Собственность и управление: вязь и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

С учетом актуальности вышесказанного целью данной курсовой работы является изучение связи и тенденции развития собственности и управления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть теоретические основы развития собственности и управления.
2. Определить сущность собственности.
3. Изучить формы собственности и причины их разнообразия.
4. Рассмотреть управление как экономическую функцию собственности.
5. Проследить эволюцию развития менеджмента как системы управления.
6. Проанализировать взаимосвязи форм собственности и систем менеджмента.
7. Рассмотреть зависимость систем менеджмента от форм собственности.
8. Выяснить особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития собственности и управления
1.1. Сущность собственности………………………………………………..6
1.2. Формы собственности и причины их разнообразия…………………12
1.3. Управление как экономическая функция собственности………….16
1.4. Эволюция развития менеджмента как системы управления……….19
Глава 2. Анализ взаимосвязи форм собственности и систем менеджмента
2.1. Зависимость систем менеджмента от форм собственности………….28
2.2. Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами………………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 70.67 Кб (Скачать)

  Менеджмент  призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит  в том, что менеджер, являясь центральной  фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведение человека в системе  и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение  человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

  Системно-инновационный  тип управления порожден потребностями  открытой либеральной экономики  и обладает вполне определенными  чертами. К ним относятся: приоритеты экономических интересов и процессов, важность человеческого фактора, гибкие организационные формы, конкурентоспособные  системы управления, профессиональная подготовка менеджеров.

  Профессионализация  менеджмента определяется шестью факторами:

  1) профессиональной подготовкой самого  менеджера;

  2) профессионализмом персонала управления;

  3) организационными и социально-экономическими  условиями, в которых возможно  проявление профессионализма, его  практическая реализация;

  4) стимулированием реализации потенциала  менеджера в созидательном труде;

  5) духовностью, терпимостью и поиском  правды;

  6) созидательным проявлением любви  к Родине. 

  В своей профессиональной деятельности менеджер, как функциональный работник, так и системный руководитель корпоративного управления, выполняет разные роли: генератора идей; концептолога –проводника концепции управления; инноватора – как защитника, так и организатора реализации инноваций; организатора – проектировщика организационных структур; арбитра – главного лица в решении конфликтов; эксперта – человека, умеющего провести анализ и дать объективную оценку; консультанта – специалиста, способного дать полезные рекомендации, советы и установки. Наконец, менеджер – это лидер, руководитель, принимающий решения и берущий на себя ответственность.

  Профессионализм созидания и законопослушность  управленцев и менеджеров должны стать основной мерой их ценности, поэтому профессиональное отношение  к любому виду деятельности должно воспитываться как осознанная необходимость  не только выживания, но и цивилизованного  развития.

  В настоящее время основное внимание акцентируется не столько на профессиональной способности к труду, сколько  на особенностях потребительского спроса на рабочую силу. Поэтому важно  изменить ситуацию купли-продажи рабочей  силы путем смены подхода к  построению системы содействия занятости  населения и профессиональной подготовки кадров, перехода от системы "рабочая  сила – покупатель" к системе "покупатель – рабочая сила". Такой подход будет содействовать  интеграции труда и соответствующего рынка с другими факторами  производства и рынка, способствуя  удовлетворению потребности в товарах  и услугах наиболее целесообразным образом.

  Подводя итоги можно сказать, что вместо полной закрытости или открытости в  стране делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и  хозяйство при одновременной  защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны  иностранных участников рынка. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения  общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью.

  Для широкомасштабной модернизации экономики  необходимо создать и гарантировать  благоприятный инвестиционный и  предпринимательский климат, проводить  предсказуемую и стимулирующую  рост макроэкономическую политику, осуществить  структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным  российским менеджментом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2 Особенности управления крупными  предприятиями и малыми фирмами

  Управление  в крупных фирмах.

  Как пример взаимосвязи управления и  собственности рассмотрим управление в крупных компаниях и малых фирмах.

    Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуск одного вида или широкой номенклатуры продукции); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или перерабатывающих отраслей; массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный или внешний рынки); масштабы заграничной деятельности фирмы и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа).

  Компании  могут состоять из одной фирмы, а  могут включать значительное их число. При этом фирмы оказываются объединенными  так называемой системой участия, иначе  говоря, путем участия в акционерном  капитале других фирм.

  Сущность  системы участия заключается  в том, что для контроля над  акционерным обществом достаточно владеть какой-либо определенной долей  его акций. Отсюда разные типы контроля:

  полный, когда все или почти все  акции принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме;

  практически полный, что предполагает владение собственностью на 50% выпущенных акций  плюс еще одну акцию;

  через механизм соподчинения, когда обладание  большей частью акций одной фирмы, владеющей, в свою очередь, контрольным  пакетом другой фирмы, влечет за собой  и контроль над этой фирмой;

  неполный, когда акции фирмы распылены  и достаточно иметь небольшой  пакет (процент) их, чтобы иметь контроль над фирмой.

  Ныне  по оценкам экспертов ООН свыше 2/3 заграничных филиалов и дочерних компаний, принадлежащих американским, английским и японским фирмам, являются их полной собственностью и более 1/3 представлены подконтрольными компаниями с преимущественным владением акциями. В последние годы расширение рамок  собственности ТНК, в частности  американского и японского происхождения, шло в значительной степени за счет приобретения пакета акций в  компаниях смешанного владения, особенно в странах развивающегося мира.

  Организация внутрифирменного управления в рамках ТНК представляет собой постоянно  развивающийся процесс, соответствующий  происходящим в производстве ТНК  изменениям, которые влекут за собой  усложнение связей между ее подразделениями.

  Это сопровождается, в частности, изменениями  в организационной структуре, развитием  и углублением функций управления, совершенствованием всего механизма  функционирования и развития ТНК. С  развитием механизма управления появляются иные, более сложные организационные  формы, предназначенные для более  полной реализации важнейших функций  управления и призванные содействовать  установлению такого взаимодействия между  подразделениями ТНК, которое обеспечило бы решение стоящих перед ней  задач.

  Управленческий  контроль со стороны материнской  компании над деятельностью родственных  фирм идет в значительной степени  по научно-технической, производственной, технологической и другим линиям. Средства и методы централизованного  управления деятельностью ТНК во многом зависят от формы организации  материнской компании, которая выступает  в виде оперативно-производственной или холдинговой. Эти формы ее организации имеют принципиальные различия. Необходимо рассмотреть производственную организацию, прежде всего как массив всевозможных структур, влияющих на результаты всей ее работы. Из ряда структурных  элементов организации следует  выделить шесть:

  1. организационная структура (определяется  кадровый состав с соответствующей  должностной структурой, откуда  вытекают требования к квалификации  персонала и ко всем атрибутам  производственного процесса); 2. структура  рабочих функций (в основе имеет  соображение о том, что рабочие  функции должны иметь высокую  степень рациональности); 3. структура  обмена продукцией и услугами (возникает при автономизации  деятельности отделов и служб,  что влечет за собой возмездные  отношения между структурными  подразделениями);

  4. информационная структура (не  является иерархической, т.к. информационные  потоки на предприятии децентрализованы  и определяются только теми, кто  запрашивает информацию);

  5. ресурсно-технологическая структура  (определяется взаимодействием изменения  технологии и вызванного им  изменения структуры предприятия); 6. структура трудовых ресурсов.

  Управление  в малых фирмах

  Существующие  различия в правовых формах предприятий  в определенной степени должны обусловливать  различные подходы к управлению этими предприятиями. Между тем менеджеры в своей работе ориентируются не столько на юридический статус своей компании, сколько на численность персонала, объем и номенклатуру выпускаемой продукции, и множество других факторов. Т.о., связь между правовой формой предприятия и способом управления не носит прямого характера, скорее оба этих фактора вытекают из специфических особенностей функционирования предприятия.

  Существуют  множество критериев отнесения  предприятия к группе малых:

  - численность работающих,

  - объем продаж,

  - величина капиталовложений и т.д. 

  С точки зрения управления, к малым  следует отнести предприятия, которые  управляются одним – двумя  руководителями, что обеспечивает, прежде всего, оперативность управления.

  Преимущества  управления малыми предприятиями:

  предпринимательский дух МП обеспечивается тем, что люди, работающие на нем, гораздо лучше  чувствуют успехи и неудачи фирмы;

  более высокая скорость прохождения информации обеспечивается ее малым объемом;

  более высокая самоотдача сотрудников (все "на виду");

  оперативность информации о ситуации на рынке;

  большая маневренность;

  поддержки со стороны общества;

  порядок и иерархия управления.

  Недостатки: - опасность разорения,

- отсутствие крупномасштабных научных исследований,

- не по силам политика полной занятости,

- отсутствие больших скидок,

- уязвимость


  Следует иметь в виду, что решающим залогом  успеха менеджмента на предприятии  является его профессиональный уровень, способность к обучению и постоянному  развитию творческого потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Основными чертами первого этапа становления  рыночной экономики в России являются: приватизация; формирование предпринимательских  структур малого бизнеса; формирование многоукладной экономики; отказ  от одномерного (пирамидального) мышления и переход к многомерному системному мышлению; создание цивилизованной системы  менеджмента.

  На  этом этапе ощущался большой дефицит  знаний и опыта для внедрения  базирующихся научных методов активизации  деятельности рыночных субъектов.

  Из-за отсутствия необходимых знаний и  опыта не всегда удавалось формировать личность культурного собственника, умеющего эффективно хозяйствовать, особенно в промышленности, грамотно реструктурировать и проектировать гибкие и рентабельные структуры системного и функционального менеджмента, тем более что поспешно разрушались старые системы управления, а принципы построений новых еще не были выработаны.

  Важнейшими  задачами второго этапа перехода к цивилизованной рыночной экономике  должны стать воспитание корпоративного собственника и совершенствование  систем менеджмента.

  Итак, для эффективного использования  собственности в любом ее проявлении (государственная, частная и так  далее) необходимо научиться искусству  управления организацией. Управление же осуществляется для получения  задуманного, желаемого результата. Тот, кто управляет, направляет в  нужную ему сторону деятельность тех, кем он управляет. Управление помогает организовать совместные действия многих людей, упорядочить их деятельность, подчинить действия многих единому  замыслу. Для эффективного управления необходимо выбрать связи и структуру управления, которые зависят от деятельности и количества сотрудников на предприятии.

Информация о работе Собственность и управление: вязь и тенденции развития