Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:27, реферат
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Введение…………………………………………………………………………….
1 Школа научного менеджмента…………………………………………………..
2.Административная или функциональная школа управления…………………
3.Школа человеческих отношений и поведенческих наук………………………
4.Школа науки управления или количественный подход……………………….
5. Процессный подход……………………………………………………………...
6. Системный подход………………………………………………………………
7. Ситуационный подход………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………..
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется
на ситуационных различиях между организациями
и внутри самих организаций. Он пытается
определить, каковы значимые переменные
ситуации и как они влияют на эффективность
организации. Методологию ситуационного
подхода можно объяснить как четырех шаговый
процесс:
1. Руководитель
должен быть знаком со
2. Каждая из
управленческих концепций и
3. Руководитель
должен уметь правильно
4. Руководитель
должен уметь увязывать
Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.
Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.
Ввиду того, что концепции всех предшествующих школ и подходов к
управлению так
и не привели к выработке
который бы в любой ситуации позволял руководителям оперативно решать
управленческие задачи и тем самым существенно повышать эффективность
организаций, возник ситуационный подход как попытка увязать конкретные
приемы и концепции более ранних школ с различными ситуациями.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е.
конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на
деятельность организации в данное конкретное время.
При ситуационном подходе, возникшем в конце 60-х годов, не
считается, что концепции традиционной теории управления. школы человеческих
отношений и школы науки управления неверны. Более того, при ситуационном
подходе рассматриваются возможности прямого приложения управленческой науки
к конкретным ситуациям и условиям.
Считается, что ситуационный подход тесно связан с системным.
Ситуационный подход так же, как и системный, представляет собой лишь
способ мышления об организационных проблемах и их возможных решениях, не
давая практикам нужного эффективного алгоритма - набора руководств по
управлению организацией.
Считая концепцию процесса управления применимой ко всем
организациям, сторонники ситуационного подхода нашего столетия признают,
что. хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен
использовать руководитель для эффективного управления, могут значительно
варьироваться. Сущность же таких "специфических приемов" в рамках
ситуационного подхода не раскрывается.
Само возникновение ситуационного подхода подчеркивает - кризис в
теории управления, т.е. ее полную оторванность от практики, неспособность
породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить
эффективность деятельности организаций.
С точки зрения ситуационного подхода не существует единого способа
управления. Руководитель
должен уметь правильно
а также определять, какие факторы являются наиболее важными в данной
ситуации.
Ситуационный подход составил одну из
основ активно разрабатываемой в настоящее
время концепции стратегического управления,
одним из основоположников которой является
крупный американский специалист в области
менеджмента Игорь Ансофф.
Суть
ситуационного подхода состоит
в том, что одни и те же функции
управления по-разному реализуются
в конкретных ситуациях, поэтому
задача менеджмента состоит в
том, чтобы на основе всестороннего
анализа формирующих эти
Ситуационный
подход может быть проиллюстрирован
на примере действий пожарной команды.
В зависимости от того, что именно
горит, последняя применяет самые различные
способы тушения огня: воду, углекислоту,
песок, встречный огненный вал и т.п.
Понятно, что реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать самому, но и организовывать коллективную работу подчиненных.
Ситуационный
подход концентрируется на том, что
пригодность различных методов
управления определяется конкретной ситуацией.
Поскольку существует такое обилие
факторов как в самой фирме, так и во внешней
среде, не существует единого лучшего
способа управлять объектом. Самым эффективным
методом в конкретной ситуации является
метод, который более всего соответствует
данной ситуации, максимально адаптирован
к ней. Применение ситуационного подхода
основано на альтернативности достижения
одной и той же цели во время принятия
или реализации управленческого решения
(планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
Конкретные
ситуации могут изменяться по следующим
признакам:
а) содержанию
— технические, экономические, политические,
организационные, психологические
и др.;
б) виду
управленческого решения во времени
— стратегические, тактические, оперативные;
в) ресурсам
и способам обеспечения реализации
управленческих решений;
г) методам
реализации управленческих решений.[11]
Согласно
ситуационному подходу вся
Ситуационный
подход не оспаривает разработанные
ранее принципы управления. Он, однако,
утверждает, что оптимальные приемы
и способы, которые должен использовать
руководитель для успешного достижения
целей организации, не могут носить
только общего характера и должны
значительно варьироваться, они
определяются именно ситуацией управления.
Содержание управления, а в значительной
мере — и искусство руководства
им заключаются в умении правильного
выбора оптимальных приемов и
методов руководства из всего
их множества.[12]
Согласно
ситуационному подходу, процесс
управления включает четыре основных
макроэтапа:
1) формирование
управленческой компетентности
руководителя, т.е. его овладение
средствами управления, которые
доказали на практике свою
эффективность;
2) предвидение
возможных последствий (как
3) адекватная
интерпретация ситуации; выделение
ее главных факторов — так
называемых ситуационных
4) согласование
выбранных руководителем
Ключевым в этом процессе является его третий этап, состоящий в выборе наиболее существенных для ситуации внешних и внутренних переменных. Конкретные наборы этих переменных сильно варьируются. Однако существует и достаточно ограниченный перечень основных среди них — наиболее важных для подавляющего большинства управленческих ситуаций.
Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее время лучшим способом сделать управление эффективным.
Заключение
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется
на том, что пригодность различных методов
управления определяется ситуацией. Поскольку
существует такое обилие факторов как
в самой организации, так и в окружающей
среде, не существует единого «лучшего»
способа управлять организацией. Самым
эффективным методом в конкретной ситуации
является метод, который более всего соответствует
данной ситуации.
В
результате проводимых в работе исследований,
можно сделать следующие
Системный
подход сформулировал новое понимание
организаций как
Ситуационный
подход, вобрав в себя все достоинства
предыдущих школ и подходов, расширил
практическое применение теории систем,
определив основные внутренние и
внешние переменные, которые влияют
на производственные системы. Согласно
этому подходу все известные
концепции и методики должны быть
применимы к конкретным ситуациям.
Ситуационный подход, или, как его
часто называют, ситуационное мышление,
считают в настоящее время
лучшим способом сделать управление
эффективным.
Информация о работе Системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте