Собственность и управление: вязь и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

С учетом актуальности вышесказанного целью данной курсовой работы является изучение связи и тенденции развития собственности и управления.
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть теоретические основы развития собственности и управления.
2. Определить сущность собственности.
3. Изучить формы собственности и причины их разнообразия.
4. Рассмотреть управление как экономическую функцию собственности.
5. Проследить эволюцию развития менеджмента как системы управления.
6. Проанализировать взаимосвязи форм собственности и систем менеджмента.
7. Рассмотреть зависимость систем менеджмента от форм собственности.
8. Выяснить особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития собственности и управления
1.1. Сущность собственности………………………………………………..6
1.2. Формы собственности и причины их разнообразия…………………12
1.3. Управление как экономическая функция собственности………….16
1.4. Эволюция развития менеджмента как системы управления……….19
Глава 2. Анализ взаимосвязи форм собственности и систем менеджмента
2.1. Зависимость систем менеджмента от форм собственности………….28
2.2. Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами………………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 70.67 Кб (Скачать)

  - Цели и задачи управления организациями

  Исходя  из вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи менеджмента.

  Цели  менеджмента:

  получение (увеличение) прибыли;

  повышение эффективности хозяйствования;

  удовлетворение  потребностей рынка;

  решение социальных вопросов.

  Задачи  менеджмента:

  Конечной  целью менеджмента является обеспечение  прибыльности функционирования данной компании (фирмы).

  Таким образом, наиболее важной задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также  обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке.

  Одним из условий развития конкуренции  в российской экономике является создание многообразия форм собственности  и соответствующих им методов  хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Анализ взаимосвязи форм собственности  и систем менеджмента

  2.1 Зависимость систем менеджмента  от форм собственности

  По  формам собственности, организации  и содержанию экономической деятельности можно выделить несколько видов  предпринимательства:

  1. подрядное и арендное (собственность на результаты труда и доход, распоряжение имуществом);

  2. партнерское и частное с образованием юридического лица с ограниченной ответственностью (малые предприятия, товарищества, кооперативы, как правило, использующие наемный труд);

  3. коллективное (собственность трудового коллектива на имущество, продукцию и доходы);

  4. акционерное (собственность владельцев акций, включая сторонние предприятия и организации);

  5. инновационное (на базе интеллектуальной собственности);

  6. по контракту (на базе договора менеджера или администрации в целом с собственником предприятия);

  7. финансовое (операции с ценными бумагами, в том числе поручаемые финансовым и страховым компаниям, без обязательного личного участия в труде и управлении) и др.

  Одним из наиболее перспективных направлений  предпринимательских структур становятся так называемые инкубаторы. Они, предоставляя всем участникам предпринимательской  деятельности, равные права на риск и ошибки, позволяют подготавливать специалистов к работе в рыночных условиях и к руководству людьми. Получив свободу действий, организаторы и участники предпринимательских подразделений легко осваивают предпринимательский стиль управления, овладевают принципами и методами инновационного менеджмента и учатся работать в условиях повышенного хозяйственного риска. К самостоятельности добавляется не только административная, но и личная ответственность за себя и свой коллектив.

  Однако  этим преимущества инкубаторов не ограничиваются. В таких организациях, особенно там, где используется венчурный капитал, можно проверять, не особенно беспокоясь за последствия, принципиально новые технологии, новые методы оргпроектирования децентрализованных производственных структур, новые способы стратегического планирования и инновационного менеджмента.

  Разнообразие  форм собственности предопределяет различие целей функционирования, единство и различие интересов субъектов  и объектов, как государственного управления, так и менеджмента  в коммерческих, негосударственных  структурах.

  Формирующаяся система организационно-управленческих, социально-экономических и межличностных  отношений в различных формах собственности характеризуется  существенным различием как, по сути, так и по содержанию. В результате изменений на западном рынке, появились новые типы технологий, и ускорилась их обновляемость. Уже сейчас более быстрое обновление некоторых видов товаров становится характерным и для российского потребительского рынка.

  Современное производство глубоко дифференцировано и диверсифицировано в различных  отраслях, специализирующихся на выпуске  определенной продукции. Но по мере дифференциации, возникновения все новых и  новых отраслей возрастает роль межотраслевой  координации, кооперирования связей, причем не только отраслей, но и экономических  районов и территорий. Естественно, что ни отдельный собственник, ни даже крупная корпорация не в состоянии  эффективно реализовать объективную тенденцию централизации. Эта тенденция и находит свое выражение в государственном управлении и регулировании.

  В условиях современной научно-технической  революции уже существуют и возникают  вновь такие отрасли производства, техники и науки (атомная энергетика, электроника, космическая техника  и др.), организовать и усиленно развивать  которые в рамках собственности  отдельной корпорации, не говоря уже  об отдельном собственнике, невозможно. Здесь нужно объединение, концентрация огромных средств и материалов, усилий больших коллективов ученых, инженеров, рабочих. Система государственного управления является тем органом, который  вынужден брать на себя эти сложные, динамически развивающиеся, подчас противоречивые функции.

  Теория  и практика современного менеджмента  в России еще не освоены, а отечественные  менеджеры пока не овладели должным  образом передовым опытом.

  Капиталовложения  сами по себе не дают оптимального эффекта. Качество продукции и производительность труда рабочих зависят от качества современного менеджмента. Профессиональные менеджеры определяют, изучают и  анализируют проблемы.

  По  мере того как менеджеры продвигаются по служебной лестнице, их собственные  интеллектуальные способности совершенствуются, а в характере переплетаются  очень разные, порой противоположные  черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля  руководства и нетерпимость к  бюрократизму, склонность к риску  и трезвый расчет и т.д. Однако все это касается в основном интеллектуально-волевых, а не эмоционально-душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного общения  с людьми. Решающее значение для выявления сущности менеджмента имеет собственность, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Приватизация означает приобретение юридическими или физическими лицами у государства и местных органов управления в частную собственность: предприятий и их подразделений; материальных и нематериальных активов предприятий; долей, паев, акций государства и местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ; долей паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных АО и товариществ, предприятий с участием иностранного капитала, коммерческих банков, концернов, союзов и других объединений предприятий.

  Приватизация  осуществляется несколькими способами: продажей акций акционерного общества открытого типа; продажей предприятий  на аукционе; продажей предприятий  по коммерческому конкурсу; инвестиционными  торгами; продажей активов ликвидируемых  и ликвидированных предприятий; выкупом арендованного имущества. Целями приватизации являются: создание слоя частных собственников; повышение  эффективности работы предприятий; социальная защита работников; содействие финансовой стабилизации; создание конкурентной среды; демонополизация и привлечение  иностранных инвестиций. Важная роль в решении этих задач принадлежит  менеджменту и профессионалам-менеджерам. Их отношения регулируются контрактами, тем не менее большую роль играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию  корпорации.

  Действия  предпринимателя определяются главным  образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, а действия финансового  менеджера – поведением инвесторов, акционеров, кредиторов (включая коммерческие банки, финансовые органы, в том числе  налоговые инспекции, страховые  компании).

  Собственник или лица, уполномоченные собственником  управлять его имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами  решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования  и сохранностью имущества, распоряжаются  финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим  собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве  полного хозяйственного ведения  с установлением пределов такого ведения собственником имущества. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственника имущества регламентируются контрактом. Контракт на ведение предпринимательской  деятельности, заключаемый предпринимателем и собственником имущества, определяет взаимные обязательства сторон, устанавливает  ограничения прав использования  имущества и осуществления отдельных  видов деятельности. В том случае, когда предприниматель и собственник  — одно лицо, ему принадлежит  право ведения предпринимательской  деятельности путем учреждения и  приобретения предприятия, найма и  увольнения работников, полного распоряжения прибылью после выполнения обязательств перед бюджетами и банками.

  Менеджеры в своей деятельности руководствуются  следующими организационно-экономическими принципами.

  1.Равенством  производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними  факторами.

  2.Равновесием  цен (курсов, процентных ставок) на  основе сбалансированности спроса  и предложения.

  3.Экономическим  регулированием самостоятельных  действий субъектов рыночных  отношений (производителей, продавцов,  посредников, потребителей, покупателей).

  4.Использованием  юридических законов для экономического  регулирования.

  5.Наличием  конкуренции как условия экономического  прогресса и экономического регулирования.

  Система государственного управления России имеет  дело с социально-экономическими процессами, происходящими в многоукладной  экономике, – в государственном, смешанном, частном секторе, а также  в общественных некоммерческих организациях, применяя специфические, методы регулирования, своеобразные экономические и организационные  способы мотивирования и регулирования  поведения различных структур хозяйствования в системе рыночных отношений.

  Решая вопросы разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики России, рекомендуется  учитывать следующие характерные  черты.

  1.Приверженность  к действию. Эффективная коммерческая  организация сразу приступает  к делу, а государственный чиновник  анализирует, советуется, но не  принимает решения, пока его  не вынудят к этому.

  2.Быть  ближе к клиенту. Коммерческая  организация чутко прислушивается  к запросам клиента и реагирует  на его требования. В противном  случае она разоряется. Основной  же части органов государственного  управления такой исход не  грозит.

  3.Самостоятельность  и предприимчивость. В людях следует  стимулировать проявление ответственности  и инициативы, отказ от рутины  и покорного следования шаблонам  и инструкциям.

  4.Эффективность  через людей. Каждый работник  коммерческой организации стимулируется  за проявление новаторства, служащего  улучшению работы. В государственной  же сфере акцент делается на  снижение затрат, а не на улучшение  качества услуг.

  5.Выполнять  работу несмотря на изменения  в системе ценностей. Люди, работающие  в коммерческой организации, разделяют  общую систему ценностей и  имеют в качестве мотивации  цели коммерческой организации.  Ценности, которых придерживаются  чиновники и политики, меняются  с течением времени. Так что  же, если государственные служащие  разделяют идеи одной партии, они не могут работать, если  к власти придет другая партия? Избежать данной ситуации можно,  если исходить из таких ориентиров, как профессионализм, концентрация  усилий на конкретных требованиях  клиента.

  6.Выбор  сферы деятельности. Коммерческая  организация должна уметь найти  тот род деятельности, для которого  она более всего пригодна, и  заняться им. Что касается учреждений  государственной сферы, то они  выполняют те виды деятельности, которые предписаны им законодательством,  распоряжениями и т.д.

  7.Простота  структуры, нераздутые штаты.  Коммерческая организация имеет  простую структуру с небольшим  числом иерархических уровней.  Такой подход противоречит традиционной  бюрократической структуре со  множеством иерархических уровней.

  8.Сочетание  жесткости и мягкости. Реализация  основных целей контролируется  сверху. В то же время нижние  иерархические уровни самостоятельны в действиях, способствующих достижению этих целей. Должен быть найден баланс между централизованным управлением и свободой действий на местах.

Информация о работе Собственность и управление: вязь и тенденции развития