Системы планирования и контроля качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Содержание

1.Введение …………………………………………………..3
2.Планирование процесса управления качеством………....4-10
3.Общие функции управления качеством продукции……11-13
4.Организация, координация и регулирование
процесса управления качеством…………………………...11-13
5.Контроль, учет и анализ процессов управления
качеством……………………………………………………14-23
6.Организация контроля качества продукции и
профилактики брака………………………………………..14-23
7.Методы контроля качества, анализа дефектов и
их причин……………………………………………………24-25
8. Статистические методы контроля качества…………….26-40
9.Заключение ………………………………………………..41-42
10.Список литературы ………………………………………43

Работа содержит 1 файл

КР управление качеством.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

планирование и технико-экономический  анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции;

координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля предприятия;

периодическое определение  абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния  профилактичности, достоверности и  экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин создание нескольких новых подразделений  в составе службы технического контроля не всегда возможно. В подобных случаях перечисленные выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным специалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.

В существующих производственных условиях достаточно быстрое и эффективное  повышение объективности контроля качества продукции достигается  в результате изменения сложившейся  на многих предприятиях неправильной системы оценки и стимулирования труда различных категорий персонала контрольных служб, создания подлинной заинтересованности этих работников в повышении качества своего труда, обеспечении достоверности осуществляемых проверок.

Для существенного улучшения  результатов деятельности по контролю качества продукции необходима также концентрация усилий работников контрольных служб для обеспечении приоритетного развития прогрессивных видов технического контроля, позволяющих осуществлять профилактику брака в производстве. На рис.4.7 показан состав элементов системы профилактики брака на предприятии и их взаимосвязь. Эффективность ее деятельности напрямую влияет на качественные показатели работы предприятия, поэтому имеет непреходящее значение.

Развитие прогрессивных  видов технического контроля предполагает необходимость первоочередного совершенствования:

контроля качества продукции  на этапе ее разработки;

нормоконтроля конструкторской, технологической и другой документации на вновь осваиваемые и модернизируемые  изделия; входного контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и другой продукции, получаемой по кооперации и используемой в собственном производстве;

контроля соблюдения технологической дисциплины непосредственными  исполнителями производственных операций;

самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участков, цехов и других подразделений предприятия.

Рис. 4.7. Система профилактики брака на предприятии

Правильное использование перечисленных видов контроля способствует значительному повышению его активного воздействия на процесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его возникновения.

Применение указанных видов контроля позволяет осуществлять своевременное обнаружение намечающихся отклонений от установленных требований, оперативное выявление и устранение различных причин снижения качества продукции, предотвращение возможности их появления в дальнейшем.

 

 

 

 

2.2. Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин

Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям, составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются:

поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия; 
производимые заготовки, детали, сборочные единицы; 
готовые изделия; 
оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции. 
Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.

К настоящему времени  сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно разбить на две группы:

1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.

2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая  контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.

Организация технического контроля заключается в: 
проектировании и осуществлении процесса контроля качества; 
определении организационных форм контроля; 
выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; 
обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;

·  разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

В зависимости от характера  дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В  первом случае изделия после исправления  могут быть использованы по назначению, во втором –исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению. Виды технического контроля показаны в таблице 4.3.

При контроле качества продукции  используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушаюшие.

К разрушающим методам  относятся следующие испытания:

испытания на растяжение и сжатие; 
испытания на удар; 
испытания при повторно-переменных нагрузках; 
испытания твердости.

Таблица 4.3

№ п п

Классификационный признак

Виды технического контроля

1

По назначению

Входной (продукции от поставщиков);производственный;инспекционный (контроль контроля).

2

По стадиям технологического процесса

Операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции).

3

По методам контроля

Технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный;статистический.

4

По полноте охвата контролем производственного процесса

Сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический.

5

По механизации контрольных  операций

Ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический.

6

По влиянию на ход  обработки

Пассивный контроль (с  остановкой процесса обработки и  после обработки);активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра);активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.

7

По измерению зависимых  и независимых допустимых отклонений

Измерение действительных отклонений;измерение предельных отклонений с помощью проходимых и непроходимых калибров.

8

В зависимости от объекта  контроля

Контроль качества продукции;контроль товарной и сопроводительной документации;контроль технологического процесса;контроль средств  технологического оснащения;контроль технологической дисциплины;контроль квалификации исполнителей;контроль прохождения рекламаций;контроль соблюдения требований эксплуатации.

9

По влиянию на возможность  последующего использования

Разрушающий;неразрушающий.


К неразрушающим методам  принадлежат:

  • магнитные (магнитографические методы);
  • акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
  • радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма- лучей).

 

 

 

 

 

2.3. Статистические методы контроля качества

Смысл статистических методов  контроля качества заключается в значительном снижении затрат на его проведение по сравнению c органолептическими (визуальными, слуховыми и т.п.) со сплошным контролем, с одной стороны, и в исключении случайных изменений качества продукции – с другой.

Различаются две области применения статистических методов в производстве (рис. 4.8):

при регулировании хода технологического процесса с целью  удержания его в заданных рамках (левая часть схемы);

при приемке изготовленной  продукции (правая часть схемы).

Рис. 4.8. Области применения статистических методов управления качеством продукции

Для контроля технологических  процессов решаются задачи статистического  анализа точности и стабильности технологических процессов и их статистического регулирования. При этом за эталон принимаются допуски на контролируемые параметры, заданные в технологической документации, и задача заключается в жёстком удержании этих параметров в установленных пределах. Может быть поставлена также задача поиска новых режимов выполнения операций с целью повышения качества конечного производства.

Прежде чем браться  за применение статистических методов  в производственном процессе, необходимо четко представлять цель применения этих методов и выгоду производства от их применения. Очень редко данные используются для заключения о качестве в том виде, в каком они были получены. Обычно для анализа данных используются семь, так называемых, статистических методов или инструментов контроля качества: расслаивание (стратификация) данных; графики; диаграмма Парето; причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы или «рыбий скелет»); контрольный листок и гистограмма; диаграмма разброса; контрольные карты.

1. Расслаивание (стратефикация).

При разделении данных на группы в соответствии с их особенностями группы именуют слоями (стратами), а сам процесс разделения – расслаиванием (стратификацией). Желательно, чтобы различия внутри слоя были как можно меньше, а между слоями – как можно больше.

В результатах измерений всегда есть больший или меньший разброс параметров. Если осуществлять стратификацию по факторам, порождающим этот разброс, легко выявить главную причину его появления, уменьшить его и добиться повышения качества продукции.

Применение различных способов расслаивания зависит от конкретных задач. В производстве часто используется способ, называемый 4М, учитывающий факторы, зависящие от: человека (man); машины (machine); материала (material); метода (method).

То есть расслаивание можно осуществить так:

-  по исполнителям (по полу, стажу работы, квалификации и т.д.); 
-  по машинам и оборудованию (по новому или старому, марке, типу и т.д.);  
-  по материалу (по месту производства, партии, виду, качеству сырья и т.д.);  
-  по способу производства (по температуре, технологическому приему и т.д.).

В торговле может быть расслаивание по районам, фирмам, продавцам, видам товара, сезонам.

Метод расслаивания в  чистом виде применяется при расчете  стоимости изделия, когда требуется  оценка прямых и косвенных расходов отдельно по изделиям и партиям, при оценке прибыли от продажи изделий отдельно по клиентам и по изделиям и т.д. Расслаивание также используется в случае применения других статистических методов: при построении причинно-следственных диаграмм, диаграмм Парето, гистограмм и контрольных карт.

2. Графическое представление данных широко применяется в производственной практике для наглядности и облегчения понимания смысла данных. Различают следующие виды графиков:

А). График, представляющий собой ломанную линию (рис. 4.9), применяется, например, для выражения изменения каких-либо данных с течением времени.

Рис. 4.9. Пример «ломанного» графика и его аппроксимации

Б) Круговой и ленточный  графики (рис. 4.10 и 4.11) применяются для  выражения процентного соотношения  рассматриваемых данных.

Рис. 4.10. Пример кругового графика

Соотношение составляющих себестоимости производства: 
1 – себестоимость производства продукции в целом; 
2 – косвенные расходы; 
3 – прямые расходы и т.д.

Рис. 4.11. Пример ленточного графика

На рисунке 4.11 показано соотношение сумм выручки от продажи  по отдельным видам изделий (A,B,C), видна тенденция: изделие B перспективно, а A и C – нет.

В). Z-образный график (рис. 4.12) применяется для выражения  условий достижений данных значений. Например, для оценки общей тенденции при регистрации по месяцам фактических данных (объём сбыта, объём производства и т.д.)

График строится следующим  образом:

1) откладываются значения параметра (например, объём сбыта) по месяцам (за период одного года) с января по декабрь и соединяются отрезками прямой (ломаная линия 1 на рис. 4.12);

2) вычисляется кумулятивная сумма за каждый месяц и строится соответствующий график (ломаная линия 2 на рис. 4.12);

3) вычисляются итоговые значения (меняющийся итог) и строится соответствующий график. За меняющийся итог в данном случае принимается итог за год, предшествующий данному месяцу (ломаная линия 3 на рис. 4.12).

Рис. 4.12. Пример Z-образного графика.

Информация о работе Системы планирования и контроля качества продукции