Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Профориентация, социализация и адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринималась кадровыми службами на протяжении долгого периода.Введение…………………………………………………………………………..3

Работа содержит 1 файл

курсовая по ОУП.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

4. «Юноша» обладает  высоким уровнем  социальной  зрелости. Эти люди обладают высокоразвитые  способностями, которые позволяют  им добиться успехов во многих областях жизни. Сильна привязанность у них к «братьям меньшим», проявляющаяся в заботе о прирученных четвероногих и пернатых.

5. «Взрослый»  обладает высшим уровнем социальной  зрелости. Основное отличие «взрослого»  от предшествующих типов зрелости  состоит в том, что его действия не привязаны к эмоциям,  а перспективы на будущее основаны на приобретенном опыте. Их отношения с людьми наполнены теплотой, взаимопониманием и способны продолжаться очень долго.

Результаты  этой методики у сотрудников отдела персонала компании «Связной»

сотрудники

результаты

 

1

взрослый

0,8

2

взрослый

0,9

3

взрослый

0,8

4

взрослый

0,8

5

взрослый

0,8

6

юноша

0,6

7

юноша

0,7

8

взрослый

0,9

9

юноша

0,6

10

взрослый

0,8


При максимальном значении = 1

Рисунок 4. Результаты теста «Определение уровней социализации личности» работников отдела персонала компании «Связной».

«Тест приспособления»

«Тест приспособления» Х.М. Белла был адаптирован автором статьи для оценки диспозиционных характеристик молодого учителя. В оригинале это многофакторный тест, в котором более информативными оказались три модифицированные шкалы – субмиссивность (с), эмоциональность (d), гостильность (е). Испытуемый должен прочитать вопрос и записать то, что ему больше подходит: «Да», «Нет» или знак «?». Когда из 99 вопросов 20 будут с вопросительным знаком, то можно сомневаться в достоверности результатов теста. Для ответов на «ТП» Чайкиной Н.А. был разработан «Бланк ответов». В результате обработки данных «ТП» выясняется уровень адаптированности личности и его диспозиционные характеристики.

Шкала «с» - субмиссивность (уживчивость) включает в себя 35 вопросов о стойкости или нестойкости поведения личности. Высокие баллы (с=16,8) означают, что человек ощущает недостаток уверенности в себе в некоторых ситуациях, неуверен в своем статусе в коллективе, не принимает участия ни в каких производственных мероприятиях, не выполняет совместных функций в коллективе. Низкие баллы (с=8,4) характеризуют самоуверенных людей, которые мало обращают внимание на то, что думают о них остальные люди, «тверды», способны выступать перед большим количеством людей и говорить без волнения. Их часто недолюбливают, что приводит к еще большей их самоуверенности. Это чувство они приобретают после повторяющихся разочарований и отторжений со стороны коллектива.

Шкала «d» - эмоциональность  – включает в себя 34 вопроса о позитивных или негативных чувствах человека. Высокие баллы (d=15,72) характеризуют трудности адаптационного процесса у человека, которые возникают вследствие чрезмерных переживаний как симптом неразрешенности общих проблем. Такие люди не умеют адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Они могут быть внешне нервозными, легко возбудимыми, или, наоборот, неэмоциональными, невосприимчивыми, пассивными в коллективе. Низкие баллы (d=8,28) говорят об умении человека адекватно реагировать на разные ситуации, характеризуют высокую степень адаптированности.

Шкала «е» - гостильность (враждебность) – включает в себя 30 вопросов о дружелюбных или враждебных отношениях человека. Высокие баллы (е=15,72) характеризуют людей, которые не умеют адекватно реагировать на дружеские чувства, они подозрительны к отношениям и мотивам поведения других людей, проявляют критичность и враждебность к людям. Низкие баллы (е=6,2) характеризуют внутреннюю застенчивость, робость и нерешительность в делах.

Данный тест предназначен для выяснения уровня Вашей профессиональной адаптации  и для получения информации о  некоторых особенностях Вашего поведения.

Сотрудники/шкалы

субмиссивность

эмоциональность

гостильность

1

10

11

12

2

12

11

12

3

12

10

13

4

11

12

11

5

13

11

12

6

10

10

10

7

12

10

11

8

10

12

10

9

11

12

10

10

11

13

13

Среднее значение

12,2 баллов

11,2 баллов

11,4 баллов


Рисунок 5. Усредненные значения всех работников по каждой шкале.

 

Таблица 1. Ключ к «ТП»

шкала

описание

баллы

вопросы

«с» - субмиссивность

Очень неустойч. 
 
Неустойчивые 
 
Умерен. Субмис. 
 
Субмиссивные 
 
Очень субмиссив.

0-2 
 
3-6 
 
7-18 
 
19-23 
 
Св.23

1,4,7,10,13,16,19,22,25,28,31, 
 
34,37,40,43,46,49,52,55,58,61, 
 
64,67,70,73,76,79,82,85,88,91, 
 
93,95,97,99

«d» - эмоциональность

Прекрасная 
 
Хорошая 
 
Средняя 
 
Слабая 
 
Неудовлетворит.

0-2 
 
3-6 
 
7-15 
 
16-20 
 
Св.20

2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32, 
 
35,38,41,44,47,50,53,56,59,62, 
 
65,68,71,74,77,80,83,86,89,92, 
 
94,96,98

«е» -  
 
гостильность

Очень дружел. 
 
Дружелюбные 
 
Умер. Недружел. 
 
Критичные 
 
враждебные

0-2 
 
3-5 
 
6-14 
 
15-18 
 
Св.18

3,6,9,12,15,18,21,24,27,30,33, 
 
36,39,42,45,48,51,54,57,60,63, 
 
66,69,72,75,78,81,84,87,90


 

«ТП» (модифицированный Н.А. Чайкиной)

Тест  «Профессиональные предпочтения»

По данному  тесту у всех 10 работников умение, мотивация и отношение имеют  максимальное значение по шкале человек  – человек, что соответствует выбранной профессии.

«Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

  • люди.

Специалистам  в этой области приходится выполнять  следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
  • доброжелательность, отзывчивость;
  • выдержка;
  • умение сдерживать эмоции;
  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
  • способность владеть речью, мимикой, жестами;
  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
  • умение убеждать людей;
  • аккуратность, пунктуальность, собранность;
  • знание психологии людей.

 

 

 

 

2.3 Рекомендации по  повышению уровня социализации и трудовой адаптации сотрудников отдела персонала в компании «Связной»

По результатам  используемых методик, были выявлены достаточно хорошие показатели среди работников отдела персонала компании «Связной», что проявляется в эффективности их работы.

Для начала, чтобы  оценить готовность и пригодность  работника к данному виду деятельности мною был проведен тест «Определение уровней социализации личности», что  определяющим образом влияет на качество работы, ответственность перед руководителем и установление контактов человека как с подчиненными и начальством, так и с коллегами. Тестом было выявлено, что 7 сотрудников из 10 имеют уровень социализации личности «взрослый», что говорит об обладании высшим уровнем социальной зрелости. Основное отличие «взрослого» от предшествующих типов зрелости состоит в том, что его действия не привязаны к эмоциям,  а перспективы на будущее основаны на приобретенном опыте. Их отношения с людьми наполнены теплотой, взаимопониманием и способны продолжаться очень долго. Также 3 сотрудника имеют уровень социализации «юноша», что говорит об обладании высоким уровнем социальной зрелости. Эти люди обладают высокоразвитые способностями, которые позволяют им добиться успехов во многих областях жизни. Сильна привязанность у них к «братьям меньшим», проявляющаяся в заботе о прирученных четвероногих и пернатых. Эти данные дают нам почву для выводов, что сотрудники данного отдела персонала обладают высоким уровнем социальной зрелости, что в принципе говорит о способности долго, упорно и осмысленно работать.

Далее мною был  проведен тест «Приспособление», то есть определение уровня трудовой адаптации  сотрудников. В этом тесте сотрудники показали достойные результаты. В  данном тесте трудовая адаптация  определяется 3 факторами это субмиссивность (с), эмоциональность (d), гостильность (е).

По шкале  субмиссивность, что расшифровывается как уживчивость, среднее значение всех сотрудников показало, что все  работники являются уживчивыми, что не может не радовать, так как люди, которые работают в данном отделе персонала, умеют быстро адаптироваться к новым, изменяющимся условиям. Именно для этой организации этот фактор является очень важным, так как компания постоянно изменяется, и все работники этой компании являются представителями молодого поколения, это примерно до 35 лет.

По шкале  эмоциональность получились следующие  результаты, работники обладают средней  эмоциональностью. Для работы в отделе персонала это жирный плюс, так  как деятельность связанная с  общением людей, подчиняется в полной мере только тем людям, которые могут управлять своими эмоциями, для того чтобы не устраивать беспочвенных конфликтов и уметь выслушивать друг друга, для более эффективной работы.

По шкале  гостильность, что означает враждебность, получились следующие результаты, все сотрудники данного отдела персонала являются дружелюбными людьми. Это качество было испытано лично мною, так как я проходила там стажировку, все работники, включая начальника отдела персонала, относились очень хорошо, было приятно в таком коллективе, и процесс адаптации прошел в первые 2 дня. Особенностью данной организации, это обращение всех работников независимо от занимаемой должности осуществляется на «ты», что еще больше ускоряет процесс адаптации.

Последним по проведению, но не последним по значению был проведен тест «Профессиональные предпочтения». По профессиограмме специалиста отдела персонала, практически главным условием является природная наклонность человека к профессиям связанным с непосредственными контактами с людьми, то есть люди профессии «человек – человек», что и было выявлено у всех сотрудников отдела персонала.

Рекомендациями  в данном случае могут являться только напутствия, чтобы сотрудники продолжали в том же духе, и также тепло принимали новых сотрудников, предлагать как можно больше интересных идей руководству, так как оно будет прислушиваться, и выбирать оптимальный вариант для конкретного времени, и конкретной ситуации. Руководство и персонал общаются на «ты», что сокращает коммуникационный барьер, и делает общение более не принужденным. В организации проводится множество корпоративных мероприятий, как различных психологических тренингов, так и просто развлекательных мероприятий, где работникам стоит раскрываться как личностям, и находить общий язык друг с другом. Инициатива в данной организации не наказуема, так что нужно не бояться действовать и мыслить креативно, даже если вам пришли мысли не по поводу вашего отдела в организации;

Информация о работе Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала