Собственность как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:22, реферат

Описание работы

Вопрос собственности - один из главных вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества. Всё в нашей жизни так или иначе связано с правом собственности. При выборе темы курсовой работы меня заинтересовало, что именно скрывается за понятием «собственность». И я поставила перед собой цель - узнать, что такое собственность, не только с позиции обыденных знаний.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------------------3
Собственность как экономическая и правовая категория----------------------------------------------4
Право частной собственности--------------------------------------------------------------------------------7
Право собственности граждан--------------------------------------------------------------------------------7
Право частной собственности юридических лиц---------------------------------------------------------9
Понятие и виды права общей собственности------------------------------------------------------------10
Общая долевая собственность------------------------------------------------------------------------------12
Общая совместная собственность--------------------------------------------------------------------------16
Право государственной и муниципальной собственности--------------------------------------------19
Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления----------------------------------------------22
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------25
Список использованной литературы----------------------------------------------------------------------27

Работа содержит 1 файл

Собственность как экономическая категория.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

   Например, ссуда в банке получена в интересах  семьи, или совместное имущество  супругов возросло в результате совершения одним из них преступления. При  этом во всех случаях должны соблюдаться  установленные законом правила об обращении взыскания  на имущество граждан. Поскольку лишь зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, имущество, нажитое лицами находящимися в фактических брачных отношениях, хотя бы оно и было нажито в период этих отношений, к совместной собственности не относится. В зависимости от конкретных обстоятельств дела указанное имущество подпадает под правовой режим либо раздельной, либо общей долевой собственности со всеми вытекающими из этого последствиями. Презумпция равенства долей при разделе общей собственности  или при выделе из нее здесь не действует. 
 

   Общая совместная собственность  членов крестьянского (фермерского) хозяйства 

   До  принятия и введения в действие части  первой ГК правовой режим имущества  крестьянского (фермерского) хозяйства определялся главным образом Законом о таком хозяйстве с внесенными в него изменениями. Закон наделял крестьянское (фермерское) хозяйство правами юридического лица, хотя бы хозяйство  и было представлено  отдельным гражданином. Членами хозяйства, согласно этому Закону, считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой собственности. Пользование общим имуществом члены хозяйства осуществляют по взаимной договоренности. 

   Сделки  по распоряжению таким имуществом совершает  глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. Иной режим пользования и распоряжения имуществом может устанавливаться  договором. При выходе одного из членов хозяйства из его состава  основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии – судом. Срок выплаты компенсации не должен превышать пять лет. 

   Наследование  имущества крестьянского хозяйства  должно производиться по правилам «Закона  о крестьянском (фермерском) хозяйстве». 

   В п.1 ст. 257 ГК правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства определяется с иных позиций; оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Если члены хозяйства желают использовать организационно-правовую форму юридического лица, то они должны создать для этого хозяйственное товарищество или производственный кооператив. 

   В п.2 ст. 257 ГК определен состав имущества, которое находится в совместной собственности членов хозяйства. Это  земельный участок и средства производства, а также другое имущество, приобретенное для нужд хозяйства на общие средства его членов. 

   Согласно  п.3 ст. 257 ГК общим имуществом членов хозяйства являются также плоды, продукция и доходы, полученные в  результате деятельности хозяйства и используемые членами хозяйства по взаимной договоренности. 

   Под разделом имущества хозяйства п.1 ст. 258 ГК понимает прекращение хозяйства  в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям. Общее имущество подлежит разделу  по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 ГК, а земельный участок – по правилам, установленным ГК и земельным законодательством. 

   Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе из хозяйства  одного из его членов разделу не подлежат. В то же время вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Указанные правила подлежат применению и тогда, когда после смерти одного из членов хозяйства открывается наследство. При этом наследство открывается после смерти любого члена хозяйства; не обязательно, чтобы он был последним. Если наследник не является членом хозяйства, то при наличии в хозяйстве других членов наследнику, по общему правилу, выплачивается денежная компенсация, соразмерная доле наследователя в общем имуществе. При этом учету подлежит и стоимость наследователя в земельном участке. 
 

    

   Право государственной  и муниципальной  собственности 

   Общее определение права собственности как субъективного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляет принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своём интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, каждый член общества выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит. С другой стороны члены общества по отношению к собственности выступают в качестве обязанных лиц, при чем не зависимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала.

    

   В условиях административно-командной  системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектам которой признавалась в то время  только государством, и при том в единственном числе, не редко подчеркивается её властный характер. Властное начало, присущее государственной и муниципальной собственности, ни как не должно сказываться на отношении по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, не зависимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в РФ допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом. Но это, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков. 

   В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок. В собственности государства сосредоточены не малые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства объе6ктов производственного, социально культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности. Во вторых, государство выполняет круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддерживать власть предержащих со стороны электората, среди которого не мало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально- технической и финансовой базой.  

   Различие  между правом государственной и  муниципальной собственности определяется, прежде всего, по субъектам и органам, осуществляющим распоряжение и управление имуществом. 
 
 

   Субъекты  права государственной  собственности 

   В доперестроечный период государство  было конституировано в нашем  законодательстве как единый собственник  всего государственного имущества. Был сделан вывод о том, что государственная собственность составляет единый фонд, и что всё государственное имущество принадлежит на праве собственности Советскому государству. 

   В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий, а так же с нарастанием центробежных тенденций многие ученые сочли тезис принадлежности государственной собственности лишь одному-единственному собственнику не совместимым с происходящими в жизни реалиями. В противовес была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности. Таким образом, пытались преодолеть отрыв государственной собственности от непосредственных производителей, повысить эффективность управления ею, вырвать её из рук бюрократического чиновничьего аппарата Эти усилия не прошли не замеченными для законодателя. И в 191 году был закреплен многоуровневый характер государственной собственности. При этом, если в общесоюзном законе о собственности под понятие государственной собственности попадала так же и коммунальная собственность, то ныне муниципальная собственность выделена из государственной и круг субъектов муниципальной собственности не совпадает с тем, как был очерчен в законе круг субъектов коммунальной собственность. В то же время предложения о наделении государственных предприятий правом собственности на закрепленное за ними имущество законодатель не поддержал. 

   В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности  и круг ее субъектов определены в  гражданском и в конституционном  законодательстве. 

   Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е собственность, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Но это не означает, что тезис о единстве фонда государственной собственности должен быть сдан в архив. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил её в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает. 
 

   Субъекты  права муниципальной  собственности 

   Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было проведено  в Российском законе о собственности. Вслед за ним по тому же пути пошли другие законодательные акты.  В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными – как в конституции РФ, так и в ГК. ( ст. 212,215 ГК). Но если круг субъектов государственной собственности очерчен в законе достаточно четко, то это нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых употреблена расплывчатая формулировка – в качестве таковых выступают городские и  сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В законе РФ «об общих принципах организации местного самоуправления» вслед за Конституцией и ГК муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения – Москвы и Санкт – Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т. д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно – территориальное образование, не имеющее центра, к это право могло бы быть приурочено. 

   Множественность субъектов права муниципальной  собственности не исключает единства её фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею. 

   Таким образом, тезис о единстве фонда  собственности в очерченных пределах сохраняет силу в отношении не только государства, но и муниципальной собственности. 
 

   Объекты права государственной  и муниципальной  собственности 

   Государство может иметь в собственности  любое имущество, необходимое для  осуществления его функций. 

   Установленное законом разграничение объектов государственной и муниципальной собственности определяет перечень имущества соответствующих субъектов, порядок передачи им этого имущества и оформления прав собственности. 

   К объектам федеральной собственности  относятся объекты, составляющие основу национального богатств страны (ресурсы континентального шельфа, природные заповедники, художественные ценности и т. п.), объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом (топливно-энергетический комплекс, энергетика, транспорт и т. п.). 

   Объекты, относящиеся к муниципальной  собственности, - жилищный фонд, нежилой  фонд, предприятия, предназначенные для его эксплуатации, ремонта, а также предприятия бытового обслуживания, розничной торговли, общественного питания и другое имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями. 

   Имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, передается государственным и муниципальным  предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом как предприниматели, извлекая соответствующую прибыль, участвуя в хозяйственных отношениях. 

   За  государственными органами, в подчинение которых входят эти предприятия, сохраняются решения вопросов их создания. Реорганизации и прекращения, а также наделения имуществом, основы планирования производства, контроль за их деятельностью на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности, которую в обязательном порядке осуществляют государственные предприятия. 

   Они образуют имущественные фонды специального назначения: развития производства и новой техники, фонды материального поощрения, социального развития, амортизационные фонды. Законодательными актами и уставами предприятий установлен порядок формирования этих фондов, порядок распоряжение имуществом, входящим в эти фонды. Он может быть различен для отдельных объектов разных отраслей народного хозяйства. 

Информация о работе Собственность как экономическая категория