Ситуационные концепции лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать определение ситуационных концепций лидерства, раскрыть их сущность и эффективность, выяснить значение ситуационных факторов.

Содержание

Введение.
Глава 1. Ситуационный подход к управлению.
Глава 2. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве.
2.1 Ситуационные концепции лидерства.
2.2 Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта
2.3 Модель ситуационного лидерства Фидлера
2.4 Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда
2.5 Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла
2.6 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
2.7 Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго
Заключение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 555.96 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации  в данное конкретное время. Ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приёмы и методы решения возникающих проблем с учётом их достоинств, недостатков и реальных возможностей. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.

Все вышеописанные  модели ситуационного лидерства, обращая  главное внимание на воздействие  внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские  стили и обосновать с помощью  ситуационных переменных эффективность  их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и  путей нахождения связи между  ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у  Фидлера - это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени подходит для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.

Модель ситуационного лидерства Бланшарда и Херсея. 
Если верить этой концепции, то эффективность лидерства зависит от зрелости последователей. Зрелость состоит из двух аспектов профессионального и психологического. И именно от того, насколько последователи созрели до выполнения распоряжений лидера и от их готовности работать под его началом, и зависит его успех в группе.

Котинуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта. 
В зависимости от того, какой тип личности у самого лидера, у его последователей, в какой они находятся ситуации, предводитель выбирает из семи образцов поведения один.

Модель ситуационного лидерства «путь – цель» Хауза – Митчелла.  
В ее основе находится теория ожидания. Работники будут эффективно работать тогда, когда у них будет стимул для этого. Поэтому задача хорошего лидера – постоянно поддерживать среди подчиненных мотивацию для качественной работы.

Модель ситуационного лидерства Фидлера. 
Фидлер пришел к выводу, что стиль лидера не зависит от ситуации, он всегда остается неизменным, так как его определяет мотивированность либо на отношения, либо на результат.

Модель ситуационного лидерства Стинсона – Джонсона. 
Для того, чтобы у лидера был неугасаемый интерес к своей работе необходим ряд условий. Среди них опытные профессиональные последователи, порядок в работе или, наоборот, неструктурированная работа и неопытные последователи.

Ситуационная модель принятия решений Врума – Йеттона – Яго. 
Одна из самых современных моделей. Предполагают, что стиль поведения зависит от ситуации, и один лидер может пользоваться разными моделями поведения. Больше делает упор на ситуацию, а не на лидерское поведение.

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема  моей курсовой работы – «Ситуационные  концепции лидерства». Актуальность данной темы заключается в том, что  ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей  универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться  именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода. Само возникновение ситуационного подхода подчеркивает - кризис в теории управления, т.е. ее полную оторванность от практики, неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность деятельности организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация. Основной постулат  ситуационной  теории  лидерства  заключается в следующем: не существует лучшего лидерского поведения; при определённых условиях эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства.

Степень разработанности проблемы- существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым. Вместе с тем, недостаточно решенными являются вопросы применения на практике ситуационных инструментов менеджмента, которые помогли бы более эффективно решать управленческие задачи, поставленные перед менеджерами в зависимости от степени формализации процесса управления, определяемого факторами неопределенности внешней среды.

Курсовая работа логически разделена  на две главы. В первой главе представлена дефиниция ситуационных концепций. В третьей главе  курсовой работы рассмотрены ситуационные факторы  в условиях лидерства. В ней представлено шесть ситуационных моделей лидерства, для каждой из моделей определены соответствующие ситуационные факторы.

Цель работы – дать определение  ситуационных концепций лидерства, раскрыть их сущность и эффективность, выяснить значение ситуационных факторов.

Работа содержит 2 таблицы и 7 рисунков для более детального рассмотрения темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации  в данное конкретное время. Ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать  по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в  том, чтобы на основе всестороннего  анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие  приёмы и методы решения возникающих  проблем с учётом их достоинств, недостатков и реальных возможностей. Успех ситуационного подхода  в значительной мере зависит от точного  определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию  и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить  какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых  организационных проблем.

Все вышеописанные  модели ситуационного лидерства, обращая  главное внимание на воздействие  внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера - это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени подходит для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1 Мескон М. И др. Основы менеджмента. – М.,1995.с.41-42.
  1. 2 Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.,1998.
  1. 3 Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.,1998.с.57-59.
  1. 4 Бовыкин В.И. Новый менеджмент. – М.,1996.с.63-65.
  1. 5 Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.,1998
  1. 6 Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.,1998
  1. 7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.,1996.
  1. 8 Валовой Д.В. Рыночная экономика: возникновение, эволюция и сущность. – М.,1996. (Глава 2. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран).

~ ~


Информация о работе Ситуационные концепции лидерства