Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:01, курсовая работа
С учетом актуальности вышесказанного целью данной курсовой работы является изучение связи и тенденции развития собственности и управления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть теоретические основы развития собственности и управления.
2. Определить сущность собственности.
3. Изучить формы собственности и причины их разнообразия.
4. Рассмотреть управление как экономическую функцию собственности.
5. Проследить эволюцию развития менеджмента как системы управления.
6. Проанализировать взаимосвязи форм собственности и систем менеджмента.
7. Рассмотреть зависимость систем менеджмента от форм собственности.
8. Выяснить особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития собственности и управления
1.1. Сущность собственности………………………………………………..6
1.2. Формы собственности и причины их разнообразия…………………12
1.3. Управление как экономическая функция собственности………….16
1.4. Эволюция развития менеджмента как системы управления……….19
Глава 2. Анализ взаимосвязи форм собственности и систем менеджмента
2.1. Зависимость систем менеджмента от форм собственности………….28
2.2. Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами………………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………46
Сосуществование
двух способов присвоения средств и
продуктов производства: фактического,
посредством управления производственным
процессом, и правового, посредством
использования юридических
1.4 Эволюция развития менеджмента как системы управления
Продолжая тему, актуально будет заметить, что ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как
только доисторические люди стали жить
организованными группами, у них
появилась необходимость
На первом этапе, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. По мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Нельзя
не отметить огромного вклада английского
социалиста-утописта Роберта Оуэна
в развитие управленческой мысли
и практики управления. Ранее других
он заметил и оценил роль человеческого
фактора на производстве, к необходимости
учета которого другие исследователи
пришли только через 100 лет. На формирование
теории управления в социалистическом
обществе большое влияние оказали
труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не
занимаясь исследованиями природы
и сущности управления, они внесли
свой вклад в формирование этой науки
с помощью созданных ими
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако
до эпохи империализма функция управления
осуществлялась самим капиталистом
и небольшой группой
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
-
развитие рыночных отношений, основными
элементами которых являются спрос, предложение
и цена.
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.
Американские ученые Г. Кунц и С. О'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.
На
протяжении всей истории развития менеджмента
ученые и исследователи предпринимали
попытки разработать
Говоря о развитии менеджмента в мире, можно выделить 8 этапов.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка, в целом, наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента основан на учениях Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появляется и апробируется на практике так называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоун. В частности, А. Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап - стал называться "неоклассическим": зарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый
этап отличается тем, что происходит
становление современных
Шестой этап относится к 1970 – 1980 гг. Учеными–управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых в том, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации), что нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м годам. Формируются новые подвиды в управлений, так выделяется "организационная структура" как мощный механизм управления.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м годам. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
возврат к прошлому – осознание значения материально-технической базы современного производства;
создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
По
мнению М. Мескона и других, за всю
историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три
принципиально различных
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Теория и практика управления продолжают развиваться. Ярко выражены два направления развития:
- теория активных систем, согласно которой участники системы не просто реагируют на управляющие воздействия, но сами проявляют активность;
- теория и практика контроллинга. Так называют современную концепцию системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование.
Методы контроллинга – это методы информационно-аналитической поддержки принятия решений на предприятии (в организации).
Как подчеркивают эксперты, современная управленческая деятельность представляет собой особую разновидность трудового процесса. Поэтому она характеризуется присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом и, наконец, его результатом. Управленческая деятельность в процессе своего развития постепенно эволюционировала, превращаясь в то, что на современном этапе определяется как менеджмент.
И так, менеджмент – особый самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение функционирующим в рыночных условиях предприятием (фирмой) определенных оптимальных результатов хозяйственной деятельности на основе рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением разнообразных принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:
- организация и управление (производством и коллективом);
- постановка и корректировка задач;
- разработка этапов работы;
- принятие решений;
- налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
- регулирование процессов;
- сбор и обработка информации;
- анализ информации;
- подведение итогов работы.
Отсюда следует, сто менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, прошедший специальную подготовку.
Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
высший уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
среднее звено (middle manager) – руководители управлений, отделов, цехов;
низшее звено (entry manager) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Большую часть рабочего времени он отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров. На среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:
- за изменение организационных структур, разработку системы производства и сбыта продукции;
- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
- своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
- координирование и управление работой руководителей низшего звена. Выполнение таких задач требует способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способности быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умение видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения. В свою очередь, особенностью работы менеджера низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Можно отметить основные функции таких менеджеров: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация туда персонала; контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.
Информация о работе Собственность и управление: вязь и тенденции развития