

 

« Социальная ответственность на предприятии (на примере ОАО ГК «Югорская долина»)»

 

 

 

Курсовая работа

студента дневного отделения 3 курса группы 171006

 

                                                    Мостовых Евгения

 

 

 

                                                       Научный руководитель:

                                            ст.преподаватель

                                              А.Е. Селиверстова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД  2013

 

Содержание

 

Введение

3

1. Теоретические основы социальной ответственности в туристической организации

5

2. Методология социальной ответственности в туристической организации

 10

3.Организационно-экономическая характеристика ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина»

 

15

4. Анализ системы управления в ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина»

 

21

5. Совершенствование социальной ответственности ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина»

 

25

Заключение

27

Список использованных источников

29

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм - одна из важнейших отраслей для  развития экономики России. В сфере  туризма сегодня реализуются  новые программы, совершенствуется инфраструктура, активно привлекаются инвестиции. Туризм и путешествия  являются неотъемлемой частью индустрии  гостеприимства. Путешествия - главная  тема туризма. Различия во времени, расстояниях, местах проживания, целях и продолжительности  пребывания - все это лишь отличительные  элементы туризма. В целом, туризм является многоцелевым феноменом, который одновременно сочетает в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, определенную тайну, посещение экзотических мест и, одновременно, земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества. Туризм развивается сегодня, как никогда, причем с такой огромной скоростью, что во многих странах мира он стал базовой отраслью экономики. Туризм непосредственно влияет и на уровень развития мирового сообщества в целом. Именно поэтому управление туризмом является одной из важнейших задач, которая помогает добиться наилучшего результата.  

В настоящее  время на имидж туристической организации все большее влияние оказывает социальная позиция, которую она занимает. Общество, оценивая деятельность предприятия, рассматривает то, как именно фирма ведет свою деятельность, затрагивает интересы работников, а также насколько ее деятельность соответствует интересам общества, участников рынка.

 Социальная ответственность представляет собой не только реализацию своих экономических интересов и целей, но и также учет социальных последствий деловой активности на персонал, потребителей и организации.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что социальная ответственность - это не просто достижение успеха в туристическом бизнесе, это польза, приносимая обществу и каждому человеку по отдельности.

Предметом курсовой работы является формирование и реализация социальной ответственности на предприятии. Объектом исследования является ОАО Гостиничный комплекс «Югорская долина».

         Цель написания курсовой работы: изучение социальной ответственности предприятия и нахождение путей ее совершенствования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы социальной ответственности;

2)рассмотреть методологию социальной ответственности;

3) изучить организационно-экономическую характеристику гостиничного комплекса;

4) провести анализ системы управления организации;

5) на  основании  проведённого  исследования  дать  рекомендации в совершенствовании социальной ответственности.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы социальной ответственности в туристической организации

 

Социальная ответственность несет добровольный характер, не нормируется и не регулируется никакими нормативными актами. Она может быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует. Туристические организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом[2, с.49].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Социальная ответственность  на предприятии

Социальная ответственность на предприятии подразумевает определенный уровень развития предприятия и  добровольный отклик на социальные проблемы общества (рис. 1.1). Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.

Необходимо отметить, что главная  черта социальной ответственности  на предприятии – это то, что  предприятие отдает часть своих  доходов на общественные нужды[3, с.38].

 Что касается подразделений  предприятия, то их можно определить  как люди и другие предприятия,  которые подвергаются прямому  воздействию предприятия и которые  заинтересованы в его показателях.  Сюда можно отнести поставщиков,  служащих, покупателей, кредиторов, инвесторов и т.д. 

Виды социальной ответственности  на предприятии:

1) юридическая ответственность  (любые действия в рамках юридической  законности считаются социально  ответственными);

2) профессиональная ответственность  (любые действия в рамках норм  взаимодействия профессионала и  нанимателя считаются социально  ответственными);

3) экономическая ответственность  (социальная ответственность как  инструмент или условие достижения  экономических целей);

4) морально-этическая ответственность  (достижение и совмещение интересов  всех участников «жизнедеятельности»  организации).

В последнее время больше внимания уделяется окружающей среде предприятия. Здесь поднимаются такие вопросы, как:

- разработка планов управления  в кризисных ситуациях;

- разработка альтернативных методов  переработки сточных вод, опасных  отходов;

- разработка возможных путей,  позволяющих избежать кислотных  дождей и глобального потепления  и т.д.

Существует несколько путей, которые  предприятие используют при выборе социальной ответственности – это формальные и неформальные пути. Что касается формальных путей, то они включают в себя:

  1. Этическое соответствие (поощрения, дисциплина, призы и т.д.);
  2. Правовое соответствие, т.е. степень соответствия предприятия законам;
  3. Филантропические пожертвования, т.е. передача средств или подарков благотворительным фондам, социальным программам.

Все вышеперечисленные пути считаются  формальными, потому что планируются  заранее и являются инициативой  со стороны предприятия. 

Неформальные пути включают:

  1. Лидерство и культуру предприятия. С помощью них можно определить тип социальной ответственности, который выбрало предприятие.
  2. Доносительство, т.е. разоблачение работником предприятия незаконных и неэтичных действий со стороны других членов предприятия.

В настоящее время существуют два  подхода, как следует себя вести  предприятиям, чтобы считаться социально  ответственными:

-  Первый подход предполагает  максимальное увеличение прибыли,  при этом не нарушая законов  и нормы государственного регулирования;

- Второй подход заключается  в том, что предприятие должно  учитывать социальные и человеческие  аспекты воздействия своей деловой  активности на работников и  потребителей. Также предприятие  должно вносить позитивный вклад  в решение социальных проблем  в целом[12, с.39].

Социальные действия организаций, которые улучшают жизнь местного населения, устраняют необходимость  государственного регулирования и  могут быть использованы в собственных  интересах предприятий.

Что касается учета социальной ответственности, то он выполняет целый ряд задач:

1) оказывать помощь в определении того, не противоречат ли стратегия и практика предприятия, непосредственно влияющие на относительные ресурсы и влиятельное положение основных участников компании социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям индивидуумов, с другой;

2) выявлять и измерять периодическую чистую социальную выгоду отдельного предприятия. Это включает социальные затраты и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние затраты и выгоды;

3) сделать доступной для ключевых социальных составляющих соответствующую информацию по целям предприятия, программам, показателям и вкладу в социальные задачи[3, с. 69].

Социальную ответственность  предприятия можно разделить  на внутреннюю и внешнюю (рис. 1.2).

 

Социальная ответственность предприятия


1. Безопасность труда                                                          1. Спонсорство и корпоративная

2. Стабильность заработной платы                                    благотворительность

3. Поддержка социально значимой                                    2. Содействие охране окружающей

заработной платы                                                                 среды

4. Дополнительное медицинское и                                     3. Взаимодействие с местным 

социальное страхование сотрудников                               сообществом и властью

5. Развитие человеческих ресурсов  через                          4. Готовность участвовать в

обучающие программы и программы                                кризисных ситуациях

подготовки и повышения квалификации                           5. Ответственность перед

6. Оказание помощи работникам  в                                     потребителями товаров и услуг

критических ситуациях                                                       (выпуск качественных товаров)

                         

                                   Рис. 1.2. Социальная ответственность предприятия

Существует несколько  уровней социальной ответственности  предприятия:

1. Первый уровень или  базовый, предполагает выполнение  следующих обязательств: выплата  заработной платы, вовремя оплаченные  налоги, а также расширение кадров.

2. Второй уровень –  это обеспечение персонала адекватными  условиями работы и жизни: профилактическое  лечение, повышение уровня квалификации, строительство жилья.

3. Третий уровень или  высший предполагает благотворительную  деятельность.

Таким образом, можно сказать, что система социальной ответственности  играет важную роль для предприятий  в сфере туризма. Это связано  с быстрым и динамичным развитием  этой отрасли, ее социальной ориентации и необходимость быть безопасной. Бизнес обязан быть социально ответственным


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методология социальной ответственности в туристической организации

 

         Социальная ответственность постепенно охватывает руководителей и подчиненных в процессе их деятельности. В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам социальной ответственности на предприятии, так как она становится все более важной как для организаций, так и для общества в целом. Организациям, развивающим свою социальную ответственность, оказывается больше доверия со стороны потребителей, поставщиков, государства и др. Ценность социальной ответственности на предприятии заключается в минимизации негативных последствий производственной деятельности организаций, в формировании атмосферы предсказуемости, доверия и общих ценностей в обществе. Бизнес, благодаря социальной ответственности, становится более устойчивым в экономическом  и социальном плане, получает возможность увеличения своих нематериальных активов [2,с.35 ].

Оценка  социальной ответственности на предприятии  включает в себя два основных раздела:

1) уровень  социального развития предприятия,  который состоит из двух подразделов:  уровень социализации труда и  уровень развития социальной  инфраструктуры;

2) уровень  социальной политики, который также  состоит из двух подразделов:  уровень финансового обеспечения  социальной политики и организационный  уровень социальной политики.

Существует  метод оценки социальной ответственности  на предприятии, основные параметры  которого способствуют повышению производительности и мотивации труда, а также  позволяют привлечь потенциальных  сотрудников.

 

 

 




 

 



 

 

 

 


 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 

     Рис. 2.1 Алгоритм оценки корпоративной социальной ответственности

 

Данная  методика включает в себя три раздела:

1) реализация  внутренней корпоративной социальной  ответственности;

2) реализация  внешней корпоративной социальной  ответственности;

3) разовые  направления корпоративной социальной  ответственности.

Предлагаемая  методика не позволяет провести полную  оценку  социальной ответственности, поскольку имеет четкую целевую направленность на персонал и потенциальных сотрудников для организации и определяет балльную оценку социальной ответственности на предприятии только для выделенных групп.

Существует  еще один метод оценки уровня социальной ответственности на предприятии, в  которой рассматриваются ожидания заинтересованных групп (органы государственной  власти, менеджеры, сотрудники и общество). Показатели, отражающие интересы данных заинтересованных групп, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

 

Показатели, отражающие интересы заинтересованных групп

 

Группы влияния

Ожидания групп

Показатели

Органы государственной власти

Занятость

Удельные рабочие места

Менеджеры

Денежное вознаграждение, престиж, власть

Отношение среднемесячной заработной платы  на предприятии к среднемесячной заработной плате в районе функционирования

Сотрудники

Гарантия занятости, денежное вознаграждение, удовлетворение в работе

Общество

Занятость, сохранение окружающей среды

Объем социальных затрат на одного жителя, тыс. руб.


 

Что касается реализации социальной ответственности  на предприятии, то в условиях кризиса социального государства становится все более очевидным противоречие между общественными потребностями в снижении социальной стратификации в обществе,  преодолении бедности работающего населения, формировании среднего класса и дальнейшей институционализации социальной ответственности предприятия,  с одной стороны,  и недостаточной разработанностью конкретных способов ее реализации, в частности социального пакета предприятия,   с позиций влияния на социально-структурные характеристики наемных работников,  распространения тенденций снижения уровня социального расслоения на другие предприятия и на систему общественных отношений, с другой стороны[5, с. 67].

Социальный пакет предприятия – это комплекс социальных льгот,  гарантий и компенсаций,  предоставляемых наемным работникам и членам их семей по профессионально-ведомственному принципу в системе социальной ответственности предприятия.

Социальные  программы,  составляющие основу социального пакета предприятия,   представляют собой совокупность научно-обоснованных мероприятий,  реализация которых имеет своей целью решение социальных проблем работников в рамках одного из направлений социальной политики предприятия[6, с. 93].

 Производными  функциями по снижению уровня  социального расслоения являются социально-защитная функция,  функция социального обеспечения, социального страхования, социального обслуживания, социокультурная функция, адаптационная функция.  Механизм социальных перемещений индивидов базируется на процессах профессиональной карьеры,  формирования кадрового резерва предприятия,  обучения вторым специальностям как способ формирования горизонтальной карьеры сотрудников[7, с. 25].

Исходя  из необходимости развития функций  социального пакета предприятия по снижению уровня социального расслоения можно сформулировать ряд рекомендаций,  важнейшими из которых являются:

1) развитие проблемно-ориентированного подхода при проектировании социального пакета предприятия с целью выявления приоритетов социальной политики; 

2) вариативность направленности социальных инвестиций для оптимизации структуры капитала работников (соотношение образовательного,  профессионально-квалификационного,  информационно-

культурного капитала) как базы вертикальной и  горизонтальной мобильности на предприятии; 

         3) проектирование социального пакета в опережающем режиме для целевого регулирования социальных процессов на предприятии; 

         4) комплексное удовлетворение потребностей работников,  обеспечивающее высокий уровень социального самочувствия как важнейшей стратификационной характеристики. 

Несмотря  на то, что социальная ответственность  связана с дополнительными расходами, ведением открытой и прозрачной публичной  отчетности и иных усложнений деятельности, быть социально ответственной организацией выгодно. Придерживаясь политики социальной ответственности, организация получает преимущества: формируется ее более  привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к организации  со стороны широкого круга заинтересованных лиц, появляется возможность получать выгодные заказы. Демонстрация сотрудниками явной приверженности социальной политике снимает с них подозрение в  том, что они могут действовать  безнравственно или тем более - злонамеренно.

            Таким образом, можно сказать, что существует множество методов реализации и оценки социальной ответственности на предприятии, которые имеют как преимущества, так и недостатки.  Подход к реализации и оценки социальной ответственности на предприятии зависит от размера организации, сложившихся традиций взглядов собственников и акционеров. Так, одни предприятия фокусируются только на одном компоненте, а другие стремятся сделать философию социальной ответственности на предприятии неотъемлемой частью всей деятельности организации.

Информация о работе Социальная ответственность на предприятии (на примере ОАО ГК «Югорская долина»)