Вывод по главе. В результате проведенного
исследования можно сделать вывод об эффективности
сотрудников отдела персонала компании
«Связной», об их высоком уровне социализации,
трудовой адаптации и профориентированности.
Были выбраны удачные методики, для более
глубокого раскрытия потенциала и данных
сотрудников отдела персонала. На уровне основного звена организации
- необходимо, прежде всего, преодолеть
недостатки в формировании личности работника
путем выявления у него резервов психофизического
и мотивационного механизмов выбора профессии,
приведения их в действие с учетом личных
и общественных потребностей. Главной
задачей профориентационной работы и
адаптации должно стать преодоление дисбаланса
потребности в профессиональном труде
между работником и организацией. Чем
выше уровень развития работника с точки
зрения совокупности его профессиональных
знаний, умений, навыков, тем быстрее совершенствуется
и более производительно используется
вещественный фактор производства.
Заключение
Для подведения
итогов данной курсовой работы стоит
отталкиваться от целей и задач, прописанных
во введении. Было проведено исследование
отдела персонала компании «Связной»
на предмет выявления уровня социализации,
трудовой адаптации и профориентации.
Также был проведен анализ литературы
по данной теме.
В настоящее
время перед психологами и
профконсультантами стоит более сложная
задача-определение профессиональной
пригодности взрослого человека, адаптации
его к новому виду деятельности с учетом
личностных особенностей и возможностей
реального трудоустройства на основе
знаний, динамики рынка труда. Основная
задача психологов и профконсультантов
продиктована необходимостью помочь безработному
в короткие сроки "вписаться" в новый
вид деятельности и не дать ему вновь оказаться
без работы.
Было выявлено более
общее понятие социализации: профессиональная
социализация - заключается в активном
освоении профессии, ее тонкостей, специфики,
необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений для начала в стандартных
ситуациях. Она начинается с того, что
после выяснения опыта, знаний и характера
новичка для него определяют наиболее
приемлемую форму подготовки, например,
направляют на курсы или прикрепляют наставника. Таким же образом, профориентация
- это деятельность, по введению новых
работников в курс их новых задач на новом
месте работы, по ознакомлению их с руководителями
и рабочими группами. Данный термин обычно
используется при описании периода вхождения
работника в должность. Так же, под адаптацией понимается
благополучное вхождение молодого специалиста
в коллектив предприятия, цеха, отдела,
участка, т.е. достижение такого состояния,
когда он становится полноправным членом
коллектива и достигает зоны эмоционального
комфорта.
В результате проведенного
исследования можно сделать вывод
об эффективности сотрудников отдела
персонала компании «Связной», об их
высоком уровне социализации, трудовой
адаптации и профориентированности. Были
выбраны удачные методики, для более глубокого
раскрытия потенциала и данных сотрудников
отдела персонала.
Список используемой литературы
- Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., Управление персоналом. 1998, стр. 237-242.
- Базарова Т.Ю., Управление персоналом: предоставлено компанией "Центр Кадровых Технологий - XXI век", 2001.
- Бизюкова И.В. «Кадры управления: подбор и оценка, учебное пособие» М., ОАО Издательство “Экономика”, 2004г
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224.
- Волина В., Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.
- Генкин Б.М.,. Кононова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2002.
- Гусев Н.Г., Н.П. Калашников, А.В. Качанов и др. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения – М.: Высшая школа, 1982-128с.
- Егорошин А.П. Управление персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание Н.Новгород: НИНБЮ,2007 – с.512.
- Джиоев, С.Х. профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования / С.Х. Джиоев // Государство и право. – 2005. – №11. – С. 39 – 46.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1988 - 272 стр.
- Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л.; Управление социальным развитием организации; Инфра-М; 2006 г.; 3000; 263 стр.; 5-16-002670-3.
- Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект, 2004. – 192 с.
- Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления» М., «Норма-ИНФРА»,2005г.
- Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность.
М., 1996.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей”. “Избранные педагогические сочинения – М.1977-Т.2.
- Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. Ин-т, 1976-196с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177.
- Немкович
Е.Г., Курило А.Е. Управление кадрами на предприятиях
малого и среднего бизнеса/
Карельский Инновационный Центр Бизнес-Инкубатор,
2000.
- Профессиональная ориентация учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов;- Новосибирск, 1980-87с.
- Плешин И.Ю.,Управление персоналом. Спб, 1995. Стр. 74-77
- Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: Учеб. пособие / М.: Академия, 2005. – 496 с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, Москва, Издательство НПО “Модэк”
2002 год, 392 стр.
- Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А., Кибанова. Управление организацией. Под ред. М., 1999. Стр. 428-445.
- Пугачев В.П. Профессиональная адаптация молодежи М.: Издательство Моск. Ун-та, 1969-128с.
- Сымыгин С.И., Столяренко Л.Д., Менеджмент персонала. Р-н-Д., 1997. Стр. 122-125.
- Симонова И.Ф.,
Зазовская Н.М. Стратегические
аспекты управления персоналом /,
2000.
- Степаненков Н. К. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
- Шеметова
П.В.. Управление персоналом предприятия:
Учебное пособие/
М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.
- Щёкин Г. Организация и технология управления персоналом [Текст]: Учеб.-метод. пособие. / Г.Щекин. — К.: МАУП, 2002. — 832 с.
- Цыпин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для ВУЗов – М.:ЮНИТИ – ДАНА,2004 –с.446.
Термины по теме «Социализация,
профориентация и трудовая адаптация
персонала.
- Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
- Профессиональная
социализация - заключается в активном
освоении профессии, ее тонкостей, специфики,
необходимых навыков, приемов, способов
принятия решений
для начала в стандартных ситуациях.
- Психофизиологическая
социализация — адаптация к трудовой
деятельности на уровне организма работника
как целого, результатом чего становятся
меньшие изменения его функционального
состояния (меньшее утомление, приспособление
к высоким физическим нагрузкам и т.п.).
- Экономическая -
это адаптация к уровню и способам получения
доходов.
- Организационно
- административная социализация основана
на понимании и принятии новым сотрудником
своего организационного статуса, структуры организации
и существующих механизмов управления.
- Социально-психологической адаптация - благополучное вхождение молодого специалиста в коллектив предприятия, цеха, отдела, участка, т.е. достижение такого состояния, когда он становится полноправным членом коллектива и достигает зоны эмоционального комфорта.
- Ориентация - это деятельность, по введению новых работников в курс их новых задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами.
- Профпригодность к различным видам трудовой деятельности - основа профессионального мастерства с возможностью его формирования и развития в дальнейшем.
- Трудовая адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
- профессиональная
адаптация - дополнительное освоение профессиональных
знаний и навыков, формирование профессионально
необходимых качеств личности;
- психофизиологическая
адаптация - освоение физических и психических
нагрузок, уровня монотонности труда,
санитарно-гигиенических норм производственной
обстановки, ритма
труда, удобства рабочего места, уровня
шума и освещения и др.;
- социально-психологическая
адаптация - включение работников в систему
взаимоотношений коллектива с его традициями,
нормами жизни, системой ценностей;
- организационно-административная адаптация
- ознакомление с особенностями организационного
механизма управления, местом своего подразделения
и должности в организационной структуре
предприятия;
- экономическая адаптация
- ознакомление с экономическим механизмом
управления организацией, системой экономических
стимулов, адаптации к новой системе оплаты
труда.
- «Младенец» – низший
уровень социальной зрелости. Это взрослые
люди, которые обычно не знают, почему
они поступают так, а не иначе. При отсутствие
контроля проявляют преступные наклонности и даже предпочитают
тюремное заключение.
- «Малыш» – неудовлетворительный
уровень социальной зрелости. Для них
характерны высокоуровневые желания,
Начальника почитают только потому,
что он может наказать. Не берут на себя
ответственности за совершенные проступки
и пытаются переложить вину за них на какие
– то не зависящие от них обстоятельства.
- «Подросток» - переходный
уровень социальной зрелости. Это взрослые
люди, одержимые духом соперничества и
стремлением к победе. Они шумны, амбициозны
и дергают всех только
для того, чтобы на них обратили внимание.
Они способны упорно работать, чтобы добиться
успеха и вырваться вперед.
- «Юноша» обладает
высоким уровнем социальной зрелости.
Эти люди обладают высокоразвитые способностями,
которые позволяют им добиться успехов
во многих областях жизни. Сильна привязанность
у них к «братьям меньшим», проявляющаяся
в заботе о прирученных четвероногих и
пернатых.
- «Взрослый» обладает
высшим уровнем социальной зрелости. Основное
отличие «взрослого» от предшествующих типов зрелости
состоит в том, что его действия не привязаны
к эмоциям, а перспективы на будущее
основаны на приобретенном опыте. Их отношения
с людьми наполнены теплотой, взаимопониманием
и способны продолжаться очень долго.
1 Управление персоналом организации
[Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.
– 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА, М,
2002. – 638с.
2Кибанов
А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление
персоналом./ Под ред. А.Я. Кибанова - М.:
"Издательство ПРИОР". - 2004. -
3
Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление
персоналом./ Под ред. А.Я. Кибанова - М.:
"Издательство ПРИОР". - 2004. -
4
Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В.Т. Управление
персоналом./ Под ред. А.Я. Кибанова - М.:
"Издательство ПРИОР". - 2004.
55
Маслов В.И. Стратегическое управление
персоналом в условиях эффективной организационной
культуры: Учебник. М. "Юнити-Дана",
2004.С. 311-314
6
Щёкин Г. Организация
и технология управления персоналом
[Текст]: Учеб.-метод. пособие. / Г.Щекин.
— К.: МАУП, 2002. — 832 с.
8 Управление персоналом организации
[Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.
– 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА, М,
2002. – 638с.
9 Батышев С. Профессиональная ориентация
- важная социальная проблема //Социалистический
труд. 1975. № 12. С. 87.
10 Управление персоналом организации
[Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.
– 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА, М,
2002. – 638с.
11 Управление организацией. Под ред. А.Г.
Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина,
Кибанова. М., 1999. Стр. 428-445.