Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:22, контрольная работа
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников - задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Введение
Системный подход к менеджменту.
Определение ситуационного подхода.
Ситуационный подход и процесс управления.
Заключение
Список литературы.
Содержание
Введение
Системный подход к менеджменту.
Определение ситуационного подхода.
Ситуационный подход и процесс управления.
Заключение
Список литературы.
Введение
Сегодня, очевидно, что для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников - задача, решение которой под силу не каждому руководителю.
Знание и умелое применение
ситуационных подходов к управлению
поможет менеджеру коренным образом
изменить ситуацию в компании и добиться
мотивированной вовлеченности каждого
в процесс работы: конструктивное
принятие и исполнение решений, а
также последующей
Существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым.
Наибольший вклад в разработку ситуационных подходов к управлению внесли следующие зарубежные ученые:
· основоположники ситуационной теории или теории сопряженных обстоятельств Е. Лоуренс, Дж. Лорш, Т. Берне, Дж. М. Столкер, К. Перроу, С. Юди, Р. Холл, Дж. Вудвард;
· авторы концепций жизненного цикла Л. Грейнер, Дж. Липпит, М. Портер, А.Эдайзес;
· исследователи рациональности управленческих решений Г. Саймон, Р. Сайерт, Дж. Марч, М. Коен, Дж. Олсен, Дж. Томпсон, X. Лейбенстайн;
· разработчики метода управления по целям П. Друкер, Д. Макгрегор, Дж.С. Одиорне, П. Райа.
Исследованием внутренней и
внешней деятельности хозяйствующих
организаций на основе интеграции фундаментальных
и прикладных теорий предприятия
занимаются такие отечественные
ученые как В.А. Антропов, В.Н. Белкин,
А.Д. Выварец, И.Э. Гимади, Л.Д. Гительман,
А.В. Гребенкин, В.Ж.Дубровский, А.Д. Денисов,
Г.Б. Клейнер, Ю.Б. Клюев, Н.Р. Ковалев, Е.Ю.
Кузнецова, А.Г. Мокроносов, А.В.Молодчик,
В.И. Некрасов, И.И. Пичурин, Е.В. Попов, В.В.
Семененко, А.И. Татаркин и многие другие.
Вместе с тем, недостаточно решенными
являются вопросы применения на практике
ситуационных инструментов менеджмента,
которые помогли бы
более эффективно решать управленческие
задачи, поставленные перед менеджерами.
Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.
Ситуационный подход к менеджменту.
Ситуационный подход к
менеджменту основывается на том, что
пригодность различных методов
управления определяется ситуацией. Центральным
моментом ситуационного подхода
является ситуация, т.е. конкретный набор
обстоятельств, которые сильно влияют
на организацию в данное конкретное
время. Поскольку в центре внимания
оказывается ситуация, ситуационный
подход подчеркивает значимость "ситуационного
мышления". Используя этот подход,
руководители могут лучше понять,
какие приемы будут в большей
степени способствовать достижению
целей организации в конкретной
ситуации. Ситуационный подход не является
простым набором предписываемых
руководств, это, скорее, способ размышления
об организационных проблемах и
их решениях. В нем также сохранена
концепция процесса управления, применимая
ко всем организациям. Методологию
ситуационного подхода можно
объяснить как четырехшаговый процесс.
1-Руководитель должен быть знаком со средствами
профессионального управления, которые
доказали свою эффективность. 2- Руководитель
должен уметь предвидеть вероятные
последствия, как положительные, так
и отрицательные, от применения данной
методики или концепции. 3. Руководитель
должен уметь правильно
Определение ситуационного подхода.
Традиционные школы управления
пытались определить принципы, относящиеся
к функциям управления. Этот комплекс
теоретических знаний о том, как
должны работать руководители, традиционно
рассматривается как научный
компонент управления. Применение этих
принципов на практике традиционно
рассматривалось как искусство,
т.е. как нечто, чего можно достичь
только через опыт, методом проб
и ошибок. Ситуационный подход внес
большой вклад в теорию управления,
используя возможности прямого
приложения науки к конкретным ситуациям
и условиям. Центральным моментом
ситуационного подхода является
ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время. Из-за того,
что в центре внимания оказывается
ситуация, ситуационный подход подчеркивает
значимость «ситуационного мышления».
Используя этот подход, руководители
могут лучше понять, какие приемы
будут в большей степени
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны.
* В оригинале contingency approach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления. Метод ситуаций — основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообраз-ейшим аспектам управления. Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в правлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам. {Прим. научн. ред.)
Системный подход, с которым
ситуационный тесно связан, пытается
интегрировать различные
Рассмотрение ситуации как
важного явления не является чем-либо
новым в управленческой теории. Идя
намного впереди своего времени,
Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е
годы говорила о «законе ситуации».
Она отмечала, что «различные ситуации
требуют различных типов
Однако, лишь в конце 60-х
годов управление и смежные дисциплины
социальных наук получили достаточное
развитие, чтобы справиться с переменными,
влияющими на организацию и на
эффективность управления в различных
ситуациях. Такая увязка очень важна
для сравнения стилей управления
в различных культурах. Например,
хотя многие организации недавно
предприняли попытку
Ситуационные модели
Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.
Разработаны четыре ситуационных
модели, которые помогли разобраться
в сложностях процесса руководства.
Ситуационная модель руководства Фидлера
явилась важным вкладом в дальнейшее
развитие теории, так как она сосредоточила
внимание на ситуации и выявила три
фактора, влияющие на поведение руководителя.
Этими факторами являются:
Отношение между руководителями и членами
коллектива. Подразумевает лояльность,
проявляемую подчинёнными, их доверие
своему руководителю и привлекательность
личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные полномочия. Это
объём законной власти, связанной
с должностью руководителя, которая
позволяет ему использовать вознаграждение,
а так же уровень поддержки, который
оказывает руководителю формальная
организация.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации
соответствует свой стиль руководства,
стиль того или иного руководителя остаётся,
в целом, постоянным.
В приложении 1 показаны отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.
Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1,2,3и8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4,5и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой.
Из 8ми ситуаций - первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия больше, а отношения между руководителем и подчинёнными хорошие ,что создаёт максимальную возможность для оказания внимания. В противоположность этому, ситуация 8- наименьше благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства в обоих этих случаях будет ориентация на задачу.
Стили руководства, ориентированные
на человеческие отношения наиболее
эффективны в умеренно благоприятных
для руководителя ситуациях. Преимущества
стиля, ориентированного на человеческие
отношения это увеличение возможности
руководителя влиять на подчинённых, забота
о подчинённых улучшает отношения
между руководителем и
Подход «путь-цель» Митчела и Хауса - согласно
этой модели, руководитель, организуя
подчинённых на осуществление поставленных
целей, воздействует на пути достижения
этих целей. Он изыскивает возможности
к тому, чтобы сделать пути достижения
своих целей лёгкими, выгодными, стремится
показать личную выгоду подчинённых от
достигнутого результата. Способы влияния
руководителя на подчинённых для достижения
цели - это:
Разъяснение того, что ожидается от подчинённого:
1. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
2. Направление усилий подчинённых на достижение цели.
3. Формирование у подчинённых таких потребностей, которые могут быть удовлетворены.
4. Удовлетворение потребностей подчинённых, когда цель достигнута.
В модели «путь-цель» рассматриваются
ряд стилей руководства:
Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному
на человека и человеческие отношения.
Руководитель заботится о статусе, благополучии
и потребностях подчинённых. Общение руководителя
с подчинёнными «на равных» просто и дружелюбно.
Инструментальный стиль
аналогичен стилю, ориентированному на
работу и на задачу. Подчинённые
получают конкретные указания. Руководитель
составляет графики, поддерживает стандарты,
правила и процедуры, требуя их чёткого
исполнения.
Стиль, поощряющий участие руководитель
делится информацией с подчинёнными и
использует их идеи и предложения для
принятия решений группой. Акцентирует
внимание на консультации.
Стиль, ориентированный на достижения
характеризуется поставкой перед подчинёнными
напряженной цели и ожиданием того, что
они будут работать в меру всех своих возможностей.
Руководитель требует от подчинённых
работать в полную меру их возможностей
и одновременно убеждает их, что это им
по силам.
Стиль руководства, способы и методы управления,
наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой
подчинёнными, зависят от их личных качеств
и от условий среды. Если у подчинённых
имеется большая потребность в самоуважении
и высоко чувство принадлежности к фирме
предпочтительнее поддержка. Однако если
у сотрудников существует сильная потребность
в самовыражении и автономии, то предпочтительнее
инструментальный способ управления.
Теория жизненного цикла (модель ситуационного лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара согласно ей, наиболее эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей, их способности нести ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит от конкретной задачи и определяется руководителем.
В приложении №2 показаны четыре
стиля руководителя. Для подчинённых
с низким уровнем зрелости применим
такой вид, как «давать указания»,
поскольку руководитель исходит
из того, что подчинённые либо не
хотят, либо не способны отвечать за конкретную
задачу и им нужны инструкции, руководство
и строгий контроль. От руководителей
требуется большая
Информация о работе Ситуационный подход и процесс управления