Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель работы – дать определение ситуационных концепций лидерства, раскрыть их сущность и эффективность, выяснить значение ситуационных факторов.
Введение.
Глава 1. Ситуационный подход к управлению.
Глава 2. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве.
2.1 Ситуационные концепции лидерства.
2.2 Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта
2.3 Модель ситуационного лидерства Фидлера
2.4 Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда
2.5 Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла
2.6 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
2.7 Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго
Заключение.
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный университет им Н.Г.Чернышевского
Курсовая работа по менеджменту на тему:
«Ситуационные концепции лидерства»
Выполнила студентка
специальности «Менеджмент организации»
Проверила: д.э.н., профессор
Дорофеева Л.И.
Саратов 2011
План:
Список использованной литературы.
Введение.
Глава 1. Ситуационный подход к управлению.
Глава 2. Ситуационные концепции лидерства и ситуационный фактор в лидерстве.
2.1 Ситуационные концепции лидерства.
2.2 Континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта
2.3 Модель ситуационного лидерства Фидлера
2.4 Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда
2.5 Модель лидерства «путь-цель» Хауза и Митчелла
2.6 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
2.7 Ситуационная
модель принятия решений Врума-
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Учебная литература:
Интернет-источники:
Периодика:
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы – «Ситуационные концепции лидерства». Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода. Само возникновение ситуационного подхода подчеркивает - кризис в теории управления, т.е. ее полную оторванность от практики, неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность деятельности организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация. Основной постулат ситуационной теории лидерства заключается в следующем: не существует лучшего лидерского поведения; при определённых условиях эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства.
Степень разработанности проблемы- существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым. Вместе с тем, недостаточно решенными являются вопросы применения на практике ситуационных инструментов менеджмента, которые помогли бы более эффективно решать управленческие задачи, поставленные перед менеджерами в зависимости от степени формализации процесса управления, определяемого факторами неопределенности внешней среды.
Курсовая работа логически разделена на две главы. В первой главе представлена дефиниция ситуационных концепций. В третьей главе курсовой работы рассмотрены ситуационные факторы в условиях лидерства. В ней представлено шесть ситуационных моделей лидерства, для каждой из моделей определены соответствующие ситуационные факторы.
Цель работы – дать определение ситуационных концепций лидерства, раскрыть их сущность и эффективность, выяснить значение ситуационных факторов.
Работа содержит 2 таблицы и 7 рисунков для более детального рассмотрения темы.
ГЛАВА 1. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ.
"Ситуационность" означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация. Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Когда сторонников этой концепции спрашивают о правильном способе решения какой-нибудь организационной задачи, то их ответ начинается со слов: "это зависит от..." и "если..., то...".
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
При ситуационном подходе, возникшем в конце 60-х годов, не считается, что концепции традиционной теории управления. школы человеческих отношений и школы науки управления неверны. Более того, при ситуационном подходе рассматриваются возможности прямого приложения управленческой науки к конкретным ситуациям и условиям.
Считается, что ситуационный подход тесно связан с системным.
Ситуационный подход так же, как и системный, представляет собой лишь способ мышления об организационных проблемах и их возможных решениях, не давая практикам нужного эффективного алгоритма - набора руководств по управлению организацией.
Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям, сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают, что. хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного управления, могут значительно варьироваться. Сущность же таких "специфических приемов" в рамках ситуационного подхода не раскрывается.
Само
возникновение ситуационного
Использование
ситуационного подхода при
С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа управления. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, а также определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации.
Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков... Этот перечень требований к руководителю, выдвинутых ситуационным подходом. можно было бы продолжать очень долго.
Ситуационный
подход к определению эффективного
лидерства исследует
Сам тезис о том, что с точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует, может завести нас в тупик. Ведь данный тезис фактически постулирует невозможность создания какой бы то ни было эффективной модели управления, "не различающей" ситуаций, иначе говоря, способной обеспечить адаптивность процесса управления к любой из них. Тем самым этот тезис становится препятствием на пути развития управленческой мысли.
ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА И СИТУАЦИОННЫЙ ФАКТОР В ЛИДЕРСТВЕ.
2.1. Ситуационные концепции лидерства
Неудачи,
постигшие традиционные концепции
в определении универсального стиля
эффективного лидерства, побудили ученых
к разработке новых подходов к
изучению лидерства. Ответ начали искать
в рамках ситуационных теорий, позволяющих
полнее рассмотреть лидерство и
его последствия. Главной идеей
ситуационного подхода было предположение,
что лидерское поведение должно
быть разным в различных ситуациях.
Ситуационный подход к изучению лидерства
исследует взаимодействие различных
ситуационных переменных для того,
чтобы обнаружить причинно-следственную
связь в отношениях лидерства,
позволяющую предсказать
Ниже будут рассмотрены следующие концепции ситуационного лидерства: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда; модель "путь-цель" Хауза-Митчелла; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.
2.2. Континиум лидерского поведения Танненбауиа-Шмидта
В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис. 1 показан весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе.
Рис. 1. Континиум лидерского поведения.1
Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых, он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность, участия в управлении, во втором - цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных
лидерских стилей.
Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями в учете всех возможных взаимодействий между лидером, последователями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. Так, развитие процессов интернационализации в бизнесе и резкое увеличение количества участников этих процессов сломало традиционные представления об управлении и сделало переход к отношениям лидерства еще более трудным.
2.3. Модель ситуационного лидерства Фидлера
Фреда Фидлера справедливо, считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он, начал в середине 60-х годов, позволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером. В модели используется три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.
Для измерения и определения лидерского стиля Фидлер предложил использовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР). В соответствии с этой шкалой. Респонденты должны, отмечать баллы по каждой из позиций шкалы, описать гипотетичесую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. Пример - отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится ниже.