Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:28, реферат
История развития кадровых служб тесно связана с развитием служб организованного трудоустройства населения. Возникновение служб организованного трудоустройства в странах Западной Европы было обусловлено массовой безработицей. На первых порах они представляли собой совокупность органов трудового посредничества, осуществляемого профессиональными союзами и союзами предпринимателей. Позднее возникли государственные органы трудоустройства – биржи труда, агентства, конторы по трудоустройству. Во Франции, например, первая государственная биржа была создана в 1897 году, в Англии закон об организации правительственных бирж труда в городах с числом жителей 25 тыс. и более был принят в 1909 г., в царской России – в августе 1917 г.
Тема 3. Служба персонала и основные требования к ее функционированию
1. Краткая история развития
служб кадров и
История развития кадровых служб тесно
связана с развитием служб
организованного
Организация государственного распределения рабочей силы при советской власти началась с создания службы трудоустройства, основными звеньями которой по декрету Совнаркома являлись биржи труда. Они регистрировали всех граждан, ищущих работу, и все рабочие места; занимались социальным страхованием и выплатами пособий по безработице; оказывали посреднические услуги по найму; вели статистику трудовой конъюнктуры; издавали бюллетени о состоянии местного рынка труда и пр. Они создавались в населенных пунктах с числом жителей 20 тысяч и более, и наем предприятиями работников мог производиться только через биржи труда. Услуги бирж были бесплатными как для населения, так и для хозяйственных органов.
Ниже приводятся основные даты и периоды истории развития государственной службы трудоустройства:
декабрь 1918 г. – вводится трудовая повинность, закрепленная в первом Кодексе законов о труде, организация и проведение которой возлагаются на отделы учета и распределения рабочей силы, созданные на базе и взамен бирж труда. Введение трудовой повинности позволяло решать следующие задачи: обеспечение учета и контроля занятости населения; преодоление саботажа буржуазии путем привлечения ее к общественному труду; комплектование в кратчайшие сроки кадров важнейших предприятий, в первую очередь, оборонной промышленности;
1921-1925 гг. – массовый приток в
города демобилизованных
1926-1932 гг. расширение сети бирж
труда (в 1927 г. их число достигло
281). С 1929 г. при биржах создаются
общеобразовательные курсы
1939 г. – полная ликвидация
безработицы в СССР и создание
первых отделов и управлений
кадров. В соответствии с
1933 г. – в соответствии с решениями ЦИК, СНК и ВЦСПС специальные государственные органы по управлению трудоустройством упраздняются. Наркомат труда СССР сливается с аппаратом ВЦСПС, и его обязанности возлагаются на профессиональные органы. Организованными формами распределения и перераспределения рабочей силы стали заниматься только хозяйственные органы, что не могло не отразиться на эффективности использования трудовых ресурсов, поскольку эти вопросы рассматривались от других аспектов трудовых отношений. На всех предприятиях и в организациях создаются бюро найма и увольнения работников – прообразы современных кадровых служб, которые выполняют функции по учету и комплектованию кадров.
1940 г. – обострение международной напряженности, в связи с чем принимаются решения о запрещении самовольного ухода работников с предприятий и установлении порядка обязательного перевода с одних предприятий на другие. В 1941 году вводится трудовая повинность, а затем мобилизация трудоспособного населения для работы в оборонных отраслях промышленности. В этих целях создаются Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и подчиненные ему бюро при советах народных депутатов. Только в 1943 г. бюро по учету и распределению рабочей силы было мобилизовано 7,6 млн. человек, в том числе 1,3 млн. для постоянной работы в промышленности и строительстве.
1946-1953 гг. – вопросами подготовки
рабочих, руководством
1966-1970 гг. – в городах организованы
бюро по трудоустройству и
информации населения.
1987 г. – в соответствии с
решением Пленума ЦК КПСС
Таким образом, органы по трудоустройству
населения и кадровые службы предприятий
и организаций на протяжении всей
истории социалистического
С развитием рыночных отношений в крупных городах, областных и районных центрах создаются биржи труда, службы (бюро) занятости населения, которые трудоустраивают и организуют переподготовку персонала.
В последние годы широкое распространение получили различные фирмы, специализирующиеся по проблемам подбора персонала и другим видам услуг. Все это существенно влияет на развитие кадровых служб, позволяет им совершенствовать свою деятельность.
2. Концепция управления персоналом. Система управления каждой организации имеет функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива.
Основным структурным
Службы управления персоналом выполняют ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе также важные, как: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненных; управление производственными и социальными конфликтами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников, управление трудовой мотивацией; регулирование правовых вопросов трудовых отношений; соблюдение требований психофизиологии, экономики и эстетики труда.
Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знания его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Создавшаяся в нашей стране ситуация,
изменение экономической и
При переходе к рынку происходит
медленный отход от иерархического
управления, жесткой системы
Новые службы управления персоналом
создаются, как правило, на базе традиционных
служб: отдела кадров, отдела организации
труда и заработной платы, отдела
охраны труда и техники безопасности.
Задачи новых служб заключаются
в реализации кадровой политики и
координации деятельности по управлению
трудовыми ресурсами в
Структура службы управления персоналом
во многом определяется характером и
размерами организаций, особенностями
выпускаемой продукции. В мелких
и средних организациях многие функции
по управлению персоналом выполняют
преимущественно линейные руководители,
а в крупных формируется
В ряде организаций формируются структуры управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношения к работе с кадрами.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
3. Основные функции и
задачи современной службы
Подразделение, осуществляющее управление кадрами, имеет определенную организационную структуру. Она базируется на горизонтальном и вертикальном разделении управленческого труда. Если вертикальное разделение труда ориентировано на выявлении уровней управления, то горизонтальное строится на четком определении функций, выполняемых каждым подразделением.
Информация о работе Служба персонала и основные требования к ее функционированию