Социальная ответственность менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Современное развитие практики менеджмента показало, что успех любой компании определяется отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды. В рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой.

Работа содержит 1 файл

Социальная ответственность менеджмента на примере ОАО Уралкалий.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Окружающая  среда.

     Все больше внимания уделяется окружающей среде. Примерами вопросов, которые  здесь поднимаются являются:

  • разработка возможных путей, позволяющих избежать кислотных дождей и глобального потепления;
  • разработка альтернативных методов переработки сточных вод, опасных отходов и обычных отходов;
  • разработка политики обеспечения безопасности, которая сведет на нет аварии с потенциально катастрофическими последствиями для окружающей среды;
  • разработка планов управления в кризисных ситуациях,
  • использование перерабатываемого сырья для контейнеров и упаковочных материалов.

     Расширенное общество.

     Многие  специалисты убеждены, что предприятия  должны способствовать росту благосостояния общества. Примерами этого являются:

  • вклады в благотворительные, филантропические организации, некоммерческие фонды и ассоциации;
  • поддержка музеев, симфонических оркестров, общественного радио и телевидения;
  • активное участие в деле общественного здравоохранения и образования;
  • действия по преодолению существующего в мире политического неравенства, например, протест против государств, в которых диктаторское правление или режим апартеида.

     Можно выделить несколько основных аспектов социальной ответственности. Так, компания несет ответственность:

  • Перед потребителями – за высокое качество продукции
  • Перед сотрудниками – за достойные условия труда
  • Перед обществом – соблюдение его ценностей, норм и правил, а также добросовестное ведение бизнеса

     Вполне  очевидно, что в условиях конкуренции, работа по каждому из этих пунктов  является необходимым условием преуспевания современной организации. Первый пункт  наиболее очевиден: недостаток внимания к потребителю быстро приводит к  снижению прибылей. Двум другим пунктам российские компании зачастую уделяют меньше внимания, и в этом их большая ошибка. Кратковременная эксплуатация и частая смена кадров, нежелание или неумение поддерживать лояльность сотрудников, свидетельствует о дилетантском подходе руководства, т.к. в кризисные моменты лишает организацию устойчивости и перспектив развития. Люди, не чувствующие связи с работодателем, уходят, как только появляется шанс зарабатывать больше. Что же касается взаимоотношений с обществом в целом, они существенно влияют на репутацию компании, следовательно, на доверие к ней. Доверие со стороны и партнеров, и потребителей, и сотрудников.

     Налоговые отчисления предприятий сегодня можно рассматривать как гарантии социальной ответственности, так как выплата налогов обеспечивает регулярные поступления в бюджет, и чем успешнее предприятие, тем ощутимее его вклад как налогоплательщика. Дальнейшее распределение и использование данных средств остается на усмотрение государственных структур. Некоторый автоматизм, присущий системе налогообложения четко определяет, когда и в каком объеме должны поступить средства, а существующие механизмы контроля отвечают за исполнение данной обязанности. Здесь не может быть полутонов и условностей. Поэтому каждое предприятие, действующее в рамках закона, выделяет определенные средства в бюджет, вне зависимости от того, проводит она социально-ориентированную политику или нет.

     Еще один важный момент, это квалифицированный и лояльный персонал, так как это ключ к успеху и эффективности любого предприятия. Поэтому сегодня динамично развивающиеся компании в России и за рубежом вкладывают значительные средства в развитие персонала, программы страхования, льготный отдых и медицинское обслуживание для работников и их семей. Причем каждой компании требуется свой оригинальный комплекс мер, который адекватно отвечал бы, с одной стороны, потребностям и миссии организации, с другой – ряду внешних факторов, таких как положения законодательства, локальная социально-экономическая обстановка, местные культурные нормы и т.д5.

     Большую роль в создании благоприятных условий  для сотрудников играет продуманность  и полнота социального пакета, который, при достойном уровне зарплат, способен обеспечить компании-работодателю преимущество на рынке труда.

     Сегодня многие предприятия предоставляют своим сотрудникам дополнительные компенсации и преимущества сверх установленных законодательством, среди которых6:

  • Добровольное медицинское страхование (включая стоматологические услуги и возможность застраховать своих родственников по корпоративным ценам)
  • Страхование жизни, страхование от несчастного случая
  • Компенсация на питание
  • Материальная помощь:
    • в связи с бракосочетанием
    • в связи с рождением ребенка
    • единовременная выплата в связи с 50-летием
    • единовременная выплата в связи с выходом на пенсию
    • материальная помощь на погребение близких родственников
  • Материальная помощь в связи с несчастными случаями и при чрезвычайных ситуациях:
    • утрата личного имущества (пожары, ограбления, т.п.)
    • в связи с тяжелым заболеванием работника или членов его семьи
  • Дополнительные выплаты по больничным листам
  • Дополнительные выплаты по командировочным расходам
  • Выплаты при переводе работника на работу в другую местность
  • Страхование имущества по льготным ценам
  • Льготные путевки в детские оздоровительные лагеря
  • Предоставление бесплатного посещения спортзалов и бассейнов
  • Проведение корпоративных командных турниров по игровым видам спорта
  • Корпоративные праздники
  • Новогодние подарки для сотрудников и их детей
  • И другие дополнительные компенсации и преимущества.

     Предоставляя  дополнительные компенсации и преимущества, компании стремятся к повышению мотивации персонала, созданию условий социальной защищенности, поддержанию стабильности и благоприятного психологического климата в коллективе, а так же поддерживает семьи сотрудников. Особое внимание здесь уделено решению вопроса о личном и семейном оздоровительном отдыхе.

     Помимо  финансовой и моральной поддержки, персонал нуждается в профессиональном росте и продвижении, так что  компания, заинтересованная в повышении уровня своих специалистов, должна разрабатывать программы адаптации, обучения и ротации сотрудников на предприятии. Учитывая это, многие компании предлагают:

  • развитие и приоритет в продвижении собственных сотрудников (выращивание талантов внутри компании),
  • обучение персонала: программы развития бизнес - навыков, тренинги командообразования, индивидуальные программы, повышение квалификации, программы обучения руководителей,
  • планирование индивидуальной карьеры сотрудников.

     Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что социальная ответственность компании может проявляться и в том, как ее деятельность влияет на смежные отрасли промышленности и экономику страны в целом. Крупная и успешная компания, как постоянный партнер и закупщик, способствует улучшению положения поставщиков сырья. Давая заказы другим предприятиям, такая компания стимулирует их развитие, повышая спрос на их услуги – стимулирует создание новых рабочих мест. Например, каждое рабочее место в пивоваренной промышленности дает 10-15 дополнительных рабочих мест в смежных отраслях.

1.3. Проблемы социальной  ответственности  менеджмента в  России

     На  сегодняшний день уже многие российские компании, как показывают многочисленные анализы, осознали необходимость проведения системной социальной политики7. Это стимулирует их руководителей к созданию управленческих структур, отвечающих за реализацию социальной политики, внедрению на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики.

     В благотворительные акции все  последовательнее втягивается малый  бизнес. Вместе с тем участие российского  бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным. Это вызвано, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, в бизнес - среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности. Во-вторых, социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и является ответом бизнеса на публичные или латентные требования властей.

     Цивилизованное  предпринимательство и менеджмент могут быть плодом лишь цивилизованных людей – развитых личностей. Для  этого нужно обладать чувством любви к Родине, гражданского долга, верности традициям отцов, подлинной демократичностью, проявлять озабоченность будущим народа и своих наследников и др.

     Проблема  – в психологии предпринимателей и менеджеров. Нельзя не согласиться  с мнением, что социальная ответственность предполагает нечто большее, чем трату небольшого количества времени и денег на дела общества. Это особый склад ума, образ мышления, который должен быть принят менеджерами как непременная и естественная часть их профессионального мировоззрения.

     Исходным  психологическим условием выступает  принятие предпринимателем и менеджером социальной ориентированности в  число главных ценностей ориентаций своей деятельности, реализация которой  обеспечивается достижением удовлетворительного  равновесного состояния между прибылью и социальной целесообразностью, а также исключением из своей деятельности всего, что приносит вред людям и общественным интересам8. 

 

Глава 2. Социальная ответственность  ОАО «Уралкалий»

2.1. Анализ внутренней  и внешней среды

     Согласно ситуационному подходу, в менеджменте при принятии управленческих решений необходимо проводить анализ внешней и внутренней среды организации. Внутренняя среда организации имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности организации9.

     К внутренней среде организации относятся: Миссия, цели и задачи; организационная структура управления; технология производства или продаж; финансы организации.

     Миссия, которой руководствовалось предприятие  раньше, формулировалась как: «ОАО «Уралкалий» – компания, стремящаяся насытить рынок качественной продукцией, добиваясь высокой рентабельности предприятия».

     Сейчас  миссия ОАО «Уралкалий» частично изменилась: «ОАО «Уралкалий» – является одним из мировых лидеров по производству калийных удобрений. ОАО «Уралкалий» - Компания стремящаяся отыскать потребности рынка и удовлетворять их качественной продукцией с хорошим уровнем сервиса и высокой рентабельностью, обеспечивая тем самым уважение своих покупателей и высокую прибыльность предприятия, его акционеров и работников».

     Целью Общества является извлечение прибыли.

     Таким образом, с нашей точки зрения и с точки зрения теории менеджмента, миссия, цели и задачи ОАО «Уралкалий» сформулированы грамотно.

     Организационная структура управления ОАО «Уралкалий»  представлена на рисунке 110.

     Действующая структура управления утверждена на заседании Совета директоров 20.05.99 г. Анализ данной структуры показал, что она относится к механическому типу, является линейно-функциональной, так как созданы структурные подразделения и данная структура сформирована по блокам: производство и научно-техническое развитие; коммерческая деятельность; финансово-экономическая деятельность; транспортное обслуживание; управление персоналом; учет и отчетность; безопасность предприятия.

     Руководство каждым блоком осуществляет руководитель, имея статус «директора», за исключение блока «Учет и отчетность», возглавляемого главным бухгалтером.

     Работники «Уралкалия» – это не просто основной ресурс компании, но и залог ее будущего роста, это члены большой семьи, и забота о них не ограничивается рамками лишь трудовой деятельности11.

Информация о работе Социальная ответственность менеджмента в России